Дело № 2а-736/18 Решение Именем Российской Федерации 11 апреля 2018 года г. Находка Приморского края Находкинский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Елистратовой О.Б. при секретаре Турчанович О.Л., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к администрации Находкинского городского округа о признании решения незаконным и о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л ФИО4 в лице своего представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование, что 27.04.2015г. администрация Находкинского городского округа передала ФИО5 в аренду земельный участок площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство, сроком до 15.02.2020г., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилой дом, участок находится примерно в 60 метрах от ориентира по направлению на юго-запад, адрес ориентира: <.........>А, который ФИО6 28.04.2016г. был передан по соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды ФИО7 и ФИО2, а на основании дополнительного соглашения от 29.08.2017г. перешел в пользование ФИО4 04.10.2017г. получен градостроительный план земельного участка, из которого следует, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1А – зона индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы. При обращении ФИО4 в администрацию Находкинского городского округа за выдачей разрешения на строительство, 30.10.2017г. был получен отказ на основании п. 4.2 Постановления администрации Приморского края от 28.07.2008г. № 170-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения», согласно которому в охранной зоне заказника – территория береговой полосы шириной 500 метров запрещается строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, трубопроводов и линий электропередач и прочих линейных объектов. Однако целевое использование земельного участка именно для строительства и эксплуатации жилого дома и градостроительный план земельного участка был выдан именно для целей индивидуального жилищного строительства. Истец исправно платит арендную плату с 2015г., сделал планировку территории. Согласно положениям Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. № 74-ФЗ, который имеет большую юридическую силу, чем постановление Губернатора Приморского края № 170-па от 28.07.2008г., в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство и реконструкция, ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и т.д. Просил признать решение администрации Находкинского городского округа об отказе в выдаче ему разрешения на строительство, от 30.10.2017г. незаконным; обязать администрацию Находкинского ГО выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1300 кв.м., расположенном по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Авангард, примерно в 60 метрах на юго-запад от жилого дома по <.........>. В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, поддержавшая административные исковые требования ФИО4, дополнила, что Решением Думы Находкинского городского округа Приморского края № 60-р от 27.06.2007г. утверждены «Правила землепользования и застройки Находкинского городского округа», согласно которым вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1А – зона индивидуальной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы. В данной зоне к видам разрешенного использования, в том числе относится и отдельно стоящие односемейные дома с земельными участками. Заказник организован без ограничения срока действия и установлена охранная зона шириной 500 метров от уреза воды вдоль сухопутной границы постановлением Губернатора Приморского края «О государственном природном комплексном морском заказнике краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря» от 08.08.2000г. № 556. Постановлением администрации Приморского края от 28.07.2008г. № 170-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» утверждено положение о государственном природном комплексном морском заказнике краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря. В соответствии с п. 2.2 Положения заказник имеет охранную зону шириной 500 метров от уреза воды вдоль его сухопутной границы. Постановления, на которые ссылается администрация Находкинского городского округа в своих возражениях, были рабочими и имели силу, однако, несмотря на то, что вышеуказанный земельный участок входит в охранную зону заказника, он был передан в аренду под индивидуальное жилищное строительство. Постановление администрации Приморского края № 453-па «О внесении изменений в постановление администрации Приморского края от 28.07.2008г. № 170-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения», на которое ссылается в своем отказе администрация Находкинского городского округа от 29.09.2016г., что значительно позже заключенного договора аренды спорного земельного участка. По смыслу действующего законодательства, если после заключения договора аренды принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, что условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договор аренды от 24.07.2015. № 6090ф15 заключен именно на аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком до 2020г., другое его использование невозможно. Отказывая в разрешении на строительство, администрация Находкинского городского округа определяет само существование данного договора аренды невозможным, не порождающим последствий, а значит и недействительным, что прямо противоречит действующему законодательству, т.к. ненормативный правовой акт, на который ссылается в отказе администрация НГО, был принят позже заключенного договора аренду от 27.04.2015г. При заключении вышеуказанного договора аренды имелись все основания на передачу земельного участка под строительство жилого дома. Истец сделал проект планировки, вложил денежные средства на подготовку к строительству и подготовку документов, добросовестно платит арендную плату, которую администрация получает и договор аренды от 27.04.2015г. не расторгает, ввиду чего, данным отказом нарушены права административного истца. Просила исковые требования ФИО4 удовлетворить. Представитель административного ответчика – администрации Находкинского городского округа по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что выдача административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, и осуществление строительства указанного объекта будет противоречить действующему законодательству в связи с тем, что указанный земельный участок с кадастровым номером 25:31:050005:1405, предоставленный с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство, расположен в охранной зоне государственного природного комплексного морского заказника краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря – территории береговой полосы шириной 500 метров (согласно информации, предоставленной управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа и выкопировке из информационной системы «Геокад»), несмотря на то, что сведения о границах охранной зоны Заказника в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В соответствии с Генеральным планом Находкинского городского округа определена граница Заказника по береговой черте и установлена водоохранная зона моря шириной 500 метров и согласно пункту п. 4.2 Положения об охранной зоне постановления администрации Приморского края от 28 июля 2008 года № 170-ПА «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» и внесенных в данное постановление Постановлением от 29.09.2016г. № 453-па изменений – территории береговой полосы шириной 500 метров – запрещается строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог, трубопроводов, линий электропередач и прочих линейных объектов (за исключением объектов, строящихся для государственных нужд). Несмотря на то, что на публичной кадастровой карте сведения о границах охранной зоны Заказника не отображены, использовать земельные участки, расположенные в границах Заказника, следует с учетом нормативно-определенных ограничений. Таким образом, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства и осуществление строительной деятельности в охранной зоне Заказника может причинить вред природным комплексам залива Восток и его компонентам, что противоречит целям создания Заказника, а также приведет к нарушению законодательства Российской Федерации и Приморского края об особо охраняемых природных территориях. Просила отказать ФИО4 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капительного строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. В судебном заседании установлено, что ФИО4 обратился в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером № расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 60 метрах на юго-запад, адрес ориентира: <.........>А. Указанный земельный участок ранее был передан ФИО5 на основании договора аренды, заключенного с администрацией Находкинского городского округа 27.04.2015г. №ф15 в границах в соответствии с кадастровым паспортом. Согласно п. 1.2 указанного договора аренды земельный участок предоставляется с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство. По соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28.04.2016г. вышеуказанный земельный участок был передан ФИО6ФИО7 и ФИО4 и дополнительным соглашением от 29.08.2017г. перешел в пользование ФИО4 Данный договор аренды от 27.04.2015г. №ф15, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28.04.2016г., дополнительное соглашение от 29.08.2017г. зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Согласно полученному административным истцом 04.10.2017г. градостроительному плану земельного участка, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1А – зона индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы. 30.10.2017г. администрацией Находкинского городского округа ФИО4 по его заявлению было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на основании пункта 4.2 Постановления администрации Приморского края от 28.07.2008г. № 170-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» (в ред. Постановления администрации Приморского края от 29.09.2016г. № 453-па), согласно положениям которого, в охранной зоне заказника - территории береговой полосы шириной 500 метров – запрещается, в том числе строительство и эксплуатация жилых объектов. По делу установлено, что решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от 20.04.1989г. № 131 образован государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря. Постановлением Губернатора Приморского края от 08.08.2000 № 556 «О государственном природном комплексном морском заказнике краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря» заказник организован без срока действия в границах, указанных в схеме (абз. 2 п. 1) и установлена охранная зона шириной 500 метров от уреза воды вдоль его сухопутной границы (п. 2). Во исполнении Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Приморского края от 11.05.2005г. № 245-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края» постановлением Администрации Приморского края от 28.07.2008г. № 170-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» утверждено Положение «О государственном природном комплексном морском заказнике краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря» (далее – Положение). Согласно п. 1.9 Положения изменение границ, реорганизация и ликвидация заказника производится в порядке, установленном законодательством РФ и Приморского края. В соответствии с п. 2.3 Положения заказник имеет охранную зону шириной 500 метров от уреза воды вдоль его сухопутной границы. Постановлением от 29.09.2016г. № 453-па «О внесении изменений в постановление администрации Приморского края от 28 июля 2008 года № 170-ПА «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» пункт 4.2 Положения дополнен абзацем, (послужившим основанием для отказа истцу в разрешении на строительство): в охранной зоне заказника - территории береговой полосы шириной 500 метров – запрещается, строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог, трубопроводов, линий электропередачи и прочих линейных объектов (за исключением объектов, строящихся для государственных нужд). Государственный природный комплексный морской заказник краевого значения "Залив Восток" залива ФИО8 моря является особо охраняемой природной территорией, созданной с целью сохранения и восстановления природных комплексов залива Восток в естественном состоянии, поддержания экологического баланса и рационального использования природных ресурсов в виде сочетания на одной акватории водных биоресурсов, марикультурных плантаций и зоны рекреации (пункт 1.2 Постановления Администрации Приморского края от 28 июля 2008 года N 170-па). Заказник