ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-736/2022 от 05.07.2022 Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан)

05RS0047-01-2022-004139-03

Дело №2а-736/2022

Решение

Именем Российской Федерации

г.Хасавюрт 5 июля 2022 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре судебного заседания Байсолтановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан (далее Межрайонная ИФНС России №17 по РД) к Мичигишеву ФИО5 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по земельному налогу в размере 60 808 руб. 60 коп.,

установил:

Межрайонная ИФНС России №17 по РД обратилась в Хасавюртовский районный суд с административным исковым заявлением к Мичигишеву ФИО6 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по земельному налогу в размере 60 808 руб. 60 коп.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Мичигишев З.Б. в 2017 и 2019 гг. владел транспортными средствами и земельными участками, которые, согласно ст.358 НК РФ являются объектами налогообложения. Мичигишеву З.Б. направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. В нарушение ст.45 НК РФ Мичигишев З.Б. не исполнил свои обязанности и не уплатил налог, в связи с чем начислена пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога в размере трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговым органом в отношении административного ответчика выставлено требование №2882 от 04.02.2021 г. об уплате налога, в сумме 60 808 руб., однако, до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Данное требование не было исполнено в установленный срок и законом предусмотрена возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в судебном порядке, а также руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.125 и 126 КАС РФ, Межрайонной ИФНС России №17 по РД было направлено заявление о вынесении судебного приказа. 29 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка №87 Хасавюртовского района вынесен судебный приказ о взыскании с должника недоимки по налогу. Должником было представлено возражение относительно исполнения судебного приказа, определением от 8 ноября 2021 года судебный приказ отменен. С объяснениями о причинах неуплаты налога в налоговый орган должник не явился и документы дающие право на льготы в Межрайонную ИНФНС России №17 по РД не представил.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Мичигишева ФИО9 недоимку по транспортному налогу в размере 59 086 руб., пени в размере 535 руб. 72 коп. и недоимку по земельному налогу в размере 1 176 руб., пени в размере 10 руб. 88 коп., на общую сумму 60 808 руб. 60 коп.

Административный истец Межрайонная ИФНС России №17 по РД, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, представителя не направила.

Представитель административного истца – Вахидов В.У., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела без его участия не представил.

Административный ответчик Мичигишев З.Б., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст.289 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по РД не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу п.1 ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется положениями ст.44 НК РФ регламентирующей основания возникновения, изменения и прекращения обязательств по уплате налога; ст.48 НК РФ, регламентирующей порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; ст.52 НК РФ регламентирующей общие вопросы по исчислению налога; ст.53-55 НК РФ определяющими положения о налоговой базе, ставки, общие вопросы исчисления налоговой базы и определение налогового периода; ст.57 НК РФ регламентирующей сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов; ст.58 НК РФ предусматривающей порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов; ст.69 НК РФ регламентирующей порядок направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов; ст.70 НК РФ предусматривающей сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов; ст.71 НК РФ предусматривающей последствия изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов; ст356 НК РФ, определяющей понятие транспортного налога; ст.357 НК РФ, регламентирующей понятие налогоплательщиков транспортного налога; ст.358 НК РФ определяющей объект налогообложения; ст.359 НК РФ определяющей налоговую базу; ст.360 НК РФ регламентирующей налоговый период; ст.361 НК РФ определяющей налоговую ставку; ст.361.1 НК РФ предусматривающей налоговые льготы; ст.362 НК РФ предусматривающей порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу; ст.363 НК РФ предусматривающей порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу; ст.387 НК РФ, определяющей понятие земельного налога; ст.388 НК РФ, регламентирующей понятие налогоплательщиков земельного налога; ст. 389 НК РФ определяющей объект налогообложения; ст. 390 НК РФ определяющей налоговую базу; ст.391 НК РФ определяющей порядок определения налоговой базы; ст.392 НК РФ предусматривающей особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности; ст.393 НК РФ регламентирующей налоговый период; ст.394 НК РФ определяющей налоговую ставку; ст.395 НК РФ предусматривающей налоговые льготы; ст.396 НК РФ предусматривающей порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу; ст.397 НК РФ предусматривающей порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу; ст.75 НК РФ определяющей понятие пеней, порядок начисления.

Согласно материалам дела, в адрес административного ответчика истцом было направлено налоговое уведомление №20502176 от 03.08.2020 г. с указанием расчета взыскиваемого транспортного и земельного налога за 2017 и 2019 гг. Налоговое уведомление направлено с соблюдением положений ст.52 НК РФ по месту жительства налогоплательщика.

Следовательно, у Мичигишева З.Б. возникла обязанность по уплате транспортного и земельного налога за 2017 и 2019 гг., который был оставлен административным ответчиком без исполнения.

Поскольку обязанность по уплате указанных налогов административным ответчиком не исполнена, то в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ, налоговым органом была начислена пеня.

В порядке ст.69 НК РФ в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование №2882 от 04.02.2021 г. об уплате транспортного налога за 2017 и 2019 гг. в сумме 59 086 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 535 руб. 72 коп. и земельного налога за 2019 г. в сумме 1 176 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 10 руб. 88 коп., указан срок для добровольного исполнения требования – до 30 марта 2021 года.

Данное требование №2882 не было исполнено административным ответчиком в установленный срок, в связи с чем, административный истец обратился заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка №87 Хасавюртовского района был вынесен судебный приказ от 29 сентября 2021 года о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, который по возражению административного ответчика определением мирового судьи от 8 ноября 2021 года отменен.

Согласно ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 КАС РФ установлено лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Частью 4 ст.289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно сведений указанных административным истцом в исковом заявлении Мичигишев З.Б. в 2017 и 2019 гг. являлся собственником транспортного средства ВАЗ 21093, государственный регистрационный номер – .

Однако, согласно ответу ГИБДД по Республики Дагестан, в соответствии с базой данных СЭД МВД, гражданин Мичигишев З.Б., не являлся собственником транспортного средства ВАЗ 21093, государственный регистрационный номер –

Таким образом, ФИО1 не является плательщиком транспортного налога за транспортное средство ВАЗ 21093, государственный регистрационный номер – , поэтому в данной части в удовлетворении исковых требований должно быть отказано

Кроме того, административным ответчиком были представлены доказательств оплаты задолженности по транспортному налогу за 2017 и 2019 гг. в размере 60 381 руб., на основании платежных поручений (квитанции) от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что у административного ответчика была выявлена задолженность уплате налога. Учитывая, что суду представлены доказательства уплаты задолженности по транспортному налогу по выставленному административным истцом налоговому уведомлению, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, административным ответчиком представлены доказательства оплаты пени по транспортному налогу в рамках рассмотрения настоящего дела, в квитанции указан период оплаты задолженности, оснований для взыскания повторно начисленной недоимки по транспортному налогу не имеется.

На основании изложенного оценивая представленные суду доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 289-290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан к Мичигишеву ФИО10 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по земельному налогу в размере 60 808 руб. 60 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2022 года.

Председательствующий С.Р. Ибрагимов