К делу № 2а-735/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Крымск Краснодарского края 12 февраля 2021г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Серомицкого С.А.
при секретаре Саввиди А.С.
с участием
представителя административного истца –
старшего помощника Крымского межрайонного прокурора
Краснодарского края – Паладич В.С.
представителя административного ответчика –
администрации муниципального образования
Крымский район Краснодарского края – Азарова Д.В.,
действующего на основании доверенности № от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном несоздании маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Крымский районный суд с административным иском к администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном несоздании маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, и обязании устранить допущенные нарушения.
Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенной Крымской межрайонной прокуратурой проверки выявлены нарушения жилищного законодательства, влекущие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также факт длительного бездействия органа местного самоуправления. Конституция Российской Федерации определяет Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 Конституции Российской Федерации). Установлено, что решением Совета муниципального образования Крымский район от 18.11.2015 № 22 утвержден Порядок предоставления и использования жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крымский район, согласно пп.2 п.1.2 которого к жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В соответствии с п.3.1 Порядка жилые помещения маневренного фонда предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; утратившим жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (таким гражданам, согласно п.3.8 Порядка, жилое помещение маневренного фонда предоставляется вне очереди). Согласно ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, среди прочего, относятся жилые помещения маневренного фонда. В соответствии со ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст.106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.1 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации); 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.2 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.3 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в п.3.1 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; 4)установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.4 ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исходя из положений п.3 ч.1 ст.15, ч.4 ст.14 и п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений являются вопросами местного значения муниципальных районов. Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Согласно ч.1 и ч.3 ст.8 Устава муниципального образования Крымский район, утвержденного решением Совета муниципального образования Крымский район от 26.04.2017 № 175, к вопросам местного значения муниципального образования Крымский район относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Крымский район. Вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, на территориях сельских поселений решают органы местного самоуправления муниципального образования Крымский район. Таким образом, обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами, проживающими на территории муниципального образования Крымский район, заключающееся в создании на территории муниципального образования Крымский район специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений, возложена на администрацию муниципального образования Крымский район как собственника муниципального жилья. Проведенными в январе 2020г. проверочными мероприятиями установлено, что в нарушение требований закона в муниципальном образовании Крымский район не создан маневренный жилищный фонд, что нарушает права граждан, так как в условиях чрезвычайной ситуации, капитального ремонта или реконструкции домов, в которых находятся жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма, а также в иных установленных законом случаях, когда гражданину должно быть предоставлено жилое помещение указанной категории, такие помещения отсутствуют. По фактам выявленных нарушений главе муниципального образования Крымский район внесено представление, по результатам рассмотрения которого акт прокурорского реагирования удовлетворен, однако до настоящего времени маневренный жилищный фонд не создан, действенных мер к его созданию не принято. Создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Неисполнение администрацией муниципального образования Крымский район возложенных на нее обязанностей является нарушением требований жилищного и иного законодательства и ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для обращения прокурора в суд. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крымский район в части длительного несоздания маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Крымский район, обязать администрацию муниципального образования Крымский район в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем создания муниципального маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Крымский район.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Крымского межрайонного прокурора – Паладич В.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивал, пояснив, что несмотря на вынесенное ранее по данному вопросу прокуратурой представление, до настоящего времени на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, в нарушение ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации, маневренный жилищный фонд не создан, действенных мер по его созданию не принимается. В настоящее время на территории Крымского района имеются аварийные дома, дома требующие капитального ремонта и реконструкции, существуют программы по проведению данных работ, однако, проживающие в аварийных и требующих реконструкции домах граждане, ввиду отсутствия маневренного жилищного фонда, фактически лишены возможности пользоваться правами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, и реализовать свое право на получение временного жилья с использованием маневренного жилищного фонда.