Дело № 2а-733/2016
Решение
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
10 ноября 2016 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Манухиной С.И., с участием административного истца Ануфриева Н.А., представителя административного истца Плисак Ю.Н., представителя административного ответчика Голоденко В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ануфриева <данные изъяты> к администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края о признании действий органа местного самоуправления незаконными и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Ануфриев Н.А. обратился в суд с административным иском к администрации Терского сельсовета Канского сельсовета Красноярского края, в котором с учетом дополнений просит признать неправомерными действия администрации Терского сельсовета Канского района, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для строительства трассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, (посредством письма от 08.06.2016 года исходящий № 336) - незаконными. Обязать администрацию Терского сельсовета <адрес> согласовать (утвердить) схему расположения земельного участка для строительства трассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>. Взыскать с администрации Терского сельсовета в пользу административного истца судебные расходы, на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также за оказанные юридические услуги в сумме 15000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <адрес>. В связи с чем он обратился за выделом земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе. Отделом Архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района» 13.08.2015 года была подготовлена и предоставлена на согласование Схема размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе. В примечаниях к указанной схеме было отмечено, что настоящий акт действителен по 13.08.2018 года. Данный документ был согласован следующими организациями:
- Отделом Архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района»
- ООО «Коммунальщик»,
- ЛТЦ (Канский район) ВМЦТЭТ ВЦТ Красноярского филиала ОАО «Ростелеком»,
- ПТС ВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» Красноярскэнерго
- ОАО «КРЭК».
От согласования данной Схемы (акта) размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе уклоняется лишь Терский сельсовет. С 02.10.2015 и с 16.10.2015 теплотрасса котельной № 1 и водопроводная сеть, обеспечивающая холодной водой жилые дома, в том числе расположенные на <адрес> являются муниципальной собственностью. В настоящее время указанные объекты зарегистрированы в собственность муниципального образования Терский сельсовет. Также заключено концессионное соглашение на обслуживание и содержание теплосети и водопроводной сети с обслуживающей организацией. Административный истец на протяжении с 13.08.2016 до настоящего времени обращается в Терский сельсовет как за согласованием Схемы размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе, так и с заявлениями о подключении холодного и горячего водоснабжения от тепловой сети по пер. Школьный (ведущей от ТК-11 <адрес> (напротив <адрес>) к дому №<адрес>). Заявления на подключение датированы ДД.ММ.ГГГГ (вх. № 120 от 11.05.2016), 23.10.2015 (вх № 453 от 23.10.2015), 01.09.2015 (вх. № 69 от 01.09.2015 г.).
В соответствии с очередным ответом администрации Терского сельсовета датированного 08.06.2016 № 336 ему в согласовании земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе от 13.08.2015 года вновь было отказано и предложено написать заявление на подключение холодного и горячего водоснабжения. При этом ранее направленные заявления на подключение к инженерным сетям муниципального образования (последнее от 11.05.2016 года) удовлетворены не были, а ранее Решением Канского районного суда от 12.01.2016 года по делу № 2а-56/2016 действия администрации Терского сельсовета в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка для строительства теплотрассы теплоснабжения к вышеуказанному жилому дому признаны незаконными. Решение было вынесено с учетом норм действующего законодательства, а именно ст.ст. 11; п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. При этом вступившим в законную силу решением суда было закреплено, что оснований, препятствующих подключению Истца (Ануфриева Н.А.) к основной теплотрассе не имеется. Отказ в согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка для строительства трассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, приводит к невозможности реализации прав административного истца в части получения питьевой воды и теплоснабжения в месте постоянного места жительства его и членов его семьи.
В судебном заседании административный истец Ануфриев Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного истца по доверенности Плисак Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что Отделом архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района» была подготовлена и предоставлена на согласование Схема размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе, согласно которой земельный участок площадью 72 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по санитарным и пожарным основаниям пригоден для строительства трассы теплоснабжения площадь 72 кв.м. от установленного колодца на существующей магистральной теплотрассе по пер. Школьный к жилому дому расположенному по вышеуказанному адресу. Данная схема без замечаний согласована с соответствующими организациями, в том числе с ООО «Коммунальщик». Ануфриеву Н.А. выданы технические условия на подключение к тепловым сетям ООО «Коммунальщик Канского района», которые действительны по 03.08.2017. Как следует из технических условий присоединение потребителя Ануфриева Н.А. возможно от котельной №1 с указанием возможной точки присоединения, разрешенного максимума теплопотребления на отопление, вентиляцию, теплоноситель, а также иные технические характеристики. Письмом от 08.06.2016 администрация Терского сельсовета отказывает Ануфриеву Н.А. в согласовании земельного участка под строительство трассы теплоснабжения под предлогом необходимости написать заявление на подключение холодного и горячего водоснабжения. Считает, что административный ответчик необоснованно отказывает в согласовании схемы размещения земельного участка Ануфриеву Н.А., находя в процессе рассмотрения дела новые необоснованные причины для отказа. Доказательств невозможности подключения к тепловым сетям дома, принадлежащего Ануфриеву Н.А., административным ответчиком не представлено. Представленные ответчиком письма представляют собой некую внутреннюю переписку между Главой и коммунальной компанией.
