Дело № 2а – 734/2022
27RS0003-01-2022-000147-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.
при секретаре Тулупове Я.Ю.
с участием представителя прокуратуры Центрального района г. Хабаровска ФИО1,
представителя администрации г. Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о признании бездействия по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «» по незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» по в обоснование указав, что указанная дорога находится в границах городского округа «Город Хабаровск», вместе с тем в нарушение положений ст. ст. 5, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подп. 4 п. 9 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ технический паспорт на указанную дорогу не изготовлен и его изготовление не запланировано.
Отсутствие паспортизации дороги не позволяет осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на дорогу, что влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, создает угрозу безопасности дорожному движению.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Хабаровска по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа «город Хабаровск» по ; возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу по в .
По аналогичным основаниям прокурор Центрального района г. Хабаровска предъявил в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска административные иски о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» по ул. .
Определением суда административные дела по административным искам прокурора Центрального района г. Хабаровска о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «» по соединены в одно производство.
Определением суда к участию в деле заинтересованным лицом привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Хабаровска ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их.
Представитель администрации г. Хабаровска и Управления дорог и внешнего благоустройства ФИО4 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении иска, представил письменные возражения, в которых указал, что вышеперечисленные дороги включены в План-график технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорого общего пользования местного значения городского округа «город Хабаровск» на 2020 – 2024 годы, утвержденный Мэром г. Хабаровска
Так, техническая инвентаризация и паспортизация улиц Ольховая, Онежская, Осиновая, Охотничья, Пилотов предусмотрены в 2024 году, – в 2023 году.
Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав прокурора, представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в целях защиты прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным иском, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность прокурора принять меры по предупреждению нарушения требований законодательства и устранению причин, способствующих совершению происшествий, вытекает из предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, и реализована путем обращения прокурора в суд с административным иском в защиту прав граждан, а также в целях восстановления нарушенных публичных интересов.
В силу ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п.3), а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст.2 Федерального закона №196-ФЗ).
При этом осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, относится к полномочиям органом местного самоуправления городского округа (п.4 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, подлежащим разрешению органами местного самоуправления данного муниципального образования, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (в том числе деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог) и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Аналогичные положения закреплены в статье 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», утвержденный решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.20212 № утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подп. 4 п. 9 которой в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно п. 4.2.2. ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Приложением № к постановлению Мэра г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации автомобильных дорог в г.Хабаровске», к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие, в том числе, следующие показатели: автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа «Город Хабаровск», автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.
Из подп. «г» п. 5 ст. 3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», следует, что при капитальном ремонте проводятся в том числе, обследование и испытание искусственных сооружений после капитального ремонта с составлением технического паспорта, диагностика автомобильных дорог и искусственных сооружений после проведения капитального ремонта.
Пунктом 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, и, следовательно, мероприятия по паспортизации, что относится, согласно п. 4 ст. 15 Раздела IV Классификации, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к работам по содержанию дорог и является обязанностью органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Исходя из перечисленных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Железнодорожного района г. Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет применяемого с этой целью бюджета города.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанностью администрации г. Хабаровска в лице ее структурных подразделений, является обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги в <...> км, протяженностью 0,696 км., по протяженностью 0,689 км., протяженностью 1,213 км., протяженностью 0,132 км., протяженностью 0,367 км., протяженностью 0,580 км. в реестре федерального имущества не учтены, в реестре краевого государственного имущества не значатся, что подтверждается информацией ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО и Министерства имущественных отношений Хабаровского края.
В соответствии с утвержденным Мэром -графиком технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «» на 2020 – 2024 годы техническая инвентаризация и паспортизация улиц Новосибирской и Оборской предусмотрены в 2023 году, улиц Ольховая, Онежская, Осиновая, Охотничья, Пилотов - в 2024 году.
Таким образом, на момент рассмотрения дела срок технической инвентаризации и паспортизации указанных в административном иске дорог не истек.
Суд приходит к выводу, что исходя из заявленной редакции административного иска о возложении обязанности по паспортизации перечисленных дорог в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу прокурором фактически заявлено требование о переносе срока технической инвентаризации перечисленных в Плане-графике дорог на первое полугодие 2023 года.
Относимых и допустимых доказательств необходимости переноса указанного срока прокурором суду не представлено, кроме того в силу с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В рассматриваемом деле незаконного бездействия органа местного самоуправления не установлено, в связи с чем требования о возложении на администрацию г. Хабаровска обязанности не могут быть удовлетворены, поскольку это будет являться необоснованным вмешательством в его административно-хозяйственную деятельность.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Хабаровска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2022 года
Судья А.В. Руденко