ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-737/17 от 08.12.2017 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-737/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2017 года ст. Кавказская

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Цыцурина Н.П.,

при секретаре Задорожной А.В.,

с участием представителя истца Хуторского Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Панкевича Дениса Владимировича к административному ответчику администрации муниципального образования Кавказский район третьи лица управление социальной защиты населения в Кавказском районе, общество инвалидов Кавказского района о признании незаконным отказ от постановки на внеочередное получение социального жилья, признании истца и его семьи малоимущими, нуждающимися в дополнительной жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Панкевич Д.В. обратился в суд с иском к административному ответчику администрации муниципального образования Кавказский район о признании незаконным отказа от постановки на внеочередное получение социального жилья, признании истца и его семьи малоимущими, нуждающимися в дополнительной жилой площади.

В судебное заседание истец Панкевич Д.В., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился в суд направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя.

Суд рассматривает дело в отсутствие истца, с участием его представителя адвоката Хуторского Н.В.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении истец указал, что он является инвалидом первой группы колясочником с хроническими формами заболеваний - <данные изъяты> Имея указанные заболевания, он согласно действующему законодательству, имеет право на первоочередное получение жилой площади согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых Форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. № 991 н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".

Указывает, что в соответствии с постановлением клинико-экспертной комиссии от 11.11.2016 года № 1805 он неоднократно обращался в администрацию Кавказского района Краснодарского края с просьбой о постановке его на внеочередное получение социального жилья, своего жилья он не имеет, живет у мамы на третьем этаже многоквартирного дома, который не оборудован ни лифтом, ни пандусом.

В период времени с 2009 года по настоящее время на его обращения в администрацию Кавказского района он получал только отписки.

В январе 2013 года он в очередной раз обратился с заявлением как в сельское поселение ст. Кавказской, так и в администрацию Кавказского района со ссылкой на нормативно-правовую базу действующего законодательства РФ, а так же ЖК РФ.

На протяжении семи лет ему приходилось обжаловать действия администрации Кавказского района.

16.12.2016 года он вновь обратился в администрацию Кавказского района с просьбой поставить его на внеочередное получение социального жилья, его заявление было рассмотрено как обращение и в очередной раз было проигнорировано.

После этого он обратился за помощью к прокурору Кавказского района, однако в удовлетворении его обращения ему было отказано.

11.08.2017 года им было подано еще одно заявление с приложением всех необходимых документов с просьбой признать его малоимущим и признать его нуждающимся как инвалида на внеочередное получения социального жилья.

15.09.2017 года Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказского района ему вручено уведомление о том, что у него и его семьи не имеется оснований быть признанными нуждающимися в жилом помещении, при этом ответчик не мотивировал свой отказ.

Указывает, что отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем, должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия его на учет.

Считает отказ признать его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, незаконным и дискриминационным.

Считает, что ввиду отсутствия финансирования как ранее, так и в настоящее время, администрация Кавказского района ограничивает реализацию прав граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, предусмотренного федеральным законодательством, что недопустимо.

Указывает, что отсутствие финансирования принятых ранее законов, связанных с внеочередным предоставлением жилых помещений по договорам социального найма не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Указывает, что в соответствии с Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4 п.7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» (с изменениями от 30 октября 2008 г.) учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 14 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи, квартира, которая ему не принадлежит, но в которой проживает его семья имеет общую площадь 48,7 квадратных метров, то есть ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающегося.

Отмечает, что на сегодняшний день его семья состоит из пяти человек, Панкевич Е.В., его жена Панкевич Я.В., сын Панкевич А.Д. и <данные изъяты> пасынок Анацкий Д.Д., они остро нуждаются в улучшении жилищных условий и ему как инвалиду-колясочнику первой группы с хроническими заболеваниями положено две нормы. Кроме того он, занимается активно спортом востребован в обществе, защищает спортивную честь государства на различных чемпионатах, является чемпионом РФ среди лиц с поражением ОДА и нуждается в особом внимании и социальной поддержке государства.

Указывает, что принимая решение об отказе ему и его семье быть признанным, малоимущим и нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, ответчик нарушает его права гарантированные Конституцией РФ на защиту и помощь со стороны государства. В течение семи лет он находится в тяжелом психологическом состоянии, состояние его здоровья ухудшилось из-за недостатка свежего воздуха, сильного физического перенапряжения, у него периодически опухают суставы на локтях и коленях, так как ему приходится постоянно ползать по квартире и лестничным пролетам своего подъезда. Так как ответчик отказывается в добровольном порядке удовлетворить его законные требования, он вынужден затрачивать свое время и средства для защиты нарушенных прав.