имеет охранную зону шириной 500 метров от уреза воды вдоль его сухопутной границы. Согласно режиму охранной зоны заказника, до внесения изменений, осуществлять строительство капитальных объектов различного назначения, а также снятие грунта и его перемещение без его нарушения было невозможно, так как в указанных случаях используется специальная техника и уничтожается прибрежная растительность. Отсутствие в режиме охранной зоны прямого запрета на проведение строительных работ позволило муниципальным органам предоставлять земельные участки в целях ведения личного подсобного хозяйства, а также выдавать разрешения на строительство капитальных объектов в прибрежной полосе залива. Результатом такой деятельности явилось недовольство граждан и их обращения, основанные на нарушениях их конституционных прав, что подтверждено обращением Прокуратуры Приморского края. С целью уточнения режима охранной зоны, устанавливающего недопустимость осуществления застройки прибрежной зоны Залива Восток, изменения ее почвенной и гидрологической структуры, а также недопустимость хранения в прибрежной полосе ядохимикатов и токсичных химических препаратов способных оказать прямое негативное воздействие на природные комплексы залива принято Постановление Администрации Приморского края от 29 сентября 2016 года N 453-па, содержащее уточняющие условия режима охранной зоны заказника, и не являющиеся по своей сути дополнительными ограничениями. В соответствии с Генеральным планом Находкинского городского округа определена граница Заказника по береговой черте и установлена водоохранная зона моря шириной 500 метров. Согласно информации Управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа, сведения о границах охранной зоны Заказника в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Однако, согласно выкопировке из информационной системы «Геокад», земельный участок с кадастровым номером 25:31:050005:1405 расположен в охранной зоне государственного природного комплексного морского заказника краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря – территории береговой полосы шириной 500 метров, что подтверждается представленной административным ответчиком графикой, а, кроме того, данная информация отражена в градостроительном плане спорного земельного участка, предоставленном самим истцом (л.д.8). Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", категория "государственные природные заказники" определена как особо охраняемая природная территория. В соответствии с частью 5 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Пунктом 10 этой же статьи предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Пунктом 1 статьи 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. В силу пунктов 1 и 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 7 этой же статьи на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью. Таким образом, из изложенного следует, что действующим законодательством установлен прямой запрет на осуществление деятельности, которую планирует истец на спорном земельном участке, а именно: строительство и эксплуатация жилого объекта. В этой связи представляются несостоятельными и не имеющими правового значения доводы представителя истца о том, что спорный земельный участок, входящий в охранную зону заказника, был передан в аренду под индивидуальное жилищное строительство ранее, чем был установлен запрет на строительство жилого объекта на указанной территории, учитывая установление с 29.09.2016 прямого запрета на проведение строительных работ на территории морского заказника. 27.04.2015 на момент предоставляя указанного земельного участка в аренду ФИО5 под индивидуальное жилищное строительство запрет на строительство на данной территории установлен не был, однако арендаторы не реализовали свое право на строительство жилого дома до установления запрета на строительство. Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень для отказа в выдаче разрешения на строительство, согласно положениям которой, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в том числе при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Ввиду принципиальной невозможности принятия администрацией Находкинского городского округа положительного решения по заявлению ФИО4 о выдаче разрешения на строительство жилого объекта на спорном земельном участке, нарушения прав и законных интересов истца не усматривается. Администрацией Находкинского городского округа при рассмотрении заявления ФИО4 о выдаче разрешения на строительство был установлен факт нахождения спорного земельного участка в охранной зоне морского заказника, в границах которого запрещено строительство капитальных объектов различного назначения и исследован вопрос о допустимости (либо нелдопустимости) размещения планируемого объекта капитального строительства на спорном земельном участке с учетом ограничений, установленных законом, что является обязательным условием принятия положительного решения при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, исходя из положений пункта 1 статьи 51 ГрК РФ. В связи с чем, суд находит отказ администрации Находкинского городского округа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в охранной зоне государственного природного комплексного морского заказника краевого значения «Залив Восток» залива ФИО8 моря обоснованным, поскольку выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства и осуществление строительной деятельности в охранной зоне Заказника может причинить вред природным комплексам залива Восток и его компонентам, что противоречит целям создания Заказника, а также приведет к нарушению законодательства Российской Федерации и Приморского края об особо охраняемых природных территориях. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 – 228 КАС РФ, суд РЕШИЛ Административные исковые требования ФИО4 к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным отказа от 30.10.2017 года и о возложении на администрацию Находкинского городского округа обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке на земельном участке площадью 1300 кв.м., расположенном по адресу: Приморский край, город Находка, поселок Авангард, примерно в 60 метрах на юго-запад от жилого дома по <.........>, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца. Судья Елистратова О.Б. |