ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7373/2021 от 10.11.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-7373/2021

УИД 23RS0040-01-2021-007746-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 10 ноября 2021 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Глущенко В.Н.,

при секретаре Василенко Н.Н.,

с участием:

административного истца Апостоловой И.А., его представителя Дордий О.О., действующего на основании устного ходатайства,

представителя административного ответчика Гуркиной Н.А., действующего на основании доверенности от 28.12.2020 №20037/29,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Апостоловой И. А. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Апостолова И.А. обратилась в суд с административным иском первоначально к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование исковых требований указано, что На основании распоряжения главы Центрального административного округа г. Краснодара от 17.04.1995 №189р земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> (площадью 324 кв.м.) и <адрес> (площадью от 307 кв.м.) предоставлены в собственность ФИО6 На указанных земельных участка на тот момент построены жилые дома. Ранее указанные земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование для строительства индивидуального жилого дома.

В дальнейшем указанные земельные участки и строения на них получены Апостоловой И.А. в наследство, право собственности оформлено надлежащим образом.

Также земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>л. Кузнечные Ряды, 48, поставлены на кадастровый учет и им 05.01.2003 присвоены кадастровые номера соответственно с видом разрешенного пользования «для индивидуального жилищного строительства». В марте 2013 года присвоены кадастровые номера строениям, расположенным на указанных земельных участках. Указанные данные подтверждаются выписками из ЕГРН.

Согласно ответу Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15.12.2020 №71-05.1-03-10935/20 а также ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 30.10.2020 №29/03-7351, в соответствии с генеральным планом земельные участки с кадастровыми номерами расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Однако истцом 20.02.2021 заказаны платные сведения ГИСОГД на вышеуказанные земельные участки. Предоставленным сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар и сведениям ГИСОГД от 19.03.2021 земельные участки с кадастровыми номерами расположены в центральной общественно-деловой зоне - ОД.1 в соответствии с правилами землепользования и застройки, что является нарушением вышеуказанных положений закона.

Кроме того, согласно заказанных мной на платной основе сведений ГИСОГД, через земельные участки с кадастровыми номерами проходят красные линии, что отображено на графических чертежах. Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 30.10.2020 № 29/03-7351, приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 27.12.2016 № 371 утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта «Строительство 2 КЛ-110 КВ «Восточная-Центральная» длиной 6,1 м. Однако в ответе Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15.12.2020 №71-05.1-03-10935/20 также указано, что до настоящего времени разрешение на строительство указанного объекта не выдавалось.

По мнению истца, действия администрации МО г. Краснодар по самовольному, несогласованному установлению красных линий, проходящих через земельные участки, находящиеся в ее собственности, являются незаконными, в результате которых, истица вынуждена потратить денежные средства в размере 6800 рублей, чем ей причинен ущерб на указанную сумму.

06.04.2021 направлено дополнительное обращение в администрацию МО г. Краснодара. Согласно ответу администрации от 21.05.2021, постановлением администрации МО г. Краснодар от 24.03.2021 № 1137 разрешена подготовка проекта планировки территории в целях внесения изменений в центральной части г. Краснодара.

Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.

В административном иске Апостолова И.А. просит суд признать бездействие администрации МО г. Краснодар, выразившееся в оставлении красной линии, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> незаконным. Обязать администрацию МО г. Краснодара восстановить нарушенные права путем перемещения либо удаления красной линии, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные о адресу: <адрес> привести в соответствие сведения правил землепользования и застройки о зоне, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами , изменив ее на зону застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с генеральным планом МО г. Краснодар; взыскать с администрации МО г. Краснодара 6800 руб., потраченных мной на заказ справок из ГИСОГД; взыскать с администрации МО г. Краснодара 80 000 рублей в качестве расходов услуг представителя; взыскать с администрации МО г. Краснодара 50 000 руб. в счет возмещения морального вреда.

В ходе слушания иска администрация муниципального образования город Краснодар исключена из числа административных ответчиков, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Апостолова И.А., ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против требований возражал, полагая, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права. Кроме того, указал на пропуск срока для подачи иска в суд.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения главы Центрального административного округа г. Краснодара от 17.04.1995 №189р земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 1/2 от 307 кв.м, предоставлены в собственность ФИО6

В дальнейшем указанные земельные участки и строения на них получены Апостоловой И.А. в наследство, земельные участки поставлены на кадастровый учет и им 05.01.2003 присвоены кадастровые номера соответственно с видом разрешенного пользования «для индивидуального жилищного строительства».