Отмечает, что своими действиями ответчик наносит ему и его семье, нравственные страдания, нарушает личные неимущественные права на социальную защиту со стороны государства, установленные Конституцией РФ и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Просит признать его с составом семьи пять человек нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать его с составом семьи пять человек малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать уведомление управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район от 07.09.2017 года № 3303 незаконным, признать за ним право на первоочередное получение социального жилья с правом на дополнительную жилую площадь.

Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод путем принятия решения о постановке его с составом семьи пять человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Предоставить ему вне очереди социальное жилое помещение с дополнительной жилой площадью, предназначенной с учетом требований для такой категории инвалидов согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Представитель административного истца адвокат Хуторской Н.В. доводы Панкевича Д.В. поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности Эльмурзаева Е.В. не возражает против удовлетворения требований административного истца.

Представитель третьего третьи лица управления социальной защиты населения в Кавказском районе по доверенности Климова Ю.П. в решении вопроса полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица общества инвалидов Кавказского района, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, причины уважительности в судебное заседание суду не представил.

Суд рассматривает дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит административный иск Панкевича Д.В. подлежащим удовлетворению.

Панкевич Д.В. является инвалидом первой группы колясочником с хроническими формами заболеваний - <данные изъяты>, согласно приказу Минздрава СССР от 28.03.1983 года № 330 (в редакции приказов Минздрава СССР от 23.12.1986 г. № 1650 от 05.03.1988 года № 187 от 06.06.1991 года № 152) «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающими этими заболеваниями на первоочередное получение жилой площади».

Согласно решению Филиала-бюро № 30 ФГУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Панкевич Д.В. признан инвалидом первой группы бессрочно.

Панкевичу Д.В., как лицу признанному медико-социальной экспертизой инвалидом первой группы назначена ежемесячная компенсационная выплата государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи « законом Краснодарского края от 09.06.2017 года № 1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 22.06.2010 года № 337 «О порядке определения размера социального пособия и периода, на который она назначается».

Комиссией управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Кавказском районе семья Панкевича Д.В. признана малоимущей и ему назначена государственная социальная помощь в виде социального пособия.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40). В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Частями 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что Панкевич Д.В. неоднократно (09.01.2013 года, 16.12.2016 года) обращался в администрацию Муниципального образования Кавказский район с заявлениями о признании его малоимущим и признать его нуждающимся как инвалида во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма.

В удовлетворении вышеуказанных заявлений Панкевичу Д.В. было отказано.

11.08.2017 года Панкевич В.А. вновь обратился в администрацию МО Кавказский район с заявлением и необходимым пакетом документов для постановки его на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Уведомлением Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район № 3033 от 07.09.2017 года Панкевичу Д.В. в удовлетворении его заявления было отказано в связи с отсутствием у него предусмотренных действующим законодательством оснований признания его нуждающимся в жилом помещении.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ст. 52 ЖК жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Исключение из указанного правила составляют внеочередники, то есть отдельные категории граждан, являющихся малоимущими и нуждающихся в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу законодательства внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится в том числе и обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования Панкевича Д.В. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Панкевича Дениса Владимировича к администрации муниципального образования Кавказский район о признании незаконным отказ от постановки на внеочередное получение социального жилья, признании истца и его семьи малоимущими, нуждающимися в дополнительной жилой площади, удовлетворить.

Признать Панкевича Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 5 человек нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Признать Панкевича Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 5 человек малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Признать уведомление управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район от 07 сентября 2017 года № 3303 незаконным.

Признать за Панкевичем Денисом Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ инвалидом первой группы колясочником с хроническими формами заболеваний право на первоочередное получение социального жилья с правом на дополнительную жилую площадь.

Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Панкевича Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ путем принятия решения о постановке Панкевича Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 5 человек: Панкевич Денис Владимирович, Панкевич Яна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ, Панкевича Артема Денисовича, ДД.ММ.ГГГГ, Анацкого Данила Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ, Панкевич Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Предоставить вне очереди Панкевичу Денису Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ инвалиду колясочнику первой группы социальное жилое помещение с дополнительной жилой площадью.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в месячный срок с момента его составления в окончательной форме через Кавказский районный суд.

Председательствующий: