ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-735/2021 от 22.04.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-735/2021

64RS0043-01-2021-000719-60

Решение

Именем Российской Федерации

22 апреля 2021 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего Магазенко Ю.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой Е.Н.,

с участием административного истца Клочкова ФИО1.,

представителя заинтересованных лиц Военного комиссариата Саратовской области, Военного комиссариата (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) Гущина ФИО8.,

заинтересованного лица помощника начальника отделения учета, предназначения и аттестования офицеров запаса Военного комиссариата Саратовской области Деревенченко ФИО5.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клочкова ФИО1 к начальнику управления кадров Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», заинтересованные лица: Военный комиссариат Саратовской области, помощник начальника отделения учета, предназначения и аттестования офицеров запаса Военного комиссариата Саратовской области Деревенченко ФИО5., Военный комиссариат (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова), об оспаривании решений, действий должностного лица, возложении обязанности,

установил:

Клочков ФИО1. обратился в суд с административным иском к начальнику управления кадров Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» об оспаривании решений, действий должностного лица, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что истец проходил в Военном комиссариате (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) мероприятия, необходимые для присвоения первого воинского звания офицера запаса. К 23 октября 2019 года им было завершено прохождение медицинского освидетельствования, а также переданы сотрудникам Военного комиссариата (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) документы, необходимые для формирования аттестационного материала на присвоение первого воинского звания офицера запаса. 30 сентября 2020 года у истца было взято заявление о проведении мероприятий, необходимых для присвоения первого воинского звания офицера запаса в аттестационном порядке, с приложением к нему ряда дополнительных документов, выполняющих роль характеризующего материала. Указанное заявление по своему содержанию было аналогично заявлению, направленному 07 декабря 2018 года в адрес Военного комиссара (Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова). Как следует из письма Военного комиссара (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) N 240 от 13 октября 2020 года, аттестационный материал на присвоение первого воинского звания офицера запаса 06 октября 2020 года был направлен в Военный комиссариат Саратовской области. Из письма Военного комиссара Саратовской области N 4479 от 08 октября 2020 года следует, что аттестационная комиссия Военного комиссариата Саратовской области приняла решение о направлении аттестационного материала в управление кадров Центрального военного округа. 12 января 2021 года в Военном комиссариате (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) до сведения истца было доведено, что аттестационный материал был возвращен управлением кадров Центрального военного округа без реализации, поскольку у истца не имеется военного (военно-специального) образования, а также не проходил военную службу и не привлекался к военным сборам. Военному комиссару Саратовской области было предложено привлечь истца к прохождению военных сборов. Данные действия начальника управления кадров Центрального военного округа истец полагает несоответствующими закону, в связи с чем просит признать незаконными действия начальника управления кадров Центрального военного округа, выразившиеся в возвращении без реализации аттестационного материала на присвоение истцу первого воинского звания офицера; обязать начальника управления кадров Центрального военного округа истребовать из Военного комиссариата (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) указанный аттестационный материал и направить его по инстанции в соответствии с Порядком проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 января 2018 года N 35.

Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Следовательно, для удовлетворения настоящего административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности: незаконность оспариваемого решения; нарушение прав административного истца, являющегося следствием данного решения. Отсутствие одной юридической составляющей, свидетельствует об отсутствии оснований у суда для удовлетворения административного иска. Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.

Установлено, что Клочков ФИО1 является рядовым запаса, при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, ему была присвоена военно-учетная специальность 600543А Оператор ЭВМ, что подтверждается военным билетом АЕ .

07 декабря 2018 года Клочков ФИО1. обратился с заявлением к Военному комиссару (Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова), о проведении в отношении него мероприятий необходимых для присвоения первого воинского звания офицера запаса в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ № 35 от 29 января 2018 года.

10 января 2019 года на данное заявление был дан ответ Военным комиссаром (Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова), в котором содержалось разъяснение норм статьи 57 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также указывалось, что рядовому составу, пребывающему в запасе, первичное офицерское воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование) и прошел военные сборы в специальном формировании, к которому он приписан, при воинской части в качестве должностного лица, исполняющего обязанности офицера формирования. Рядовой состав может быть предназначен на должность офицера формирования в случае недостатка ресурсов офицерского состава, находящегося в запасе, а в настоящее время подобного недостатка нет.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 10 июня 2019 года, вступившим в законную силу 20 июня 2019 года постановлено:

«Признать действия Военного комиссара Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова выразившиеся в не рассмотрении заявления Клочкова ФИО1 от 07 декабря 2018 года в соответствии с Порядком проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министром обороны РФ от 29 января 2018 года № 35 - незаконными.

Обязать Военного комиссара Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова рассмотреть заявление Клочкова ФИО1 от 07 декабря 2018 года в соответствии с Порядком проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министром обороны РФ от 29 января 2018 года № 35.

В остальной части требований отказать».

