ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7325/2022 от 20.10.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0001-01-2022-009509-52 Дело № 2а-7325/2022РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Сыктывкар 20 октября 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

при секретаре Онок М.С.,

с участием представителя административных ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Коми, и.о. прокурора Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3, прокурору Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО4 о признании действий незаконными, присуждении компенсации за незаконные действия,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными действий (бездействия), выразившегося в халатном рассмотрении его обращения, взыскании компенсации в размере 20000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в прокуратуру о предоставлении сведений о проводимых проверках и выявленных нарушениях за период с ** ** ** по ** ** ** в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. Сыктывкарская прокуратура направила его обращение в Ухтинскую прокуратуру по надзору за исправительными учреждениями, которая, по тогам обращения, дала ответ от ** ** ** о том, что истребуемая информация отсутствует, так как помощник Ухтинского прокурора дислоцировался в г. Сыктывкаре. Административный истец полагает, что Сыктывкарская прокуратура не провела должной проверки, не установила орган, компетентный дать ответ на обращение.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Прокуратура Республики Коми, и.о. прокурора Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ФИО3, и прокурор Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ФИО4

Административный истец, извещенный надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимал, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административных ответчиков Прокуратуры Республики Коми и Генеральной прокуратуры, ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признала.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что ФИО2, отбывающий наказание в виде лишения свободы ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** обратился в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о предоставлении информации о проведении проверок в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (далее - ИК-1) с ** ** ** по ** ** ** и установленных нарушений в данный период, с целью обращения в суд.

В указанный период времени надзор за деятельностью ИК-1 не относился к компетенции Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в связи с чем ** ** ** Сыктывкарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направила обращение ФИО2 в Ухтинскую прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Об этом ФИО2 сообщено в письме от ** ** **, за подписью прокурора, ФИО4

** ** ** и.о. прокурора Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Бурев А.В., дал ответ ФИО2 о том, что перечень поднадзорных Ухтинской спецпрокуратуре учреждений уголовно-исполнительной системы установлен приказом прокурора Республики Коми от ** ** **№... «Об утверждении положений о Сыктывкарской, Ухтинской и Печорской прокуратурах по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях». Согласно положениям указанного приказа Ухтинская спецпрокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений и расположенными на их территории филиалами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в число которых не входит ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. Информация о проведенных проверках в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** в Ухтинской спецпрокуратуре отсутствует. Разъяснено право обратиться в прокуратуру Республики Коми, поскольку место дислокации помощника Ухтинского спецпрокурора, осуществлявшего надзор за ФКУ ИК-1 в рассматриваемый период времени, находилось в г. Сыктывкар Республики Коми.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий (бездействия) административных ответчиков и взыскания компенсации.

Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации, регулируется в том числе, Федеральным законом от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2, пунктам 1, 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Вместе с тем в пункте 4 указанной статьи установлен перечень видов информации, доступ к которой не может быть ограничен вне зависимости от того, касается она прав и обязанностей лица, запрашивающего ее или нет.

Таким образом, законом установлен прямой запрет на ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Частью 2.1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ).

Порядок рассмотрения обращений граждан в прокуратуре Республики Коми регламентирован Федеральным законом, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее - Федеральный закон) гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Аналогичные положения содержатся и в Инструкции.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ, п. 4.15 Инструкции при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, что в данном случае административным истцом не сделано.

Из положений ч. 9 ст. 226, ст. 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) должностного лица нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) должностного лица не могут быть признаны незаконными.

Из совокупности приведенных положений также следует, что граждане имеют право получать не любую информацию о деятельности государственных органов, а только ту, которая непосредственно затрагивает их права и законные интересы. Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В обращении ФИО2 информация о нарушении требований законодательства, а также прав и законных интересов заявителя не содержалась, непредоставление истребуемой информации обращению его в суд с исками не препятствовало.

С учетом этого суд полагает, что ответы от ** ** ** и ** ** ** на обращение ФИО2 даны уполномоченными должностными лицами Прокуратуры Республики Коми, в установленный законом срок, прав и законных интересов административного истца не нарушают, реализации его прав не препятствуют.

Таким образом, отсутствует совокупность оснований, необходимых для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры и взыскания какой-либо компенсации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований к Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Коми, и.о. прокурора Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3, прокурору Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО4 о признании действий незаконными, присуждении компенсации за незаконные действия.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

Судья - Н.Е. Колосова