ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-734/2018 от 02.07.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-734/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2018 года город Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,

с участием представителей административного истца: Гущиной О.Ю., действующей по доверенности от ДАТА сроком по ДАТА, адвоката Чикризовой Е.А., действующей по ордеру адвокатского образования от ДАТА и доверенности от ДАТА на срок три года,

представителей административных ответчиков, административного ответчика: Маркуниной Н.А., действующей по доверенности от ДАТА на срок до ДАТА,

руководителя филиала национальный парк «Анюйский» заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллина С.С., действующего по доверенности на представление интересов ФГБУ «Заповедное Приамурье» от ДАТА сроком до ДАТА

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пак ФИО14 к ФГБУ «Заповедное Приамурье», его филиалу национальный парк «Анюйский», заместителю главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллину Степану Степановичу о признании незаконным предписания от ДАТА,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным заявлением к административным ответчикам. В обоснование иска указав, что ДАТА ФГУ «Национальный парк «Анюйский», в лице заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллина С.С. было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды исх. <данные изъяты>. В соответствии с указанным предписанием административному истцу было предписано:

- убрать в урочище «Бира», самовольно и незаконно установленную металлическую вышку с растяжками, укрепленную бетонными блоками Указанная территория является особо охраняемой зоной Национального парка «Анюйский»;

- провести рекультивацию данного земельного участка. Срок исполнения предписания до ДАТА.

Административным истцом в ДАТА был приобретен на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земля сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под стационарную пасеку, адрес (местонахождение): участок находится примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Данный земельный участок граничит с территорией национального парка «Анюйский». На территории национального парка «Анюйский» имеется металлическая вышка, которая не находится на земельном участке Пака В.В.. Данная вышка находилась там еще до того, как Пак В.В. стал собственником земельного участка. Отношения к установке данного строения Пак В.В. не имеет. Кем установлена данная вышка административному истцу не известно. Какие-либо работы с земельным участком, на котором установлена металлическая вышка, Паком В.В. также не производились. Пак В.В. строительство указанного в предписании строения не осуществлял. Считает, что возложение обжалуемым предписанием обязанности по демонтажу строения и рекультивации земельного участка незаконно налагает на административного истца дополнительные расходы, что нарушает его права и интересы.

Просит признать предписание от ДАТА исх. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное ФГУ «Национальный парк «Анюйский» в лице заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллиным С.С. незаконным.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени месте судебного заседания через представителя. Его представители административный иск полностью поддержали по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснив и предоставив документы, в подтверждение, что на пасеке установлена и используется спутниковая связь с самого начала деятельности Пак В.В., тем самым необходимости в установке данной вышки у Пака В.В. не было. Кроме того, установление вышки и получение базовой станции сотовой связи дорогостоящее и сложное мероприятие, для установки которой необходимо соблюдение ряда условий, разрешение может быть предоставлено не любому обратившемуся лицу. У Пака В.В. не было как необходимости, так и возможности в ее установке. Полагают, что вышка осталась от Второго Хабаровского объединенного авиаотряда, в пользовании которого ранее находилась пасека.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» Маркунина Н.А. административный иск не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск о том, что на основании приказа руководителя филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллина С.С. от ДАТА «О проведении патрулирования» ДАТА проведено рейдовое мероприятие с обследованием территории национального парка «Анюйский», в урочище «Бира», на участке особо охраняемой зоны, граничащем с земельным участком с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности Паку В.В., с целевым назначением: для иных видов сельскохозяйственного использования (под стационарную пасеку, площадь участка – <данные изъяты> кв.м.). По результатам рейда составлен акт обследования территории (акватории) национального парка «Анюйский» (в урочище «Бира») на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства от ДАТА. В ходе проведения рейда в указанном районе были выявлены многочисленные нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе, примерно в <данные изъяты> метрах от участка Пака В.В., самовольно установлена металлическая вышка с растяжками, укрепленная бетонными блоками, используемая для размещения базовой станции сотовой связи (координаты N ”) что явилось нарушением требований, установленных пп.5 п.9 «Положения о национальном парке «Анюйский» от ДАТА, п.п.3,7 ст. 95 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ. В урочище «Бира» национального парка «Анюйский» иные землепользователи, кроме Пака В.В. отсутствуют. Разрешения на проезд транспорта, в том числе спецтехники (бульдозер, КАМАЗ и.т.п.), по территории национального парка до участка выдавались исключительно Паку В.В. и его представителям. Заинтересованность в наличии в данном районе сотовой связи имеется только у Пака В.В.. По результатам проведенного мероприятия гражданину Паку В.В. ДАТА было выдано предписание об устранении выявленных нарушений с требованием до ДАТА убрать незаконные строения, находящиеся в урочище «Бира», так как указанная территория является охраняемой зоной национального парка «Анюйский». Данное предписание Паком В.В. в установленном порядке не обжаловалось, что свидетельствует о признании гражданином законности предъявленных требований. В связи с тем, что в установленный срок предписание Паком В.В. не было исполнено, административный материал по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ был направлен в мировой суд для принятия решения (определение о передаче дела об административном правонарушении от ДАТА, получено мировым судом ДАТА). Вместе с тем, в связи с затягиванием мировым судом процедуры привлечения нарушителя к ответственности и необоснованными возвратами материала на доработку, срок привлечения Пака В.В. к ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ истек (последний возврат административного материала из мирового суда от ДАТА). ДАТА специалисты Учреждения приняли участие в проверке, проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой. В результате участия, в связи с повторным выявлением вышеуказанного факта нарушения требований природоохранного законодательства на территории национального парка «Анюйский», Паку В.В. повторно выдано предписание об устранении выявленных нарушений с требованием до ДАТА убрать самовольно и незаконно установленную металлическую вышку. Считает, что предписание от ДАТА об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллиным С.С. в отношении Пака В.В. является законным и обоснованным. Из имеющихся в Учреждении фото-и видеоматериалов по результатам проводимых мероприятий по охране и защите лесов в период ДАТА г.г. зафиксировано, как Пак В.В. последовательно, из года в год, проводил строительные работы по обустройству своей территории, в рамках которой вышел за границы своего участка и самовольно разместил объекты, в том числе металлическую вышку с растяжками. Административный ответчик, представитель административного ответчика заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллин С.С. административный иск не признал, поддержал доводы представителя Маркуниной Н.А., пояснив, что ранее данной вышки не было, впервые она была обнаружена на территории парка «Анюйский» весной ДАТА года.

