Дело № 2а-733/2021
УИД 42RS0037-01-2021-001052-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федрации
29 апреля 2021 года город Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием секретаря судебного заседания Коваленко В.В., административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1к ведущему судебному приставу-исполнителю и заместителю начальника Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными бездействия, действия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 к ведущему судебному приставу-исполнителю и заместителю начальника Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу предъявлены административные исковые требования о признании незаконными бездействие, действия, решения, содержащиеся в ответах от 5.03.2021 г. №***, 5.03.2021 г. № *** и 9.03.2021 г. № ***.
Административное исковое заявление обосновывается тем, что 12.03.2021 г. почтовой связью ФИО1 получено письмо с тремя ответами на обращение. Ответ от 5.03.2021 г. № *** дан на ходатайство ФИО1 от 10.02.2021г. о возврате денежных средств по исполнительскому сбору по исполнительному производству № *** о взыскании с ФИО1 денежных средств по штрафу до вступления решения в законную силу, возбужденному постановлением № *** Апелляционным определением № *** от 18.03.2021 г. по делу Юргинского городского суда постановление признано незаконным. Денежные средства в суммах 940 и 60 рублей возвращены на счет № ***, который предназначен для перечисления субсидии, но исполнительский сбор не возвращен. На основании документа от 1.05.2020 г. №*** исполнительное производство № *** прекращено из-за окончания удержания по сумме (сроку) исполнения постановления. Ответ от 5.03.2021 г. № *** на ходатайство ФИО1 о возврате денежных средств от 10.02.2021 г. дан неубедительный, необоснованный, неполный. Постановления о возбуждении, взыскании денежных средств, исполнительского сбора административным истцом не получен, исполнительский сбор подлежит возврату. Ответ от 5.03.2021 г. № *** дан на жалобу ФИО1 от 8.02.2021 г. по беспределу действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 Ответ неполный без указания происхождения долга 16988,95 рубля по исполнительному производству №***, который не соответствует на 5.02.2021 г. действительности. По состоянию на 5.03.2021 г. в ответе добавлена общая сумма задолженности по исполнительным документам 1403130,9 рубля, не соответствующая действительности. Ответ от 9.03.2021 г. № *** дан на ходатайство ФИО1 от 5.02.2021г. о предоставлении информации о возврате денежных средств в размере 38,55%, удержанных незаконно из пенсии в мае 2019 г., не возвращенных. Ответ от 9.03.2021 г. № *** дан не в полном объеме в виде обещаний. Ответ Межрайонного отдела судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области от 7.10.2019 г. в части указания на отсутствие оснований для возврата удержанных из пенсии денежных средств за май 2019 г. признан незаконным апелляционным определением. В нем не отражены фамилии взыскателей.
Административным истцом ФИО1 поддержаны в полном объеме требования административного искового заявления по основаниям, изложенным в нем.
Административным ответчиком - ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2 не признано административное исковое заявление в связи с отсутствием незаконности решений.
Административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административного ответчика заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО3, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу, извещенных о времени, месте судебного заседания (л.д. 90 и 93).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу закона для признания действия (бездействия), решения должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
На основании требований п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно разъяснениям пункта 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11.04.2014 г. № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Закона: заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона; обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства. Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 1 и 3 ст. 10 федерального закона от 2.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
На основании постановления от 1.11.2019 г. № *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, 31.01.2020 г. в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство №*** о взыскании административного штрафа - 1000 рублей (л.д.33-36). 17.03.2020 г. обращено взыскание на пенсию должника в пределах 1000 рублей (л.д. 51).
Платежным поручением от 13.04.2020 г. № 230859 из пенсии ФИО1 за апрель по исполнительному производству взыскана 1000 рублей (л.д. 55). 11.11.2020 г. отменено постановление от 31.01.2020 г., отказано в возбуждении исполнительного производства, так как исполнительный документ не вступил в силу (л.д. 37-38).
Платежными поручениями от 27.04.2020 г. № 117058 и 22.12.2020 г. № 714698 ФИО1 возвращены 940 рублей и 60 рублей соответственно (л.д. 39-40 и 56-57).
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету (л.д. 59) по исполнительному производству ***-ИП кроме возвращенной денежной суммы 1000 рублей административного штрафа не имеется иных взысканий.
Решением Юргинского городского суда от 12.11.2020 г., вступившим в силу 18.03.2021 г. (л.д. 119-122 и 123-127) по исполнительному производству №*** от 31.01.2020 г. признано незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства, а также действия судебного пристава-исполнителя МОСП по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу по обращению взыскания на денежные средства с возложением обязанности устранить нарушение прав ФИО1 путем принятия мер по возврату денежных средств, удержанных по исполнительному производству.
