ДЕЛО № 2а-735/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2016 года с. Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Чупошева Е.Н., при секретаре Балдановой Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ Администрация МО СП «Тарбагатайское» к Тарбагатайскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
На основании исполнительного листа, выданного Тарбагатайским районным судом Республики Бурятия, <Дата> судебным приставом-исполнителем ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрация МО СП «Тарбагатайское» с предметом исполнения: обязать МО СП «Тарбагатайское» организовать в срок до 15 апреля 2015 г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на территории МО СП «Тарбагатайское» ФИО6 района Республики Бурятия: в <адрес> в <данные изъяты> метрах от здания бывшего склада колхоза «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты> на проселочной дороге в сторону <адрес> в <данные изъяты> км от <адрес> (местность «<данные изъяты>»), площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты>; на проселочной дороге в сторону <адрес> в <данные изъяты> км от <адрес> (местность «<данные изъяты>»), площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты>.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, <Дата> судебным приставом-исполнителем ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 (далее - судебный пристав-исполнитель ФИО1) вынесено постановление о взыскании с Администрации МО СП «Тарбагатайское» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Глава Администрации МО СП «Тарбагатайское» ФИО3, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 от <Дата> о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на то, что Администрация сельского поселения приняла все возможные меры по организации сбора и вывоза отходов с указанных мест. <Дата> представители Администрации МО СП «Тарбагатайское» совместно с начальником отдела развития сельского хозяйства и промышленности Администрации МО «Тарбагатайский район» с использованием прибора определили места сбора и вывоза бытовых отходов. Представители судебных приставов ФИО6 района не могли показать точное место нахождения мусора. В начале августа 2016 г. указанное место было убрано, о чем было сообщено судебным приставам. Через несколько дней судебный пристав-исполнитель ФИО1 произвела обследование данного места, указав еще на одно место, которое необходимо было убрать. К концу августа текущего года все места, определенные по прибору и указанные судебным приставом-исполнителем, были убраны. Однако представителей судебных приставов данная уборка не удовлетворила и Администрация сельского поселения при помощи экскаватора вычистила данные участки до земли, сделав при этом фотосъемку. Администрация МО СП «Тарбагатайское» указанные места бытовых отходов и мусора вывезла на площадку временного хранения твердо-бытовых отходов в <адрес>, о чем <Дата> было сообщено старшему судебному приставу ФИО6 РОСП.
Определением суда от 09.11.2016 г. в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия.
Глава Администрации МО СП «Тарбагатайское» ФИО3 обратилась в суд с ходатайством о восстановления пропущенного процессуального срока обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на то, что ранее <Дата> обращалась в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, судом было отказано в принятии искового заявления с разъяснением о порядке подачи административного искового заявления. Указывает, что с января 2016 г. по настоящее время произошла смена специалистов администрации, в том числе Глава поселения. Имея всего 38% собственных доходов от общего объема расходов, администрация ограничена в своих финансовых возможностях. С учетом вышеизложенных фактов, кадровых перестановок и нехватки денежных средств, Администрация сельского поселения не смогла в установленный срок произвести сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных в местности «<данные изъяты>». На <Дата> все указанные в постановлении места были убраны. Пропущенный срок подачи административного искового заявления произошел по уважительной причине.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 административные исковые требования и ходатайство о восстановления пропущенного процессуального срока обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, поддержал.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, представитель административных соответчиков ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия, по доверенности от Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия – начальник ФИО6 РОСП УФССП по РБ ФИО5 административные исковые требования не признали, представили отзыв и возражения, в которых ссылаются на следующие обстоятельства. С постановлением о возбуждении исполнительного производства должник был ознакомлен лично под роспись <Дата>, о чем имеется соответствующая отметка. Должнику, в соответствии с ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» был установлен срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – 5 дней, то есть до <Дата> Поскольку должником не были представлены документы, свидетельствующие об уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа, <Дата> было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом должнику со стороны судебного пристава-исполнителя был предоставлен достаточный срок для исполнения решения суда, однако сбор и вывоз бытовых отходов Администрацией МО СП «Тарбагатайское» не был организован в полном объеме. Заявление не подлежит удовлетворению в связи с пропуском 10-дневного срока обжалования.
Представитель заинтересованного лица (взыскателя по исполнительному производству) помощник прокурора ФИО6 района РБ Васильева В.В., извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, на основании ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании ч.1 ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку ранее Администрация МО СП «Тарбагатайское» обращалась в установленный 10-дневный срок в суд <Дата> с исковым заявлением, определением ФИО6 районного суда РБ от <Дата> было отказано в принятия данного заявления к производству, с разъяснением заявителю права на обращение с административным исковым заявлением в порядке административного производства.
