ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-735/2023 от 21.08.2023 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-735/2023

УИД 35RS0019-01-2023-000025-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Устье Усть-Кубинский район Вологодской области 21 августа 2023 года

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Серебряковой О.И.,

при секретаре Шмидт Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семиохина М.В. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрации Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным бездействия в связи с нарушением прав истца на рассмотрение подписанного им коллективного обращения,

УСТАНОВИЛ:

Семиохин М.В. обратился в суд с административным иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с нарушением прав истца на рассмотрение подписанного им коллективного обращения от 06.09.2022 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик – администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области совершил оспариваемое бездействие, которое выразилось в том, что в установленный Федеральным законом срок уклонился от ответа на ряд вопросов, поставленных перед ним в подписанном административным истцом коллективном обращении от 06.09.2022 г. Ответчик по итогам рассмотрения данного обращения направил ему ответ, датированный 18.10.2022 года, который получен им 29.10.2022 года.

В нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, ответчик пренебрёг дачей надлежащего ответа на следующие вопросы, поставленные истцом: о трудоустройстве административного истца в администрации ответчика на любых должностях (муниципальной либо немуниципальной службы); о размере среднемесячной оплаты труда работников, занятых в предприятиях малого бизнеса, а также на муниципальных должностях; о постоянной или временной регистрации истца на территории юрисдикции ответчика, что является нарушением части 2 статьи 24 Конституции РФ, требований пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Просит признать незаконным бездействие администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в связи с совокупным нарушением прав административного истца на рассмотрение в установленном федеральным законом порядке подписанного им коллективного обращения от 06.09.2022 г. Ходатайствует о рассмотрении дела без его участия в судебном заседании и об истребовании у ответчика надлежащим образом заверенной копии коллективного обращения, подписанного истцом 06.09.2022 г., заверенной копии письма ответчика от 18.10.2022 г. .

Согласно части 3 статьи 1 Закона Вологодской области от 28 апреля 2022 года № 5117-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области», Усть-Кубинский муниципальный район Вологодской области и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области. Днем создания Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области является день вступления в силу настоящего закона области (01 июня 2022 года).

Как следует из части 4 статьи 1 Закона Вологодской области «О преобразовании поселений», Усть-Кубинский муниципальный округ Вологодской области является правопреемником Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Вопросы, связанные с правопреемством, решаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 21.08.2023 года администрация Усть-Кубинского муниципального района находится в процессе реорганизации путем присоединения к другому юридическому лицу.

Протокольным определением Сокольского районного суда от 30.06.2023 г. в качестве административного соответчика по делу привлечена администрация Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области.

Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 30.06.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Кайданов А.О.

Административный истец Семиохин М.В., отбывающий наказание по приговору суда в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в исковом заявлении он ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. 17.08.2023 года от Семиохина М.В. поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством ВКС, о чем была подана заявка в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, однако техническая возможность обеспечения ВСК отсутствует.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменных возражениях администрация Усть-Кубинского муниципального района просила в удовлетворении иска Семиохина М.В. отказать, так как на заявление Семиохина М.В. и Кайданова А.О. администрация района дала полный, исчерпывающий ответ.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Кайданов А.О., отбывающий наказание по приговору суда в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил исключить его из числа заинтересованных лиц, так как действиями административных ответчиком его права и законные интересы не нарушены.

Суд определил слушать дело в отсутствие административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица.

Суд, исследовав материалы дела, проанализировав всю совокупность представленных доказательств, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации исходя из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), - гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом.

Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации, регулируется Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).

Приведенный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей, в том числе граждан, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан (пункт 3 статьи 1, пункт 1, подпункт 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов - информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами или организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

В силу части 2.1 статьи 7 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.

Отнесение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных, производится в соответствии с Правилами отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».

Обязательные к размещению наборы открытых данных публикуются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных».

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина, запрашивающего информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой на официальном сайте органа местного самоуправления, регламентирован статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ.

В силу частей 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

В статье 20 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ отражены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно: информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.

Кроме того, государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена на официальном сайте.

Согласно частям 1 и 2, пунктам 1, 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛадминистрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области поставлена на учет в налоговом органе 01.03.2005 г., с датой присвоения ОГРН 17.10.2002 г. Руководителем администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области с 09.01.2019 года является Семичев А.О.. С 05.12.2022 г. администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. До настоящего времени процесс реорганизации не завершен.

С 09.01.2019 года Семичев А.О. имел право без доверенности действовать от имени администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, в силу должностных обязанностей являлся уполномоченным лицом на подписание ответов на обращения, запросов граждан, поступивших в администрацию Усть-Кубинского муниципального района.

Администрация Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по г. Москве подтверждено, что Семиохин М.В. зарегистрирован по месту жительства 02 августа 2010 года по адресу: г. Москва, <адрес>

Судом установлено, что Семиохин М.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области с 28 октября 2021 года по приговору Хамовнического районного суда г. Москвы от 18 июля 2018 года, которым он осуждён по ч. 3 ст. 135, п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «б» ч. 4 ст. 132, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев.

Кайданов А.О. также отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области с 17 февраля 2022 года по приговору Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2021 года, которым он осуждён по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 111, ч. 3 ст. 33, п.п. «ж», «з», «к» ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год.

Полагая незаконным бездействие администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, нарушающими права административного истца на рассмотрение в установленном федеральным законом порядке подписанного им коллективного запроса от 06.09.2022 года, выразившегося в ограничении доступа его к информации о деятельности органов местного самоуправления, Семиохин М.В., не пропустив предусмотренный статьей 219 КАС РФ срок, обратился с настоящим административным иском в суд.