Представитель административного ответчика администрации Терского сельсовета Голоденко В.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что схема размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения в Канском районе выдана Отделом архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района» незаконно. Удовлетворение иска противоречит пункту 17 статьи 14 190-ФЗ, в котором запрещается подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей, на которые не предоставлена гарантия качества в отношении работ по строительству и примененных материалов на срок не менее чем десять лет, данную гарантию административный истец не предоставил.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Отдела архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, своего мнения по существу административных исковых требований не представил.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Коммунальщик Канского района» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, своего мнения по существу административных исковых требований не представил.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 статьи 3.3 указанного Закона предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Решением Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 03.11.2015 N 53-398 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Терского сельсовета» утверждены Правила землепользования и застройки Терского сельсовета согласно приложению к настоящему Решению.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судом установлено, что Ануфриев Н.А. 01.02.2016 обратился в администрацию Терского сельсовета Канского района с заявлением, в котором просит о согласовании на подключение холодного и горячего водоснабжения от тепловой сети по пер. Школьный (ведущей от ТК-11, <адрес> (напротив <адрес>) к дому 18 <адрес>). С приложением технических условий на подключение к тепловым сетям ООО «Коммунальщик Канского района» и схемы размещения земельного участка для строительства теплотрассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу <адрес>.
Схема размещения земельного участка для строительства теплотрассы теплоснабжения в Канском районе от 13.08.2015, для согласования которой обратился Ануфриев Н.А. в администрацию Терского сельсовета, на момент обращения была согласована с отделом архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района», с ООО «Коммунальщик», с ПТС ВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» Красноярскэнерго, с Красноярским филиалом ОАО «Ростелеком», с ООО «КРЭК».
01.02.2016 Главой Терского сельсовета Ануфриеву Н.А. было отказано в согласовании указанной схемы, отказ мотивирован тем, что подключение холодного и горячего водоснабжения от тепловой сети по пер. Школьный (ведущей от ТК-11 <адрес> (напротив <адрес>) к дому №<адрес> невозможно, так как обслуживающая организация - ООО «Коммунальщик Канского района» не может выдать технические условия на разработку проекта для присоединения <адрес> к тепловой сети. К отказу приложено письмо ООО «Коммунальщик Канского района» от 25.02.2016 № 63, согласно которому директор Марченко А.П. сообщает, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты теплоснабжения в <адрес>, выдать технические условия на разработку проекта для присоединения <адрес> к тепловой сети не представляется возможным.
Вместе с тем, Ануфриеву Н.А. были выданы технические условия, подписанные директором ООО «Коммунальщик Канского района» Марченко А.П., в которых потребителем указан Ануфриев Николай Александрович, <адрес>. Источник теплоснабжения: Котельная №.1, <адрес>, стр. 30, наличие ГВС (горячего водоснабжения) нет. Возможно потребление теплоносителя (технической воды) в отопительный период. Присоединение возможно от котельной № 1. Возможная точка присоединения: тепловая сеть пер. Школьный (ведущая от ТК-11, <адрес> (напротив <адрес>) к дому 18 <адрес>).
11.05.2016 административный истец Ануфриев Н.А. вновь обратился в администрацию Терского сельсовета Канского района с заявлением, в котором просит о согласовании на подключение холодного и горячего водоснабжения от тепловой сети по пер. Школьный (ведущей от ТК-11, <адрес> (напротив <адрес>) к дому 18 <адрес>). С приложением технических условий на подключение к тепловым сетям ООО «Коммунальщик Канского района» и схемы размещения земельного участка для строительства теплотрассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу <адрес>.
По условиям концессионного соглашения № 1 от 08.04.2016 администрация Терского сельсовета Канского района Красноярского края, в лице Главы Терского сельсовета Голоденко В.П., предоставила ООО «Коммунальщик Канского района», в лице директора Марченко А.П. права владения и пользования теплотрассой и котельной для бесперебойной подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения.
08.06.2016 Главой Терского сельсовета Ануфриеву Н.А. было отказано в согласовании указанной схемы, отказ мотивирован тем, что согласно ч. 2 ст. 23 решения Канского районного Совета депутатов № 53-398 от 03.11.2015 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Терского сельсовета» в случае строительства подземных линейных объектов, не предусмотренных документацией по планировке территории, выбор земельного участка для размещения объектов оформляется актом о выборе земельного участка в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Рекомендовано написать заявление на подключение холодного и горячего водоснабжения.
