Дело № 2а-732/2021
УИД 89RS0002-01-2021-001145-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Словакевич Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Патлатюк И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО о признании действий и бездействие незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО (далее – СИЗО-1) о признании действий, выразившихся в ежесуточном транслировании ПВР СИЗО с 22.04.2019 по 23.12.2019 и с 31.01.2020 по настоящее время посредством системы радиовещания, незаконными, поскольку данные записи транслируются каждый день с повторами и без перерыва с 15.00 до 17.30 часов, данные действия блокируют доступ истца к прослушиванию радиопередач лицензированных радиостанций России, нарушают права, предусмотренные ч. 4 ст. 94 УИК РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст.8 § 1, ст.10 § 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Административный истец также просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в нарушении установленного трехдневного срока ознакомления истца с регистрационными номерами исходящей корреспонденции. Указывает, что предоставленная СИЗО-1 справка от 02.04.2021 об отсутствии регистрации во входящей корреспонденции письма Салехардского городского суда от 03.03.2021 № 3231/НЮ не соответствует действительности, поскольку данное письмо было зарегистрировано канцелярией учреждения и вручено ему.
Административный истец ФИО1, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий доверенности от 13.05.2021, административный иск не признал, указав, что радиовещание в определенное время суток ведется на основании Правил внутреннего распорядка, которым не запрещено транслировать указанные Правила. В нормативно-правовых актах не регламентированы сроки ознакомления истца с исходящими регистрационными номерами. Административному истцу вручалась копия решения Салехардского городского суда от 15.01.2021, поступившая с сопроводительным письмом от 03.03.2021 за исх. № 3238/НЮ, какая-либо корреспонденция из Салехардского городского суда от 03.03.2021 за исх. № 3231/НЮ в СИЗО-1 не поступала, о чем истцу была выдана справка.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: оспариваемое решение или действие принято, либо совершено не в соответствии с законом, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (п. 62 постановления Пленума).
Судом установлено, что ФИО1 на основании приговора суда отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, 31.01.2020 прибыл в СИЗО-1 из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании судебного постановления от 22.01.2020 в качестве обвиняемого.
Статья 77.1 УИК РФ предусматривает, в частности, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (часть вторая).
В силу же части третьей статьи 77.1 УИК РФ в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Согласно ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 16 Закона № 103-ФЗ Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР СИЗО).
В силу абз. 4 ст. 23 Закона № 103-ФЗ все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.
В соответствии с ПВР СИЗО распорядок дня составляется в каждом СИЗО с учетом наполняемости СИЗО, местных условий, продолжительности светового дня, времени года и других обстоятельств (пункт 1 Примечаний к Приложению № 4 ПВР СИЗО).
Согласно п. 13 ПВР СИЗО принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами.
Приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от 22.07.2019 № 80 утвержден распорядок дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которым предусмотрена работа радиоточки по информированию, духовно-нравственному просвещению с 15.00 до 17.30 часов.
Из пояснений представителя ответчика следует, что с жалобами, заявлениями о приостановлении радиовещания ФИО1 не обращался.
В соответствии с действующим законодательством камеры следственных изоляторов обеспечиваются средствами радиовещания путем оборудования камер радиодинамиками. По радио подозреваемым и обвиняемым регулярно может предоставляться информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи жалоб и заявлений, а также передаваться общегосударственные программы.
При этом уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, предусматривая обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить доступ подозреваемым и обвиняемым к радиовещанию, с учетом баланса их интересов, не возлагает на нее обязанностей по обеспечению прослушивания подозреваемыми и обвиняемыми каких-либо конкретных либо объединенных по отдельным признакам радиопередач и по обеспечению прослушания конкретными лицами радио программ по их выбору.
Сама по себе радиотрансляция действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем действия административного ответчика нельзя признать не соответствующими какому-либо закону.
Транслирование прав и обязанностей лиц, содержащихся в СИЗО-1, обеспечивает не только обязанность администрации следственного изолятора довести до сведения осужденных необходимую информацию, но и право осужденного (обвиняемого) на получение информации, которая доводится до сведения во время, наиболее подходящее для ее восприятия и во избежание срыва иных обязательных мероприятий, предусмотренных распорядком дня.
Таким образом, поскольку регулярное предоставление подозреваемым и обвиняемым информации о правах и обязанностях, режиме содержания, распорядке дня, предусмотрено действующими Правилами, данная обязанность возложена на СИЗО-1, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
В соответствии со ст. 20 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней.
В силу ст. 21 Закона № 103-ФЗ предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
Согласно п. 80 ПВР СИЗО подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества.
Вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления (пункт 89 Правил).
Пунктом 94 ПВР СИЗО предусмотрено, что предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Согласно п. 87 ПВР СИЗО вручение писем и телеграмм, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией СИЗО не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней.
Представитель административного ответчика категорически отрицал факт нарушений требований закона в части установленных сроков регистрации и отправления какого-либо рода обращения. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом фактов нарушения прав истца в указанной части не установлено, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает сроки ознакомления истца с исходящими номерами направляемой им корреспонденции.
Разрешая требования о признании незаконным ответа СИЗО-1 от 02.04.2021 приходу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 25.03.2021 на имя ФИО1 из Салехардского городского суда поступила копия решения данного суда от 15.01.2021 по административному делу № 2а-213 с сопроводительным письмом от 03.03.2021 за исх. № 3238/НЮ. Документы вручены административному истцу 26.03.2021.
25.03.2021 ФИО1 обратился к начальнику СИЗО-1 с заявлением № 1296, в котором просил сообщить поступали ли в адрес СИЗО-1 и вручались ли ему письмо судьи Салехардского городского суда ЯНАО от 03.03.2021 № 3231/НЮ и копия решения по административному делу № 2а-213/2021.
02.04.2021 истцу была выдана справка младшего инспектора канцелярии, согласно которой письмо Салехардского городского суда от 03.03.2021 за исх. № 3231/НЮ, адресованное ФИО1, в канцелярию СИЗО-1 не поступало и не регистрировалось.
При ознакомлении с указанной справкой ФИО1 было отображено, что справка содержит ложную информацию, так как письмо Салехардского городского суда поступило, зарегистрировано, о чем ему была выдана соответствующая справка.
Между тем, в подтверждение своих доводов ФИО1 справка, на которую он ссылался, не представлена. Представитель ответчика отрицал факт поступления корреспонденции из Салехардского городского суда с исх. № 3231/НЮ.
Таким образом, судом не выявлено проявление незаконного бездействия со стороны административного ответчика, повлекшего нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований ФИО1 надлежит отказать.
Согласно положениям ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, физические лица признаются плательщиками государственной пошлины, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.
В силу ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 227, п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на распределение судебных расходов.
Исходя из подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам данной категории при подаче административного искового заявления подлежит уплате госпошлина в размере 300 рублей.
Определением судьи от 19.05.2021 ФИО1 предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска до рассмотрения дела по существу.
Учитывая, что доступ ФИО1 к правосудию был обеспечен, с него как участника судопроизводства после рассмотрения и разрешения административного дела по существу не может быть снята установленная для всех и подлежащая исполнению в равной степени обязанность уплаты государственной пошлины.
При этом сами по себе временные затруднения материального характера, на которые ссылается административный истец, не отнесены к законным основаниям для освобождения от обязанности уплаты государственной пошлины.
При таких данных, с ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО о признании действий и бездействие незаконными, обязании устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: ...
Решение в окончательной форме принято 11 июня 2021 года.
...