На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ДАТА заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллиным С.С. при осуществлении контроля за охраной, использованием защитой окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории на основании акта обследования территории НП «Анюйский» в урочище «Бира», Акта о лесонарушении от ДАТА и по результатам совместной проверки с сотрудниками Природоохранной прокуратуры, специалистами «Росприроднадзора», «Россельхознадзора», «Росреетсра», установлено, что Пак В.В. незаконно и самовольно занял лесной участок в выделе 12 квартала 81 Троицкого участкового лесничества и не имея разрешения установил металлическую вышку с растяжками укреплёнными бетонными блоками, установленная вышка находится на территории НП «Анюйский», Зона особой охраны. GPS координаты N

Вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на основании ст. 34 п.3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995, ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» предписано:

- убрать в урочище «Бира», самовольно и незаконно установленную металлическую вышку с растяжками укрепленную бетонными блоками. GPS координаты N Указанная территория является особо охраняемой зоной Национального парка «Анюйский»;

- провести рекультивацию данного земельного участка.

Срок исполнения предписания установлен до ДАТА.

ДАТА на основании приказа руководителя филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кириллина С.С. «О проведении патрулирования» от ДАТА, а также рейдового задания от ДАТА комиссией в составе сотрудников ФГБУ «Заповедное Приамурье» проведено обследование территории (акватории) национального парка «Анюйский» в урочище «Бира» на участке особо охраняемой зоны, граничащем с земельным участок с кадастровым номером . Участок принадлежит гражданину Паку В.В. на праве частной собственности с целевым назначением: для иных видов сельскохозяйственного использования (под стационарную пасеку), площадь участка – <данные изъяты> кв.м.. В ходе обследования в числе прочих нарушений, в том числе по самовольному захвату лесного участка, установлено, что в выделе 12 квартала 81 Троицкого участкового лесничества, координаты N ”, проведены земляные и строительные работы, территория участка спланирована, выровнена, снят и перемещён плодородный слой почвы, в центре участка установлена металлическая вышка с растяжками укреплёнными бетонными блоками. Приложением а акту являются фотоизображения вышки и ее бетонных креплений.

ДАТА заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллиным С.С. при осуществлении контроля за охраной окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории, использованием, охраной, защитой охраняемой территории национальный парк «Анюйский» вынесено предписание в адрес Пак В.В. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: «На основании ст. 34 п.3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995, ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» предписано: - убрать незаконные строения, находящиеся в урочище «Бира». Указанная территория является охраняемой зоной Национального парка «Анюйский».

Срок исполнения предписания установлен до ДАТА

ДАТА руководителю филиала «Анюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Кририллину С.С. истцом сообщено, что дом, расположенный за пределами его земельного участка, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении от ДАТА обязуется демонтировать в ближайшее время. Ворота на протоке, со смещением от земельного участка, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении № от ДАТА обязуется перенести в пределы своего земельного участка в ближайшее время. К дамке, насыпи, отсыпке и.т.д. отношения не имеет.

Из акта о лесонарушении № 3 от 16 августа 2017 г., составленного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды филиала Анюйский ФГБУ «Заповедное Приамурье» Боженко В.М., следует, что в выделе 12 квартала 81 Троицкого участкового лесничества, координаты N ”, проведены земляные и строительные работы, территория участка спланирована, выровнена, снят и перемещён плодородный слой почвы, в центре участка установлена металлическая вышка с растяжками укреплёнными бетонными блоками.