Ссылку ответчика на то обстоятельство, что выбор земельного участка для размещения объектов оформляется актом о выборе земельного участка, суд не может принять во внимание, поскольку законом такое основание для отказа не предусмотрено. В связи с чем, суд не может признать данный довод администрации Терского сельсовета при вынесении решения об отказе в согласовании схемы размещения земельного участка законным и обоснованным.
Доводы административного ответчика, указанные в письменных возражениях, о том, что схема оформлена ненадлежащим образом, так как должна быть подписана первым заместителем главы администрации Канского района (Т.Ю. Бородиной) и закреплена печатью, не основаны на законе. Утверждение ответчика, что основанием для отказа в согласовании (утверждении) схемы размещения земельного участка для строительства теплотрассы теплоснабжения к жилому дому, является отсутствие у административного истца предпроектной документации на строительство теплотрассы, колодца, суд также не может принять во внимание, поскольку предпроектные материалы и проектная документация должны содержаться в схеме теплоснабжения, а не в схеме размещения земельного участка для строительства теплотрассы.
В соответствии с решением Канского районного суда от 12.01.2016 по административному исковому заявлению Ануфриева Н.А. к Администрации Терского сельсовета о признании действий органа местного самоуправления незаконными, и об обязании совершить определенные действия, представитель ООО «Коммунальщик Канского района» Косолапов Ю.И. пояснял, что никаких препятствий для подключения истца к водопроводным сетям нет, он сам лично, как инженер, проводил состояние и проверку сетей, прав других лиц, пользующихся водопроводными сетями, при подключении к ним истца, не нарушится. Представитель Отдела архитектуры и градостроительства МКУ «КУМИ администрации Канского района» Тисецкая О.В., что согласование с рядом организаций схемы подключения к водопроводным сетям необходимо для исключения расположения на этом участке разного рода коммуникаций, при обстоятельствах обращения истца, никаких препятствий для подключения к теплотрассе обнаружено не было.
Довод ответчика о том, что на спорной схеме колодец расположен на дорожной части не соответствует действительности, поскольку планируемый для установки колодец на схеме расположен не на проезжей части (л.д. 10).
Административным ответчиком доказательств в обоснование утверждений о том, что схема и технические условия на подключение к тепловым сетям ООО «Коммунальщик Канского района» не соответствуют кадастровому паспорту теплотрассы, расположенной по адресу: <адрес>, пролегающей от котельной № 1, а также о недопустимости врезки в теплотрассу, которая идет к дому, находящемуся по адресу: <адрес> суду не представлено.
Довод административного ответчика о том, что ООО «Коммунальщик Канского района» по условиям концессионного соглашения от 08 апреля 2016 года не вправе производить подключение новых потребителей тепловой энергии и холодного водоснабжения суд не принимает во внимание, поскольку Ануфриев Н.А. с заявлением на подключение холодного и горячего водоснабжения обратился в администрацию Терского сельсовета, а не в ООО «Коммунальщик Канского района».
Кроме того, в судебном заседании установлено, что оснований, препятствующих подключению истца к основной теплотрассе, не имеется.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что администрация Терского сельсовета необоснованно отказала в согласовании (утверждении) схемы размещения земельного участка под строительство трассы теплоснабжения, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оценивая законность и обоснованность требований Ануфриева Н.А. в части взыскания суммы расходов на оплату услуг представителя, суд считает, что она обоснована, не является чрезмерно завышенной и соразмерна количеству и качеству выполненной представителем работы. У суда нет оснований не доверять представленному административным истцом договору на предоставление услуг от 24 июня 2016 года, поскольку представитель подготовил исковое заявление, подготовил частную жалобу, участвовал в судебных заседаниях в суде первой инстанции 26.07.2016, 01.11.2016, 10.11.2016, и в суде апелляционной инстанции 19.09.2016. данные расходы подтверждаются квитанциями от 24.06.2016, 08.11.2016.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 227 КАС РФ,
решил:
Исковые требования Ануфриева <данные изъяты> к администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края удовлетворить.
Признать действия администрации Терского сельсовета Канского района, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для строительства трассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать администрацию Терского сельсовета Канского района согласовать (утвердить) схему расположения земельного участка для строительства трассы теплоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Взыскать с администрации Терского сельсовета в пользу Ануфриева <данные изъяты> 15000 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату юридических услуг, 300 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины. Всего взыскать 15300 (пятнадцать тысяч триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий- И.И. Конищева
Мотивированное решение
составлено 15 ноября 2016 года.