В обращении, поименованном ходатайством, от 10.02.2021 г. ФИО1 просит возвратить взысканные денежные средства в сумме 1000 рублей, удержанные из ее пенсии в качестве исполнительского сбора разовым поручением, так как исполнительное производство № *** 31.01.2020 г. прекращено в связи с окончанием удержания по сумме (сроку) исполнения постановления. Также в нем указано о возврате на счет ФИО1 940 и 60 рублей 27.04.2020 г. (л.д. 11-12).
В оспариваемом решении, содержащемся в ответе от 5.03.2021 г. №*** указано, что Межрайонным отделением судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в рамках исполнительного производства № *** 31.01.2020 г. взыскано 1000рублей, которые в полном объеме возвращены на расчетный счет №*** открытый в ПАО «Сбербанке», платежными поручениями от 27.04.2020 г. № 117058 на сумму 970 рублей, 22.12.2020 г. № 714698 на сумму 60 рублей. По факту возврата денежных средств на расчетный счет №***, открытый в ПАО «Сбербанке», пояснено, что не подано заявление с указанием конкретного расчетного счета, открытого в банке, на который необходимо произвести возврат денежных средств по исполнительному производству №*** от 31.01.2020 г. (л.д. 13). Исходя из вышеизложенных обстоятельств, в ответе допущена описка в указании возвращенной суммы 970 рублей.
Исследованные доказательства подтверждают то, что по исполнительному производству № *** от 31.01.2020 г. с ФИО1 в качестве административного штрафа необоснованно взыскана 1000 рублей, которая возвращена. В связи с тем, что взыскания исполнительского сбора не осуществлено, решение содержит разъяснения в отношении возвращенного административного штрафа согласно фактическим обстоятельствам исполнительного производства, обращение ФИО1 рассмотрено в соответствии с порядком, установленным федеральным законом от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не имеется оснований для признания решения незаконным.
12.03.2020 г. апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда по делу № *** отменено решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 20.11.2019 г. в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании ответа Межрайонного отдела судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области от 7.10.2019 г., в отмененной части принято новое решение, которым признан незаконным ответ Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 7.10.2019 г. в части указания на отсутствие оснований для возврата денежных средств, удержанных из пенсии ФИО1 за май 2019 г., возложена обязанность на Межрайонный отдел судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 в части возврата удержанных из пенсии денежных средств за май 2019 г. (л.д. 116-118).
В требованиях от 28.09.2020 г, 9.02.2021 г, направленных взыскателям ФИО4, ООО «Южному» (л.д. 100 - 115), изложена просьба о возвращении 25,44 рубля, взысканных по исполнительному производству № *** от 22.09.2015 г., 490,3 рубля по исполнительному производству № *** от 22.09.2015 г. и 718,36 рубля по исполнительному производству № *** от 8.06.2015 г.
9.02.2021 г. ФИО1 подано обращение, поименованное ходатайством, о возврате денежных средств в размере 38,55%, удержанных из пенсии в мае 2019 г., обосновываемое отражением в ответе от 3.07.2020 г. № *** о направлении взыскателям требований о возврате денежных средств для их перечисления должнику. В апелляционной инстанции должностное лицо ФИО2 ссылалась на повторное направление требований взыскателям о возврате денежных средств. Решение о возврате 38,55% денежных средств, удержанных из пенсии за май 2019 г., не исполнено (л.д. 14).
В оспариваемом решении, содержащемся в ответе от 9.03.2021 г. №***, изложено, что на основании апелляционного определения Кемеровского областного суда от 12.03.2020 г. № *** принято решение о рассмотрении повторно заявления о возврате удержанных из пенсии денежных средств за май 2019 г. В ходе рассмотрения установлено, что постановление о снижении размера удержаний на 11% от 24.04.2019 г. направлено в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Юрга в электронном виде в апреле 2019 г., которым не осуществлено снижение удержания. 28.09.2020 г. взыскателям направлены требования о возврате денежных средств, которые не возвращены на депозитный счет Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу. В феврале 2021г. требования направлены повторно. В решение также указано о необходимости предоставления реквизитов счета (л.д. 16).
Учитывая, что для исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12.03.2020 г. (л.д. 116) приняты возможные меры в виде неоднократного направления требований взыскателям о возвращении перечисленных денежных средств, удержанных из пенсии за май 2019 г., решением разъяснены вышеуказанные действия согласно фактическим обстоятельствам, обращение ФИО1 рассмотрено в соответствии с порядком, установленным федеральным законом от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не имеется признаков незаконности решения.
