Дело №2а-785/2022 (2а-7336/2021)
УИД: 34RS0008-01-2021-011529-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Толмачевой А.В.,
с участием представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом Волгоградской области – ФИО1, представителя заинтересованного лица губернатора Волгоградской области – ФИО1, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2022 года в городе Волгограде административное дело по административному иску ФИО2 АлексА.ны к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, возложении обязанности устранить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными бездействия, выразившегося в не совершении мероприятий по прекращению договора аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, возложении обязанности по выполнению мероприятий, направленных на прекращение действия договора аренды. Свои требования мотивирует тем, что она является многодетной матерью и ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о возможности предоставления земельного участка в Ворошиловском районе г.Волгограда: ... (кадастровый №...) в собственность бесплатно. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-136099675 на испрашиваемый участок зарегистрировано обременение в виде аренды (запись №... от ДД.ММ.ГГГГ). По мнению административного истца, результатом отказа Облкомимущества стало бездействие органа государственной власти выразившееся в отказе от расторжения договора аренды и прекращении его действия. Договор аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ был выдан сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по истечению срока Облкомимущество не направило арендатору уведомление о прекращении договора аренды и возврате земельного участка арендодателю. В течение 10 лет аренды арендатор никак не осваивал земельный участок, градостроительный план не изготавливался, разрешение на строительство не получалось, проектная документация не разрабатывалась, технические условия для присоединения к инженерным коммуникациям не получались, не использовал его в соответствии с целевым назначением, что согласно п.3 ст.8.8. КоАП РФ является административным правонарушением.
Бездействие выражается в том, что с момента передачи государственному органу права по распоряжению земельными участками, расположенными в г.Волгограде для строительства ДД.ММ.ГГГГ, государственный орган за 9 лет ни разу не осуществлял проверку по контролю за использованием данного земельного участка по назначению и привлечению арендатора к административной ответственности или совершению действий по расторжению договора аренды.
В связи с чем, просил суд признать бездействия Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выразившееся в не совершении мероприятий по прекращению действия договора аренды№... от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый №... незаконными и возложить на Облкомимущество обязанность по выполнению мероприятий, направленных на прекращение действия договора аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый №....
В судебное заседание административный истец ФИО2 и ее представители не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель административного ответчика Облкомимущества и заинтересованного лица губернатора Волгоградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, пояснила, что инициирование прекращения действия договора аренды является правом, но не обязанностью арендодателя.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Волгоградской области в судебное заседание не явился, предоставили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомлен, об отложении слушания дела не просил, участие неявившихся лиц обязательным не признавалось, в связи с чем на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные ФИО2 административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В порядке ч. 4 ст. 9 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области» Облкомимущество является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
Среди иных полномочий, Комитет осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград для целей строительства., а также осуществляет функции арендодателя (ссудодателя) государственного имущества, составляющего казну Волгоградской области, и земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, предоставленных для целей строительства.
Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется соответствии с подпунктами 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно», Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области».
Абзацем 1 части 3 статьи 9 Закона №...-ОД установлено, что земельный участок, не поставленный на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.
Абзацем 2 части 3 статьи 9 Закона №...-ОД установлено, что земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
Следовательно, предоставление земельного участка в порядке, определенном частью 4 статьи 9 является самостоятельной административной процедурой. Отдельная процедура проводится также по заявлению, поданному в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона №...-ОД.
При этом, результатом процедуры, предусмотренной частью 4 статьи 9 Закона №...-ОД является принятие уполномоченным органом решения о согласовании возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Принятие же решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно является результатом процедуры, предусмотренной частью 5 статьи 9 Закона №...-ОД.
К заявлению о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно прилагается графическое описание границ испрашиваемого земельного участка, подготовленное с использованием сведений общедоступных информационных ресурсов, содержащих картографические данные, либо любым иным способом, позволяющим описать границы испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 5 статьи 9 Закона №...-ОД граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который поставлен на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», подают заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту постановки на учет.
Порядок предоставления Облкомимуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков гражданам в собственность бесплатно установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Облкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ№...-н.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании части 4 статьи 9 Закона №...-ОД обратилась в Облкомимущество с заявлением о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 34:34:050049:181 для индивидуального жилищного строительства, площадью 740 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ....
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 письмом за №... от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из представленных в деле документов следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного законом срока на обращение за судебной защитой своих прав.
По итогам о рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Облкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ№... заявитель уведомлена о невозможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка, с кадастровым номером 34:34:050049:181, расположенным по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ....
Административный ответчик мотивировал свой отказ тем, что на испрошенный ФИО2 земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды (запись о государственной регистрации №... от ДД.ММ.ГГГГ).
Из оспариваемого ответа Облкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ№... об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка в собственность бесплатно следует, что согласно данным информационной системы «Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области», земельный участок с кадастровым номером 34:34:050049:181 предоставлен иному гражданину в аренду для индивидуального жилищного строительства и заключен договор аренды земельного участка. В настоящее время договор аренды земельного участка является действующим.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-136099675 на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 34:34:050049:181 зарегистрировано обременение в виде аренды (запись о государственной регистрации №... от ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 2 части 5 статьи 9 Закона №...-ОД установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случая обращения с таким заявлением арендатора указанного земельного участка в соответствии с абзацем первым части 6 статьи 9 Закона №...-ОД.
Аналогичное основание для принятия решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно также предусмотрено подпунктом 3 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно», утвержденного приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-н.
С учетом указанного, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 9 Закона №...-ОД, подпунктом 5 пункта 2.9.1 Регламента, Облкомимуществом принято решение об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 34:34:050049:181, расположенного по адресу: г.Волгоград, ....
Доводы административного истца о том, что наличие зарегистрированного обременения в виде аренды в отношении испрашиваемого земельного участка нарушает его права и законные интересы и связывает подобные нарушения с бездействием Комитета, выразившиеся в не проведении мероприятий по прекращению данного обязательства являются несостоятельными в силу следующего.
Земельный участок с кадастровым номером 34:34:050049:181, площадью 740 кв. м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., предоставлен иному лицу по договору аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства.
С учетом обращения арендатора в соответствии с частями 6-8 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заключено дополнительное соглашение №... от ДД.ММ.ГГГГ к дововору №... в части увеличения срока аренды по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений статей 45-46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в том числе при неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного строительства в течении трех лет.
Таким образом, инициирование прекращения действия договора аренды является правом, но не обязанностью арендодателя.
В соответствии с положениями части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
При этом, в силу пункта 21 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект недвижимости.
Таким образом, расторжение договора аренды земельного участка №... от ДД.ММ.ГГГГ приведет к нарушению прав арендатора, поскольку срок действия разрешения на строительство не истек.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При изложенных обстоятельствах, бездействие со стороны Облкомимущества отсутствует, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО2 АлексА.ны к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании бездействия, выразившегося в не совершении мероприятий по прекращению действия договора аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый №... незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение по выполнению мероприятий направленных на прекращение действия договора аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый №... – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 02.03.2022 года.
Судья Мягкова Е.А.