Дело № 2а-733/2022
УИД 12RS0001-01-2022-001076-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г.Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при помощнике судьи Рассабиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исрафилова Р. З. к Главе городского округа «Город Волжск» и к администрации городского округа «Город Волжск» о признании действий ( бездействий) незаконными и возложении обязанности совершить действие
установил:
Исрафилов Р.З. обратился с административным исковым заявлением в суд к Главе городского округа «Город Волжск» и к администрации городского округа «Город Волжск» указывая на то, что его обращение в Волжскую межрайонную прокуратуру по вопросу бездействия администрации городского округа «Город Волжск» по разработке нормативно-правового акта по определению формы обоснования испрашиваемого земельного участка, было направленно для рассмотрения по существу Главе Городского округа «Город Волжск» Т.В. Быниной.
В ответе Глава Городского округа «Город Волжск» Т.В. Бынина от 31.01.2022 года за № сообщила, что с администрации городского округа «Город Волжск» была запрошена информация по данному вопросу. Однако самого ответа из администрации, с данной информацией, приложено не было.
В городском округе «Город Волжск» до настоящего времени отсутствует нормативно-правовой акт, которым была бы однозначно определена форма и объем предоставляемого обоснования для испрашиваемого земельного участка в т.ч. к выкупу.
При этом согласно п.п. 2.4. «Положения о предоставлении земельного участка находящихся в собственности или ведении муниципального образования «Город Волжск» утвержденных решением Волжского городского собрания № от 28.04.2003 года Волжский комитет по управлению имуществом в области земельных отношений пределах своей компетенции осуществляет полномочия: организует и осуществляет разработку проектов нормативно правовых актов по вопросу урегулирования земельных отношений на территории города.
Административный истец указывает, что отсутствие данного нормативно-правового акта в городском округе «Город Волжск», которым была бы однозначно определена форма и объем требуемых от собственника объекта недвижимости документов, в т.ч. технико-экономического обоснования, при подаче им заявления о предоставлении к выкупу земельного участка, необходимого для использования объекта по его функциональному назначению препятствует ему, как собственнику объекта недвижимости – гаража в реализации, в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ, его исключительного права на необходимого для его использования по функциональному назначению.
Административный истец просит суд признать действие (бездействие) Главы ГО «Город Волжск» по отказу письмом от 31.01.2022 года за № в нецелесообразности разработки данного нормативно-правового акта незаконным и обязать административных ответчиков принять меры к исполнению Волжским городским комитетом по управлению имуществом, в соответствии с п.п. 2.4. «Положения о предоставлении земельных участков находящихся в собственности или ведении муниципального образования «Город Волжск», утвержденных решением Волжского городского собрания № от 28.04.2003 года к разработке данного нормативно-правового акта.
В судебном заседании представитель административного истца Дурсунов Р.З. полностью поддержал исковые требования и суду дополнил, что Исрафилов Р.З. по вопросу разработки вышеуказанного нормативно-правового акта в администрацию городского округа «Город Волжск» и в МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом не обращался.
Административный ответчик Глава городского округа «Город Волжск» Бынина Т.В. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащее, однако в судебное заседание не явилась, ходатайством просила дела, рассмотреть без ее участия, отзывом на иск просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель администрации городского округа «город Волжск» Пуртова Д.А. административный иск не признала и суду пояснила, что принятие органами местного самоуправления нормативно - правового акта по определению формы и объема обоснования площади земельного участка при подаче гражданином документов о выкупе земельного участка не является обязанностью органов местного самоуправления. Правоотношения по предоставлению земельных участков гражданам, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках регулируются ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Представитель заинтересованного лица МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом Симакова Е.В. иск не признала и суду пояснила, что Исрафилову Р.З. направлялись письма, что он может получить земельный участок площадью 2838 кв.м. в аренду или выкупить. Экономическое обоснование по необходимой площади испрашиваемого земельного участка у административного истца не спрашивали.
Представитель Волжской межрайонной прокуратуры о времени и месте судебного заседания извещен надлежащее, однако в судебное заседание не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно письма № от 31.01.2022 года Глава городского округа «Город Волжск» Бынина Т.В.Исрафилову Р.З. сообщила, что рассмотрев его обращение о бездействии администрации городского округа «город Волжск» по разработке нормативно-правового акта об определении формы обоснования испрашиваемого земельного участка, поступившее из Волжской межрайонной прокуратуры в администрации городского округа «Город Волжск» запрошена информация по данному вопросу. Установлено, что действующим законодательством не предусмотрено принятие органами местного самоуправления нормативно-правовых актов по данному вопросу. Правоотношения по предоставлению земельных участков регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, сформировалась судебная практика по данному вопросу. В связи с чем принятие нормативного акта по данному вопросу является нецелесообразным.
Согласно ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. ( п.1)
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.(п.2)
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.(п.3)
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.( п.4)
Согласно ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. ( п.1)
Без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса ( п.п.6 п.2).
В соответствии с п.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает, в том числе: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст.39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.( ч.1)
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. ( ч.2)
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. ( ч.3)
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321.
В силу пункта 6 Перечня в случае приобретения земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ заявителем предоставляются: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из ЕГРН об испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения).
Таким образом, судом установлено, что действующим федеральным земельным законодательством закреплены порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в т.ч. собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках и перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в связи с чем оснований для разработки нормативно-правового акта по вышеуказанным вопросам органом местного самоуправления не требуется.
При этом следует указать, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права только на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в связи с чем доводы административного истца об обязании административных ответчиков принять меры к исполнению Волжским городским комитетом по управлению имуществом, в соответствии с п.п. 2.4. «Положения о предоставлении земельных участков находящихся в собственности или ведении муниципального образования «Город Волжск», утвержденных решением Волжского городского собрания № от 28.04.2003 года к разработке данного нормативно-правового акта являются необоснованными.
На основании изложенного в удовлетворении административного иска Исрафилову Р.З. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд
решил:
Отказать Исрафилову Р. З. в удовлетворении иска к Главе городского округа «Город Волжск» и к администрации городского округа «Город Волжск» о признании действия (бездействия) главы ГО «Город Волжск» по отказу письмом от 31.01.2022 года за № 48 в нецелесообразности разработки данного нормативно-правового акта незаконным и обязании административных ответчиков принять меры к исполнению Волжским городским комитетом по управлению имуществом, в соответствии с п.п. 2.4. «Положения о предоставлении земельных участков находящихся в собственности или ведении муниципального образования «Город Волжск», утвержденных решением Волжского городского собрания № 133 от 28.04.2003 года к разработке данного нормативно-правового акта.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме
составлено 18 мая 2022 года
Решение25.05.2022