30 сентября 2020 года Клочков ФИО1. обратился с заявлением к Военному комиссару (Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова) о проведении в отношении него мероприятий необходимых для присвоения первого воинского звания офицера запаса в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ № 35 от 29 января 2018 года.

К заявлению были приложены: копии дипломов о высшем образовании; копия диплома о профессиональной переподготовке; копия паспорта; автобиография рукописная; автобиография отпечатанная; копия трудовой книжки; характеристика с места работы; копия военного билета, фотографии.

Указанное заявление было зарегистрировано 30 сентября 2020 года.

13 октября 2020 года комиссар (Кировского, Волжского и Ленинского районов г. Саратова) уведомил Клочкова ФИО1. письмом за № 240 о том, что все документы для аттестации на присвоение первого офицерского звания «лейтенант» собраны и отправлены в Военный комиссариат Саратовской области за исх. №194 от 06 октября 2020 года.

08 октября 2020 года Военный комиссар Саратовской области уведомил Клочкова ФИО1 письмом за № 4479 о том, что аттестационной комиссией Военного комиссариата Саратовской области принято решение о направлении аттестационного материала в Управление кадров Центрального военного округа для рассмотрения вопроса о присвоении первого офицерского звания «лейтенанта» запаса в аттестационном порядке. Документы высланы почтой (исх. № 4477 от 08 октября 2020 года).

21 ноября 2020 года временно исполняющим обязанности начальника управления кадров Центрального военного округа аттестационный материал к присвоению первого воинского звания офицера гражданину Клочкову ФИО1. возвращен Военному комиссару Саратовской области без реализации.

Основанием возврата аттестационного материала послужило то обстоятельство, что Клочков ФИО1 военного (военно-специального) образования не имеет, военную службу не проходил, на военные сборы не привлекался. Также предложено направить рядового запаса Клочкова ФИО1 на военные сборы для получения практического опыта в воинской должности на которую он будет спланирован для предназначения для призыва по мобилизации. По итогам сборов командование Центрального военного округа готово рассмотреть установленным порядком документы к присвоению гражданину пребывающему в запасе Клочкову ФИО1 первого воинского звания офицера запаса.

Анализируя ответ временно исполняющего обязанности начальника управления кадров Центрального военного округа, суд не может с ним согласится в силу следующего.

Согласно п. 2,3 ст. 57 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Для граждан, пребывающих в запасе, сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, закон не требует, чтобы гражданин, в отношении которого рассматривается вопрос о присвоении первичного воинского звания офицера, в обязательном порядке был приписан к воинской части. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется Министром обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 2-16 Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к приказу Министра обороны РФ № 35 от 29 января 2018 года, - в военном комиссариате субъекта Российской Федерации для проведения аттестации приказом военного комиссара создается аттестационная комиссия в составе председателя аттестационной комиссии из числа должностных лиц военного комиссариата субъекта Российской Федерации и не менее четырех членов аттестационной комиссии (далее - комиссия). В состав комиссии по согласованию включаются представители иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Аттестация проводится:

1) граждан, пребывающих в запасе, которые могут быть приписаны (предназначены) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания, равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по заявлениям о присвоении воинских званий в аттестационном порядке (далее - граждане, не приписанные к воинским частям);

2) граждан, пребывающих в запасе и приписанных (предназначенных) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации, для которых штатами военного времени предусмотрены воинские звания, равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, - по истечении сроков пребывания граждан, пребывающих в запасе, в предыдущем воинском звании в запасе в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы по спискам, утвержденным соответствующим военным комиссаром в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка (далее - граждане, приписанные к воинским частям).

Заявление гражданина, не приписанного к воинской части, о присвоении воинского звания в аттестационном порядке (далее - заявление) направляется (подается) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) или военный комиссариат г. Москвы, в котором гражданин, не приписанный к воинской части, состоит на воинском учете (далее - военный комиссариат), с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также реквизитов документа об образовании (официальное наименование организации, выдавшей документ об образовании, регистрационный номер, дата выдачи документа об образовании), подтверждающего уровень профессионального образования гражданина, не приписанного к воинской части.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы, к заявлению прилагается решение Министра обороны Российской Федерации о сокращении соответствующего срока пребывания в воинском звании.

Гражданином, не приписанным к воинской части, по его желанию к заявлению прикладываются документы, подтверждающие соответствие гражданина, не приписанного к воинской части, требованиям для присвоения соответствующего воинского звания, предусмотренным статьей 24 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - требования для присвоения воинского звания).