В соответствии с ч. 1 ст.218Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судебные приставы в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другим федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела является постановление судебного пристава-исполнителя ФИО1 от <Дата> о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации МО СП «Тарбагатайское» в размере <данные изъяты> руб.
Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным указанного постановления, поскольку действия судебного пристава-исполнителя соответствуют положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ч.ч. 1, 11, 12 ст.30Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
На основании ч.ч. 1-3 ст.112Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из анализа указанных норм права следует, что санкция, по поводу которой возник спор, не применяется, если до окончания срока, установленного для добровольного исполнения, должник исполнит требования исполнительного документа, либо представит доказательства невозможности его исполнения, при этом будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить требования исполнительного документа в течение срока, установленного для добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ФИО6 районного суда Республики Бурятия от 20.02.2016 г. на МО СП «Тарбагатайское» возложена обязанность организовать в срок до <Дата> сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на территории МО СП «Тарбагатайское» ФИО6 района Республики Бурятия: в <адрес> в <данные изъяты> метрах от здания бывшего склада колхоза «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты>; на проселочной дороге в сторону <адрес> в <данные изъяты> км от <адрес> (местность «<данные изъяты>»), площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты>; на проселочной дороге в сторону <адрес> в <данные изъяты> км от <адрес> (местность «<данные изъяты>»), площадью <данные изъяты> кв.м., координаты <данные изъяты>.
На основании исполнительного листа, выданным судом, <Дата> судебным приставом-исполнителем ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №.
Как видно из материалов исполнительного производства, с постановлением о возбуждении исполнительного производства представитель должника Глава МО СП «Тарбагатайское» ФИО3 была ознакомлена лично под роспись <Дата>, о чем имеется соответствующая отметка.
Должнику, в соответствии с ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» был установлен срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – 5 дней, то есть до <Дата>, что подтверждается требованием судебного пристава-исполнителя ФИО1, полученного <Дата> представителем должника ФИО3
Доказательств, подтверждающих получение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства в более поздний срок, не представлено.
<Дата> судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Администрации МО СП «Тарбагатайское» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Размер исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем, определён в соответствии с ч. 3 ст.112Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Поскольку в установленный законом пятидневный срок со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства исполнения требований исполнительного документа, равно как не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, действия судебного пристава-исполнителя по взысканию с должника исполнительского сбора соответствовали положения Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доводы административного иска о том, что Администрация сельского поселения приняла все возможные меры по организации сбора и вывоза отходов, подлежат отклонению, поскольку Глава МО СП «Тарбагатайское» ФИО3 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указывает о выполнении требований исполнительного документа с приложением фототаблицы лишь <Дата>, ранее представитель должника обращалась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о невозможности исполнения судебного акта из-за недостатка финансирования - <Дата>, а также к старшему судебному приставу ФИО6 РОСП ФИО5 об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – <Дата> (при этом к письму представлены фотографии убранной территории, без соответствующего акта проверки с участием представителя взыскателя, судебного пристава-исполнителя), то есть по истечении указанного срока (после <Дата>)
Кроме того, из акта о совершении исполнительных действий от <Дата>, составленным судебным приставом - исполнителем ФИО1 следует, что по состоянию на <Дата> свалка МО СП «Тарбагатайское» не убрана.
Доводы административного истца о принятии мер по организации сбора и вывоза отходов, не могут служить основаниями для отмены оспариваемого постановления, поскольку как установлено судом, должником судебному приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора указанные документы не предоставлялись, а также не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требований исполнительного документа при осуществлении конкретных действий, подтверждающих намерение его исполнить в течение срока, установленного для добровольного исполнения.
Суд полагает возможным, с учетом установленных по делу обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора на 25%.
В соответствии ч.ч. 6 и 7 ст.112Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник помимо обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, вправе обратиться с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона.
В пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст.401Гражданского кодекса РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Должник не может быть освобождён от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объёме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учётом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
С учётом того, что должник предпринимал меры к исполнению требований исполнительного документа, а именно определял места сбора и вывоза бытовых отходов (согласно представленной копии акта от <Дата>), выполнял частично уборку территории, согласно представленным фотографиям, принимая во внимание финансовое положение должника, согласно бюджетной росписи от <Дата>, суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора до <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Администрации МО СП «Тарбагатайское» пропущенный срок обжалования постановления от <Дата> о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем ФИО6 <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1
Административное исковое заявление МКУ Администрация МО СП «Тарбагатайское» к Тарбагатайскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 ., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия о признании незаконным постановления от <Дата> г. о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., вынесенного судебным приставом-исполнителем ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, оставить без удовлетворения.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением от <Дата> судебного пристава-исполнителя ФИО6 районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
Председательствующий судья Чупошев Е.Н.