Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2016 года
Дело № 2а-7338/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2016 года город Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Свистуновой И.Н.,
с участием
представителя административного истца ФИО7
представителя административного ответчика ФИО8.,
при секретаре Кондратенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Мончегорска к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ГЖИ МО) о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Мончегорска обратилась в суд с административным иском о признании предписания ГЖИ МО от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным. В обоснование требований указав, что по п.1 предписания не усматривается нарушений п.44 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ при рассмотрении обращения ФИО4 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. ФИО4 не было отказано в рассмотрении её обращения, а поскольку к нему не были приложены все необходимые документы, в соответствии с Административным регламентом МКУ УЖКХ указано на необходимость представить полный пакет документов, включая заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, после чего заявление ФИО4 подлежало передаче на рассмотрение в межведомственную комиссию. Также считает, что нарушений ч.3 ст. 36 ЖК РФ при рассмотрении обращения ООО «<данные изъяты>» о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое, не допущено. Полагает, что в результате перепланировки не происходит уменьшение общего имущества многоквартирного дома, указанное ст. 36 ЖК РФ, согласие всех собственников помещений в данном доме не требуется. Поскольку решение по вопросу устройства отдельного входа принято 68,77% голосов от общего числа голосов, принявших участие в собрании собственников помещений, нарушений в рассматриваемом случае не допущено. По п.3 предписания указывает, что предоставить сведения об осуществлении оплаты взносов на капитальный ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности на специальный счёт ТСЖ «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным, в связи с невозможностью предоставления протокола общего собрания собственников помещений, по причине нахождения председателя ТСЖ в очередном отпуске. Протокол был направлен ДД.ММ.ГГГГ, копия платёжного поручения направлена ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время, предписание в данной части исполнено. Просит суд признать предписание ГЖИ МО незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО9
на иске настаивала в полном объёме, по основаниям в нём изложенным.
Представитель административного ответчика ГЖИ МО ФИО10 в судебном заседании возражала по доводам заявления, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку предписание является законным и обоснованным.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Положением о ГЖИ Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 № 438-ПП, Государственная жилищная инспекция Мурманской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим государственный жилищный надзор, лицензирование и лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Мурманской области.
Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была инициирована плановая выездная и документарная проверка в отношении администрации г. Мончегорска.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> направлено уведомление.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки был составлен акт №, из которого следует, что в результате плановой проверки установлены нарушения:
-при рассмотрении обращения ФИО4 являющейся собственником помещения № многоквартирного <адрес> о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции допущено нарушение требований п. 44 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 в части нарушения процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям. Без вынесения на межведомственную комиссию обращения ФИО4 заявителю направлен ответ об отказе в рассмотрении заявления на межведомственной комиссии.
- при рассмотрении обращения ООО «<данные изъяты>» о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое с целью использования под офис, протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ согласован перевод жилого помещения в нежилое на основании приложенных к заявлению документов. Как следует из приложенных к заявлению документов с целью использования нежилого помещения под офис запланированы работы по устройству отдельного входа крыльцом в несущей стене многоквартирного дома. При этом протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> решение по вопросу устройства отдельного входа, т.е. уменьшение общего имущества многоквартирного дома, принято 68,78 % голосов от общего числа голосов, принявших участие в собрании собственников помещений. Вместе с тем в соответствии с ч.3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции. Таким образом, при переводе жилого помещения <адрес> нежилое администрацией муниципального образования <адрес> не учтены требования жилищного законодательства о наличии согласия всех собственников многоквартирного дома на уменьшение размера общего имущества.
- в ходе проверки администрацией муниципального образования <адрес> не представлены сведения об осуществлении оплаты взносов на капитальный ремонт на специальный счёт по муниципальным помещениям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, спец.счёт –ТСЖ «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в МУ «УЖКХ» г.Мончегорска обратилась собственник <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> -а - ФИО4 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
ДД.ММ.ГГГГ директором МКУ «УЖКХ» г. Мончегорск было направлено уведомление о необходимости предоставить документы, указанные в п. 47 положения, включая заключение специализированной организации, в котором будет указано, что многоквартирный <адрес>-а по <адрес> в <адрес> является аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такой порядок и основания определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, которым утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В силу п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в данном Положении требованиям.