В ходе проверки, проведённой помощником Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдиновым У.А. «ДАТА года

на территории национального парка «Анюйский», с расположенным в его границе земельным участком, принадлежащим гр. Пак В.В. при участии:

Государственных инспекторов в области охраны окружающей среды национального парка «Анюйский»: Боженко В. М., Родионова А.А., Дю М.Г.,

начальника отдела надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу: ХрянинаК.В.,

государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Ким Р.В.,

специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Хабаровскому краю: Ким В.М.,

установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположена в том числе металлическая вышка для базовой станции сотовой связи (с координатами в центре N ”).

Из представленных ФГБУ «Заповедное Приамурье» материалов следует, что мероприятия рейдовых осмотров, патрулирования и обследования территории НП «Анюйский» проводились с ДАТА года, впервые зафиксировано незаконное занятие и самовольное использование земли Пак В.В. ДАТА (акт рейдового осмотра, патрулирования, обследования особо охраняемой природной территории).

По ходатайству представителей административного истца в ходе судебного заседания допрошен свидетель Савин С.А., который показал, что с ДАТА года в течение одного года арендовал данную пасеку. Примерно в 200 метрах от пасеки, на сопке, на тот момент уже находилось металлическое сооружение – вышка, которая возможно осталась от авиакомпании.

Стороной административного истца приобщен протокол опроса адвокатом Чикризовой Е.А., в соответствии с положениями п.2 ч.3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в России», Москалюк Л.М., в поселке <адрес>, который согласно протокола опроса, он не может явиться в суд по состоянию здоровья. Как следует из протокола опроса, Москалюк Л.М. являлся генеральным директором ООО «Синдинское лесозаготовительное предприятие», которым ДАТА был приобретен земельный участок под пасеку в районе <адрес>, ранее этот земельный участок использовался Вторым Хабаровским объединенным авиаотрядом. Примерно через полгода после приобретения пасеки Синдинским ЛЗП, был утверждён НП «Анюйский». Границы между пасекой и НП «Анюйский» никак обозначены не были. На момент приобретения Синдинским ЛЗП земельного участка под пасеку, уже была металлическая вышка, расположенная выше пасеки, которая пасекой не использовалась. ДАТА года земельный участок под пасеку был продан Синдинским ЛЗП Паку В.В..

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассматриваемое административное исковое заявления об оспаривании предписания должностного лица от ДАТА, направлено в суд ДАТА, то есть в установленный срок.

Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 34 ч.1 под. «в» Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях", также установлено право должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" установлено, что в федеральных государственных бюджетных учреждениях, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:

б) заместители директоров указанных учреждений - заместители главных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3).

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подп. 2 пункта 7).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДАТА г. утверждено Положение о Национальном парке "Анюйский", согласно п. 9 которого, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка; деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3).

В ходе судебного разбирательства установлено, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его полномочий, при наличии к тому оснований.

Так, в ходе регулярно проводимых рейдовых осмотров, патрулирования, обследования территории НП «Анюйский», впервые существование вышки было обнаружено уже после приобретения земельного участка, граничащего с территорией национального парка, Паком В.В.. Иных землепользователей на данной территории не имеется, что представителями административного истца не оспаривается. Строительные работы в районе территории национального парка, граничащей с пасекой, проводились только Паком В.В., что следует из пояснений представителей административных ответчиков, представленных фотоизображений, выдаваемых Паку В.В. разрешений на проезд спецтехники и провоз строительных материалов.

Из имеющихся фотоизображений металлической вышки с бетонными основаниями, приобщенных к акту обследования территории от ДАТА, проведённого должностными лицами ФГБУ «Заповедное Приамурье», следует, что постройка является новой, не законченной (рядом расположены новые строительные материалы в виде бетонных колец, бетонных плит) в связи с чем суд не признает достоверными доводы представителей административного истца о том, что сооружение вышки было возведено прежними пользователями земельного участка, возможно Вторым Хабаровским объединенным авиаотрядом, который осуществлял использование земельного участка под пасеку с ДАТА года, и предположительно до ДАТА года.

Оценивая показания свидетеля Савина С.А., (связь которого с земельным участком под пасеку документально никак не прослеживается), а также протокол опроса Москалюка Л.М. адвокатом, суд приходит к выводу, что они не опровергают доказательств, представленных административными ответчиками и акты проверок, проведённых комиссионно уполномоченными должностными лицами.

Также как и не опровергает факт использования спутниковой связи на территории пасеки возведение спорного сооружения – металлической вышки Паком В.В..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Пак ФИО15 к ФГБУ «Заповедное Приамурье», его филиалу национальный парк «Анюйский», заместителю главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Кириллину ФИО16 о признании незаконным предписания от ДАТА, - отказать.

Копии решения суда вручить (выслать) лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДАТА года.

Судья: /подпись/