В марте 2013 года присвоены кадастровые номера строениям, расположенным на указанных земельных участках. Указанные данные подтверждаются выписками из ЕГРН.

Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края от 15.12.2020 №71-05.1-03-10935/20, а также ответу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 30.10.2020 №29/03-7351, в соответствии с генеральным планом земельные участки с кадастровыми номерами расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Апостолова И.А. обратилась в суд с административным иском о признании бездействия, выразившегося в оставлении красной линии, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> ряды, 48, незаконным, обязании переместить или удалить красные линии, проходящие через земельные участки и приведении правил землепользования и застройки о зоне, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами , изменив ее на зону застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания части 1 статьи 4 КАС РФ во взаимосвязи с положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации судебной защите подлежит лишь нарушенное право, законный интерес.

Положения законодательства, определяющие, что обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), не освобождают административного истца от обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для обращения в суд.

В силу пункта 4 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Пунктом 4 части 2 статьи 220 КАС РФ определено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар (далее - генеральный план), утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15, земельные участки с кадастровыми номерами расположены в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей.

Согласно Правилам землепользования и застройки, на территории муниципального образования город Краснодар (далее - правила), утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, в редакции решения от 24.05.2007 № 24 п. 27, земельные участки с кадастровыми номерами расположены в центральной общественно-деловой зоне (ОД.1).

Таким образом, документация по планировке территории, утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 № 815 «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» реализует документ территориального планирования и соответствует ему.

Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 утверждён генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, в редакции решения от 22.07.2021 № 17 п. 19, рассматриваемые земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Таким образом, территориальная зона, указанная в Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, в редакции решения от 22.07.2021 № 17 п. 19 соответствует функциональной зоне, указанной в генеральном плане, утвержденном решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1.

С учетом вышеизложенного, требование административного истца о приведении сведений Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в соответствие с генеральным планом муниципального образования город Краснодар не подлежит удовлетворению.

Согласно частями 20, 21 статьи 45 ГрК РФ допускается внесение изменений в документацию по планировке территории путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.

В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления городского округа по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Доказательств, подтверждающих, что административный истец после утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки в новой редакции, обращался с заявлением о принятии органом местного самоуправления решения о разрешении подготовки документации по планировке территории в целях внесения изменений в проект планировки центральной части города Краснодара в части земельных участков с кадастровыми номерами , в материалы дела не представлено.

В настоящее время постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.03.2021 № 1137 «О разрешении подготовки проекта планировки территории в целях внесения изменений в проект планировки центральной части города Краснодара» разрешена подготовка проекта планировки территории в целях внесения изменений в проект планировки центральной части города Краснодара.

В силу части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органом местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно статье 5.1 ГрК РФ участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направить в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний предложения и замечания в отношении рассматриваемой документации по планировке территории.

Таким образом, после разработки документации по планировке территории департаментом архитектуры будет проведен комплекс работ по её утверждению в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством ст. 45 ГрК РФ, в том числе с проведением процедуры общественных обсуждений, экспозиций проекта, оповещение о которых заблаговременно будет опубликовано в средствах массовой информации в установленном порядке.

Учитывая изложенное, Апостолова И.А., как правообладатель земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении проекта планировки которого осуществляются мероприятия по корректировке, также вправе в ходе публичных слушаний или общественных обсуждений направить в адрес уполномоченного органа местного самоуправления предложения и замечания, в том числе в части местоположения красных линий, пересекающих земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> ряды, 48.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Департамент архитектуры письмами от 30.10.2020 № 29/03-7351, от 23.12.2020 № 29/03-8092 информировал Апостолову И.А. о том, согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 № 815 «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» земельные участки с кадастровыми номерами пересекает «красная линия», а также о том, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к центральной общественно-деловой зоне (ОД.1).

Кроме того, вышеуказанная информация указана в письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15.12.2020 № 71-05.1-03-10935/20, адресованном Апостоловой И.А.

В данном письме департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края также разъяснил Апостоловой И.А. о возможности обжалования решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления.

Вместе с тем, настоящее административное исковое поступило в Первомайский районный суд города Краснодара только 18.08.2021, в связи с чем административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, а также не приведены причины уважительности пропуска данного срока.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено.

Таким образом, суд считает необходимым применить исковую давность по настоящему делу, отказав административному истцу в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.

С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям, в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Апостоловой И. А. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко

мотивированное решение изготовлено 23.11.2021.