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края – Азаров Д.В. в судебном заседании пояснил, что администрация муниципального образования Крымский район Краснодарского края заявленные требования в части признания бездействия незаконным не признает и просит в их удовлетворении отказать, считая, что указанное бездействие не является незаконным, а было вызвано объективными причинами. При этом администрация согласна с необходимостью наличия на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда и не возражает против удовлетворения требований в части возложения на административного ответчика обязанности по созданию на территории муниципального образования Крымский район маневренного жилищного фонда, однако, просит увеличить срок для исполнения указанной обязанности - до 01.01.2022, в целях наибольшей эффективности исполнения решения суда, так как в бюджет на текущий год указанные расходы не были заложены, а процесс необходимых согласований занимает достаточно длительное время. В обоснование возражений указал, что на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края действительно до настоящего времени нет помещений, предназначенных для маневренного и специализированного жилищного фонда, но это обусловлено объективными причинами, сложившейся экономической, политической, природной и эпидемиологической ситуацией, в частности распространением коронавирусной инфекции, повлиявшим в том числе и на поступления в бюджет, и повлекшим определенным образом экономические последствия. Главным основанием для не исполнения вынесенного прокурором в первой половине 2020г. представления о создании маневренного жилищного фонда является отсутствие заявлений от граждан, нуждающихся в получении жилых помещений маневренного жилищного фонда. Подтвердил, что на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в настоящее время действительно имеется два аварийных многоквартирных дома, которые в соответствии с жилищным кодексом подлежат расселению и сносу, а также один многоквартирный дом, подлежащий реконструкции, соответственно, права на предоставление жилых помещений маневренного жилищного фонда у граждан фактически возникли, но эти права граждане не реализуют, поскольку каких-либо заявлений или жалоб от них в администрацию не поступало. В связи с этим, исходя из целесообразности и фактических обстоятельств дела, администрацией маневренный фонд не создавался, а с использованием имеющихся свободных жилых помещений администрация пыталась разрешить вопросы предоставления жилья по иным очередностям, в том числе очередности по предоставлению служебного жилья, в которой состоят две семьи, и очередности по реестру малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящей из 31 семьи, в том числе 5 семей внеочередников, у которых домовладения и жилые помещения признаны аварийными и непригодными для проживания. В связи с этим, по мнению администрации, бездействие было, но оно было не незаконным, а вызвано объективными обстоятельствами и причинами, связанными с отсутствием заявлений, а также экономических и эпидемиологических реалий, сложившихся в 2020-2021гг..
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.7, ч.1 и ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п.6 и п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи (в том числе указанные в п.6 и п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации – муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как следует из п.1, п.4 и п.9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации – к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в том числе относится учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п.3 ч.1 и ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации - к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Как следует из ч.1 и ч.2 ст.106 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.1 ст.95 настоящего Кодекса); 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.2 ст.95 настоящего Кодекса); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.3 ст.95 настоящего Кодекса); 3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в п.3.1 ст.95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; 4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п.4 ст.95 настоящего Кодекса).
Согласно пп.2 п.1.2 и п.3.1 Порядка предоставления и использования жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крымский район, утвержденного Решением Совета муниципального образования Крымский район №22 от 18.11.2015, - к жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда; - жилые помещения маневренного фонда предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; утратившим жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (таким гражданам, согласно п. 3.8 Порядка, жилое помещение маневренного фонда предоставляется вне очереди).
Как следует из п.3 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Крымский район, принятого Решением Совета муниципального образования Крымский район №175 от 26.04.2017, к вопросам местного значения муниципального образования Крымский район относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Крымский район;
Согласно п.1 ч.3 ст.8 Устава муниципального образования Крымский район, принятого Решением Совета муниципального образования Крымский район №175 от 26.04.2017, – на территориях сельских поселений органы местного самоуправления муниципального образования Крымский район разрешают вопросы местного значения, в том числе обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и требования закона, регулирующие спорные правоотношения, судом установлено, что на административного ответчика, как на орган местного самоуправления Крымского района Краснодарского края и собственника муниципального жилья, возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления проживающими на территории муниципального образования Крымский район гражданами, права на жилище, в том числе заключающееся в создании на территории муниципального образования Крымский район специализированного маневренного жилищного фонда, состоящего из конкретных жилых помещений для временного проживания граждан.