Рассматривая вышеназванные требования административного истца, суд приходит к следующему.

21 сентября 2022 года в администрацию Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области поступил коллективный запрос Кайданова А.О. и Семиохина М.В., отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области, датированный 06 сентября 2022 года, в котором, ссылаясь на то, что после освобождения из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области они планируют возможность приезда для проживания в с. Устье и Усть-Кубинский муниципальный район Вологодской области, заявители просили предоставить информацию о возможности предоставления им жилого помещения, земельного участка, о трудоустройстве в муниципальном районе (селе), средней заработной плате в районе (городе), среднемесячному размеру оплаты труда в бизнесе, регистрации (постоянной или временной), предоставлении программы поддержки малого бизнеса, поддержки в обустройстве и закупке живности.

18 октября 2022 года за администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области направила на имя Кайданова А.О. и Семиохина ответ на указанный коллективный запрос Кайданова А.О. и Семиохина М.В., в котором подробно даны ответы на каждый поставленный вопрос.

Факт направления Кайданову А.Ю. и Семиохину М.В. ответа на коллективный письменный запрос подтверждается сведениями об отправленных почтой письмах администрации Усть-Кубинского муниципального района от 18 октября 2022 года. Указанный ответ поступил в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области по адресу: Рязанская область г. Скопин, мкр. Октябрьский, ул. Заводская, д. 1, получен Семиохиным М.В., подтвердивший данный факт в административном исковом заявлении, указав, что им получен ответ 29 октября 2022 года.

Из информации администрации Усть-Кубинского муниципального района следует, что муниципальные жилые помещения предоставляются по договорам найма при непосредственном обращении в администрацию района граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учет могут встать граждане, проживающие (имеющие регистрацию) в Усть-Кубинском муниципальном районе, освобождение из мест лишения свободы не является основанием для внеочередного предоставления жилья. Также заявителям сообщено, что предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Принятие решения по существу вопроса возможно при обращении в администрацию с заявлением. По вопросу о заработной плате в районе, ответчик сообщил заявителям, что по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области за 1 полугодие 2022 года среднемесячная заработная плата работников организаций в районе составила 41732 рубля. По данным отделения занятости населения по Усть-Кубинскому району в районе имеются следующие наиболее востребованные вакансии: пожарный, техник-энергетик, повар. Вопрос о трудоустройстве будет решен после обращения гражданина в отделение занятости. По вопросам разведения сельскохозяйственных животных и государственных программ в области развития сельского хозяйства администрация Усть-Кубинского муниципального района сообщила, что в Вологодской области действует Государственная программа «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021-2025 годы», в рамках которой предоставляются гранты на развитие семейных ферм, оказывается поддержка фермеров и развитие сельской кооперации.

Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросу местного значения городского, сельского поселения (пункт 6 статьи 14Федерального закона от 0610.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, запрашиваемая Семиохиным М.В. информация по предоставлению жилого помещения в Усть-Кубинском муниципальном районе, по предоставлению земельных участков, по предоставлению рабочего места в администрации, трудоустройству в муниципальном районе (селе), о средней заработной плате в районе (селе), о регистрации (постоянной или временной), о программах поддержки малого бизнеса, поддержке в обустройстве и в закупке живности, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, коллективный запрос Кайданова А.О. и Семиохина М.В., датированный 06 сентября 2022 года, поступил в администрацию Усть-Кубинского муниципального района и зарегистрирован 21 сентября 2022 года (), ответ на указанный коллективный запрос администрацией Усть-Кубинского муниципального района направлен 18 октября 2022 года Кайданову А.О. и Семиохину М.В., ответ получен и доведен до Семиохина М.В., с которым он ознакомлен 29 октября 2022 года, что подтверждается административным иском Семиохина М.В, следовательно, предусмотренный пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8, 30-дневный срок администрацией Усть-Кубинского муниципального района соблюден, ответ на запрос подписан уполномоченным на подписание должностным лицом – руководителем администрации Усть-Кубинского муниципального района Семичевым А.О., следовательно, права административного истца в данной части не нарушены.

В соответствии с положениями части 3 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ администрация Усть-Кубинского муниципального района в ответе на коллективный запрос Кайданова А.О. и Семиохина М.В. дала подробный ответ на все поставленные в запросе вопросы. Таким образом, указанные факты не влекут нарушения прав истца.

Ссылки административного истца на рассмотрение коллективного обращения в соответствии с положениями Федерального закона от 05.02.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» суд признает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании истцом норм материального права, поскольку Кайдановым А.О. и Семиохиным М.В. направлен в орган местного самоуправления запрос о предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с обеспечением доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который не распространяется на порядок рассмотрения указанными органами обращений граждан.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ответ на коллективный запрос дан органом местного самоуправления – администрацией Усть-Кубинского муниципального района, в установленные законом сроки, подписан уполномоченным лицом – руководителем администрации, и содержит необходимые разъяснения, которые не противоречат положениям Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, административный истец не ограничен в доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, которым процедура рассмотрения запроса соблюдена, что не повлекло нарушения прав и свобод истца, предусмотренных законом, о восстановлении которых истец также в административном иске не просил, суд приходит к выводу в об отказе в удовлетворении административных исковых требований Семиохина М.В. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившихся в нарушении порядка рассмотрения запроса и ограничении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Семиохина М.В. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрации Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившихся в нарушении порядка рассмотрения запроса и ограничении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Серебрякова

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2023