9.02.2021 г. ФИО1 подано обращение, поименованное жалобой о том, что 5.02.2021 г. ей поступило сообщение на сотовый телефон от ПАО «Сбербанка» о взыскании суммы 0,31 рубля со сберегательного вклада № *** по исполнительному производству № *** от 8.06.2015 г. с остатком долга в размере 16988,95 рубля. По состоянию на 5.02.2021 г. сумма 16988,95 рубля не соответствует действительности. В обращении ФИО1 указано о том, что денежные средства с нее взысканы незаконно, подлежат возврату, так как счет №*** предназначен для субсидии, в отношении которого подано заявление начальнику Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу 27.05.2019 г. с приложением справки из Управления социальной защиты населения города Юрга о том, что в силу ч. 6 ст. 101 Закона об исполнительном производстве запрещено взыскание. Обращение содержит единственное требование о возврате денежных средств (л.д.17-18).
Выпиской по счету подтверждено взыскание 0,31 рубля 5.02.2021 г. (л.д. 50).
По справкам по исполнительным производствам в отношении ФИО1 на исполнении имеются исполнительные производства на 1402130,9 рубля (л.д. 60-68).
В оспариваемом решении, содержащемся в ответе от 5.03.2021 г. №***, указано, что в Межрайонном отделении судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу по состоянию на 5.03.2021 г. в отношении ФИО1 на исполнении имеются исполнительные производства на общую сумму задолженности 1403130,9 рубля. По исполнительному производству № *** вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации. На основании требований ч. 7 ст. 69 федерального закона от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. По доводу об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете в ПАО «Сбербанке России», предназначенном для перечисления социальных выплат сообщено, что в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2019 г. № 330 «Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 федерального закона от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» банки, иные кредитные организации осуществляют самостоятельно расчет суммы денежных средств, находящихся на банковском счете должника, на которую может быть наложен арест или обращено взыскание. Денежные средства, обладающие иммунитетом, поступающие на счета должников, подлежат маркировке, идентификации кредитными организациями, основания для вынесения постановлений об отмене наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, обладающие иммунитетом в соответствии с требованиями ст. 101 федерального закона от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отсутствуют, поскольку со счета банком должны списываться только денежные средства, не обладающие иммунитетом. На расчетный счет ФИО1, открытый в ПАО «Сбербанке России», производится зачисление иных денежных средств, не обладающих иммунитетом. 5.02.2021 г. на депозитный счет Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу по исполнительному производству с расчетного счета должника поступили денежные средства в размере 0,31 рубля, в связи с тем, что подтверждающих документов и справок о том, что денежные средства относятся к субсидии не предоставлены, они перечислены взыскателям в пятидневный срок (л.д.19).
В связи с тем, что решением разъяснены основания взыскания 0,31 рубля, соответствующие действующему законодательству, обращение ФИО1 рассмотрено в соответствии с порядком, установленным федеральным законом от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решение должностного лица не подлежит признанию судом незаконным.
Не свидетельствует о незаконности указанного решения обстоятельства иска, что им не дан ответ о происхождении долга в сумме 16988,95 рубля по исполнительному производству № ***, не соответствующего на 5.02.2021 г. Не смотря на указание ФИО1 в обращении от 9.02.2021 г., что по состоянию на 5.02.2021 г. сумма задолженности 16988,95 рубля не соответствует действительности, обращение содержит единственное требование о возврате денежных средств, не имеет других просьб, в том числе в отношении проверки достоверности указанной суммы (л.д. 17).
Обстоятельства административного искового заявления о несоответствии действительности задолженности 1403130,9 рубля, указанной в решении, которая фактически по справкам по исполнительным производствам 1402130,9 рубля (л.д.60-68), не влекут незаконности оспариваемого решения, так как в обращении ФИО1 отсутствуют требования в отношении проверки общей суммы задолженности (л.д. 17).
Учитывая, что в нарушение ч. 2 ст. 220 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ в административном исковом заявлении ФИО1 не указаны, не подтверждены сведения о дате, месте совершения действий, их содержании, о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется лицо, наделенное государственными, публичными полномочиями), сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемыми бездействием, действиями, решениями отсутствуют основания для признания их незаконными, так как в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ для этого не имеется совокупности условий в виде несоответствия их требованиям закона, нарушения ими прав, свобод, законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание правила ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административное исковое заявление подлежит полному отказу в удовлетворении.
Суд, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в полном объеме в удовлетворении административного иска ФИО1к ведущему судебному приставу-исполнителю и заместителю начальника Межрайонного отделения судебных приставов по городу Юрга, Юргинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными бездействия, действия судебного пристава-исполнителя.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на него через Юргинский городской суд.
В окончательной форме мотивированное решение принято 17.05.2021 г.
Председательствующий Е.С. Тимофеева