В то же время, судом достоверно установлено, что в январе 2020г. в ходе проводимых Крымской межрайонной прокуратурой проверочных мероприятий было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в муниципальном образовании Крымский район маневренный жилищный фонд не создан, что нарушает права граждан на предоставление им жилых помещений указанной категории в предусмотренных законом случаях, в том числе в условиях чрезвычайной ситуации, а также капитального ремонта или реконструкции домов, в которых находятся жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма.
По фактам выявленных нарушений Крымской межрайонной прокуратурой в адрес Главы муниципального образования Крымский район внесено представление за № от 20.01.2020 № «Об устранении нарушений жилищного законодательства», с требованием о необходимости создания на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края маневренного жилищного фонда.
В ответ на вынесенное представление Письмом за № от 26.02.2020 Глава администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края Лесь С.О. сообщил о том, что представление подлежит удовлетворению в полном объеме, но в связи с отсутствием свободного жилищного фонда и очередности на получение жилых помещений маневренного фонда маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Крымский район не создавался, при этом будет проведена работа по его формированию за счет освобождающегося муниципального жилищного фонда.
В то же время, как следует из Письма № от 14.10.2020 исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования Крымский район по состоянию на 14.10.2020 маневренный жилой фонд на территории муниципального образования Крымский район отсутствует, его формирование будет производиться по мере освобождения жилищного фонда.
Из пояснений в судебном заседании представителя административного ответчика очевидно, что и на день рассмотрения судом настоящего административного дела, то есть спустя более года с момента вынесения Крымской межрайонной прокуратурой соответствующего представления, на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края маневренный жилищный фонд не создан, каких-либо сведений и доказательств осуществления административным ответчиком мер по исполнению представления прокурора и созданию маневренного жилищного фонда суду не представлено.
Доводы представителя административного ответчика о том, что указанное бездействие вызвано объективными причинами, а также об отсутствии заявлений граждан о предоставлении жилых помещений маневренного жилищного фонда, суд считает безосновательными и не заслуживающими внимания.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено представителем административного ответчика, что на территории сельских поселений Крымского района в настоящее время имеются аварийные дома, признанные таковыми еще в 2015г., а также дом, требующий капитального ремонта и реконструкции. Расселение признанного аварийным многоквартирного дома в пос.Нефтепромысловый, по соответствующей программе планируется на 2023-2024гг., при этом в указанном доме в том числе проживают лица, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, которые ввиду отсутствия жилых помещений маневренного жилищного фонда вынуждены проживать в условиях, которые в том числе создают угрозу их жизни и здоровью, и лишены возможности пользоваться правами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, и реализовать свое право на получение временного жилья с использованием маневренного жилищного фонда.
В обоснование причин допущенного бездействия и выражая просьбу о предоставлении более длительного периода для исполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по созданию маневренного жилищного фонда, администрация муниципального образования Крымский район ссылается на необходимость решения вопросов предоставления жилья по иным очередностям, на отсутствие заявлений от лиц, а также на отсутствие денежных средств для приобретения жилых помещений в бюджете муниципального образования на 2021г., что не является уважительными причинами и основанием к нарушению конституционных и жилищных прав граждан, которые в силу определенных обстоятельств становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда.
Вышеуказанное, вопреки доводам представителя административного ответчика безусловно подтверждает факт нарушения им требований действующего законодательства, факт длительного бездействия органа местного самоуправления по устранению нарушений жилищного законодательства, влекущего нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Крымский район в части длительного несоздания маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Крымский район, и возложения на администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Определяя срок исполнения решения, суд учитывает исполнимость требований административного иска, считает разумным указанный административным истцом срок, и устанавливает срок для устранения допущенных нарушений в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном несоздании маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, и обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края в части длительного несоздания маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Крымский район Краснодарского края.
Обязать администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, путем создания муниципального маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Крымский район Краснодарского края.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 12.02.2021г.
Судья: С.А. Серомицкий