Разделом 4 данного Положения установлен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 42 Положения, комиссия, в том числе на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
В соответствии с п.44 Положения межведомственная комиссия на основании заявлений, в том числе поступивших от собственника жилого помещения, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, что включает в себя прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов.
Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, учитывая приведённые выше положения, заявление ФИО4 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежало рассмотрению межведомственной комиссией на основании Положения, тогда как директор МКУ «УЖКХ» г. Мончегорска единолично отказал в принятии к рассмотрению заявления, указав на необходимость предоставления документов, указанных в п. 47 Положения.
При таких обстоятельствах, решение об отказе в рассмотрении заявления ФИО4 было принято в нарушении установленного порядка признания помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотренного разделом 4 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, при этом ссылка административного истца на административной регламент предоставления муниципальной услуги, утверждённый постановлением администрации г. Мончегорска от 29.06.2012 № 816 является не состоятельной.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Мончегорска поступило заявление ООО «<данные изъяты>» о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации г. Мончегорска в соответствии с Жилищным кодексом РФ, на основании административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утверждённого постановлением администрации г. Мончегорска от 31.12.2010 №1320 принято решение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение с целью использования под офис и обязании собственника помещения получить разрешение на строительство, выполнить реконструкцию квартиры под офис в соответствии с утверждённым проектом пп.0680, разработанным ООО «<данные изъяты>», получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилого помещения в нежилое помещение, выданное ООО «<данные изъяты>» с формулировкой «выполнить реконструкцию квартиры под офис в соответствии с утверждённым проектом пп.0680, разработанным ООО «<данные изъяты>», получить акт приёмочной комиссии.
В силу ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного Кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
В досье на проект федерального закона № 298242-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ одним из условий перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или наличие технической возможности оборудовать такой доступ.
Данная норма направлена на использование собственником переводимого помещения отдельного от жилого подъезда входа/выхода. Учитывая, что квартиры редко оборудованы отдельными выходами на улицу, перевод помещения возможен только посредством проведения работ по перепланировке или реконструкции такого помещения, которые в свою очередь могут повлиять на режим общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пп. 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения представляет в числе документов подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Вместе с тем ч. 8 ст. 23 Жилищного кодекса РФ определено, что если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
В ходе проведённой поверки ГЖИ МО было установлено, что с целью использования нежилого помещения под офис запланированы работы по устройству отдельного входа с крыльцом в несущей стене многоквартирного дома.
Таким образом, запланированные работы по устройству отдельного входа с крыльцом в несущей стене многоквартирного дома, принадлежащего в соответствии с ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, для входа и возведение крыльца влечет за собой уменьшение общего имущества. Следовательно, в случае если обустройство отдельного доступа в переводимое помещение предполагает использование объекта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме либо его части, наравне с положениями главы 3 Жилищного кодекса РФ должны применяться ч. 3 ст.36, ч.2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, обустройство отдельного доступа в помещение не должно нарушать права и законные интересы собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе и в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данное требование следует также из положений ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 1 и ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Установлено, что на общем собрании согласие на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес> получено 68,78% голосов принявших участие собственников.
Поскольку закон требует получения согласия каждого сособственника на совершение действий по оборудованию ООО «Теплоэнергосервис» отдельного входа в многоквартирный дом в помещение, которое оно намерено использовать под офис, ГЖИ МО пришла к обоснованному выводу, что межведомственной комиссией администрации г. Мончегорска при принятии решения о переводе жилого помещения 22 в <адрес> в нежилое, данные требования закона не учтены.
Таким образом, доводы административного истца о том, что работы по устройству отдельного входа в помещении производится в пределах границ жилого помещения №, а также о том, что переустройство оконного блока в дверной проём не является реконструкцией помещения, в связи с чем положения ч.3 ст. 36 и ч.2 ст. 40 ЖК РФ не подлежат применению, являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ходе проверки ГЖИ МО было установлено, что администрацией <адрес> не представлены сведения об осуществлении оплаты взносов на капитальный ремонт на специальный счёт по муниципальным помещениям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца данные обстоятельства не оспаривала, пояснила, что предписание в данной части ими исполнено ДД.ММ.ГГГГ.
Обжалуемое предписание принято в рамках предоставленной ГЖИ МО законом компетенции, порядок принятия предписания соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, оснований для признания предписания ГЖИ МО от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Администрации г. Мончегорска к Государственной жилищной инспекции Мурманской области о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий- И.Н.Свистунова