Военным комиссариатом в течение 60 рабочих дней с момента регистрации заявления:

обеспечивается актуализация сведений, содержащихся в документах воинского учета гражданина, пребывающего в запасе;

устанавливается соответствие гражданина, пребывающего в запасе, требованиям для присвоения воинского звания;

в соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Положения о воинском учете запрашиваются сведения о профессиональной подготовке и опыте работы, соответствующих служебных (должностных) обязанностях гражданина, пребывающего в запасе, а также сведения, характеризующие гражданина, пребывающего в запасе, по последнему месту служебной (трудовой) деятельности;

организуется прохождение гражданином, пребывающим в запасе, медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

При установлении несоответствия гражданина, не приписанного к воинской части и подавшего заявление (далее - заявитель), требованиям для присвоения воинского звания военный комиссариат в течение 5 рабочих дней уведомляет об этом заявителя.

При установлении соответствия заявителя требованиям для присвоения воинского звания соответствующим военным комиссаром в течение 5 рабочих дней на основании сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, составляется отзыв на заявителя с оформлением и подписанием аттестационного листа (приложение N 1 к настоящему Порядку) (далее - аттестационный лист) (кроме разделов II и III), который (за исключением случаев составления аттестационного листа в военном комиссариате г. Москвы) направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, подтверждающими сведения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 5 настоящего Порядка.

Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней направляются оформленные и подписанные соответствующими военными комиссарами аттестационные листы, сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка, на граждан, пребывающих в запасе, в комиссию для рассмотрения на ближайшем заседании комиссии.

Заседания комиссии проводятся по решениям военного комиссара субъекта Российской Федерации с учетом поступивших аттестационных листов не реже одного раза в три месяца, а также в соответствии с графиком.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава, но не менее трех ее членов (в том числе председателя комиссии).

На заседании комиссии рассматриваются следующие поступившие материалы:

а) аттестационные листы, оформленные и направленные военными комиссариатами в соответствии с настоящим Порядком;

б) сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие сведения, предусмотренные пунктами 5 и 9 настоящего Порядка;

в) документы, приложенные заявителями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

При заключении аттестационной комиссии о соответствии профессиональной подготовки и опыта работы, служебных (должностных) обязанностей, деловых и личных качеств, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, работоспособности гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности воинской части (специального формирования), на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен) (далее - положительное заключение), военным комиссаром субъекта Российской Федерации (за исключением проведения аттестации для присвоении воинского звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно) материалы на присвоение воинского звания в течение 5 рабочих дней направляются в порядке подчиненности в управление кадров военного округа (Северного флота).

На основании поступивших в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка материалов на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, начальником управления кадров военного округа (Северного флота) в течение 20 рабочих дней обеспечивается подготовка и подписывается список граждан, пребывающих в запасе, для присвоения первых и очередных воинских званий офицеров в аттестационном порядке (приложение N 3 к настоящему Порядку) (далее - список для присвоения воинских званий офицеров), который утверждается командующим войсками военного округа (Северным флотом).

Список для присвоения воинских званий офицеров, утвержденный командующим войсками военного округа (Северным флотом), вместе с соответствующими материалами на присвоение воинского звания на каждого гражданина, пребывающего в запасе, направляется в течение 3 рабочих дней в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для подготовки проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о присвоении гражданам, пребывающим в запасе, первых и очередных воинских званий офицеров и представления на подпись Министру обороны Российской Федерации.

Анализируя указанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35 «Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень действий начальника управления кадров военного округа, в котором проверка, правовой анализ, соответствие, либо не соответствие заявителя требованиям для присвоения воинского звания офицера запаса и возврат аттестационного материала с предложением направления на военные сборы для получения практического опыта в воинской должности не предусмотрены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав заявителя и соответственно незаконности действий со стороны ответчиков.

С учетом изложенного, суд считает, что имеются основания для возложения обязанности на начальника управления кадров Центрального военного округа истребовать из Военного комиссариата (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) указанный аттестационный материал и направить его по инстанции в соответствии с Порядком проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 января 2018 года N 35.

В соответствии со ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

-указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

-подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

-подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Оценив представленные доказательства с соответствии ст. 84 КАС РФ, процессуальное поведение ответчиков по настоящему делу, суд приходит к выводу об отсутствии допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых исковые требования истца не подлежали бы удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Клочкова ФИО1 к начальнику управления кадров Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», заинтересованные лица: Военный комиссариат Саратовской области, помощник начальника отделения учета, предназначения и аттестования офицеров запаса Военного комиссариата Саратовской области Деревенченко ФИО5., Военный комиссариат (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова), об оспаривании решений, действий должностного лица, возложении обязанности удовлетворить.

Признать действия начальника управления кадров Центрального военного округа, выразившиеся в возвращении без реализации аттестационного материала на присвоение рядовому запаса Клочкову ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, первого воинского звания офицера - незаконными.

Обязать начальника управления кадров Центрального военного округа истребовать из Военного комиссариата (Кировского, Волжского и Фрунзенского районов г. Саратова) указанный аттестационный материал и направить его по инстанции в соответствии с Порядком проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 января 2018 года N 35.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 22 апреля 2021 года.

Председательствующий Ю.Ф. Магазенко