ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-737/17 от 08.12.2017 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-737/2017

Р е ш е н и е

именем Российской Федерации

город Судогда 08 декабря 2017 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Староверовой Т.И.

при секретаре судебного заседания Прониной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Судогда Владимирской области административное дело по административному иску Новикова Юрия Васильевича к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области о признании незаконным бездействие при проведении процедуры включения д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО "Судогодский район" на территории МО Вяткинское сельское поселение и в не присвоении адреса жилого дома и земельного участка, и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Первоначально Новиков Ю.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области и администрации МО "Судогодский район" Владимирской области в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО Вяткинское сельское поселение, выразившееся в отказе в присвоении адреса жилому дому и земельном участку с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ..., право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... серия ... и Свидетельством о государственной регистрации права от ... серии ... и обязать администрацию устранить допущенные нарушения, присвоить адрес жилому дому и земельном участку с кадастровым номером ... расположенных по адресу: .... Признать незаконным бездействие Администрации МО «Судогодский район» при проведении процедуры включения д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение» и обязать администрацию включить д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение».

В обосновании иска указано, что Новиков Ю.В. является собственником дома и земельного участка с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: .... Земельный участок выделялся для индивидуального жилищного строительства. Границы данного земельного участка поставлены на кадастровый учет. Кроме земельного участка истца в границах д. Переведенного имеется еще три определенных в границах участка. С 2011 года Новиков Ю.В. неоднократно обращался в администрацию МО Вяткинское сельское поселение с целью получить справку об адресе принадлежащего ему дома и земельного участка, однако администрация отказала в выдаче справки по причине отсутствия д. Переведеново в реестре населенных пунктов. 14 августа 2017 года истец обратился в администрацию МО «Судогодский район» с целью включения д. Переведеново в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район». На его обращение было разъяснено, что д. Переведеново ранее упразднена в реестре административно-территориальных единиц, как несуществующая. 04 сентября 2017 года Новиков Ю.В. вновь обратился в администрацию МО Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области с заявлением о выдаче адреса дома и земельного участка, однако вновь получили отказ по аналогичным основаниям. В связи с отсутствием адреса у дома и земельного участка истец не имеет возможности зарегистрироваться в данном доме, хотя и проживает там фактически, кроме того в связи с отсутствием статуса населенного пункта Новиков Ю.В. не может газифицировать и электрифицировать жилой дом, при этом администрации никаким образом не занимается обслуживанием данного населенного пункта: не расчищает дороги и не поддерживает их в пригодном для использования состоянии, в населенном пункте отсутствует возможность централизованного вывоза мусора.

Определением Судогодского районного суда Владимирской области от 21 ноября 2017 года принят отказ административного истца от административного иска к администрации муниципального образования Судогодский район» о признании незаконным бездействия при проведении процедуры включения д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение» и обязании администрации включить д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение» и производство по делу в указанной части прекращено.

21 ноября 2017 года представителем административного истца уточнены административные исковые требования, в которых Новиков Ю.В. просит признать незаконным бездействие администрации при проведении процедуры включения д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение», обязать администрацию обратиться в порядке, установленном п.1 ст.18 Закона Владимирской области от 10.12.2001 года № 130-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения» с предложением о включении д. Переведеново Судогодского района в реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО Вяткинское сельское поселение, признать незаконным бездействие администрации МО Вяткинское сельское поселение, выразившееся в отказе в присвоении адреса жилому дому и земельном участку с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ..., право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... серия ... и Свидетельством о государственной регистрации права от ... серии ... и обязать администрацию устранить допущенные нарушения, присвоить адрес жилому дому и земельном участку с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ...

Определением Судогодского районного суда Владимирской области от 21 ноября 2017 года принят отказ административного истца от административного иска в части признания незаконным бездействие администрации при проведении процедуры включения д. Переведеново Судогодского района в Реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО «Вяткинское сельское поселение», обязать администрацию обратиться в порядке, установленном п.1 ст.18 Закона Владимирской области от 10.12.2001 года № 130-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения» с предложением о включении д. Переведеново Судогодского района в реестр административно-территориальных единиц МО «Судогодский район» на территории МО Вяткинское сельское поселение и производство по делу в указанной части прекращено.

Административный истец Новиков Ю.В. и его представитель Кузьмина А.Н. в судебное заседание, будучи извещенными надлежащим образом о его месте и времени не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель административного истца Кузьмина А.Н. поддержала заявленные требования с учетом их уточнений и просила удовлетворить по доводам, указанным в иске.

Представитель административного ответчика- администрации МО Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области будучи извещенным надлежащим образом о его месте и времени не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что для удовлетворения исковых требований по присвоению адреса дому и земельному участку, принадлежащих на праве собственности административному ответчику Новикову Ю.В., необходимо внесение изменений в Генеральный план МО Вяткинское сельское поселение. Данные полномочия отнесены к полномочиям МО «Судогодский район». Указанная процедура может быть осуществлена в срок до 01 декабря 2018 года.

Представитель заинтересованного лица- администрации МО «Судогодский район» Владимирской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не не была признана судом обязательной, не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.

Суд, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом (части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

  1. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из существа заявленных требований Новикова Ю.В. следует, что им оспаривается незаконность отказа администрации МО Вяткинское сельское поселение в присвоении адреса дому и земельному участку в д. ..., находящихся у него в собственности.

Согласно п. 21 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" присвоение адресов объектамадресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации вгосударственном адресномреестре относится к вопросам местного значения городского поселения.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221 (далее по тексту Правила).

Согласно п. 3 Правил адрес, присвоенный объектуадресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность; обязательность; легитимность. Правовую основу адресаобеспечивает соблюдение процедуры присвоения объектуадресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса вгосударственный адресныйреестр.

В соответствии с п. 8, п. 11 Правил присвоения объектуадресации адресаосуществляется в отношении зданий, сооружений и объектовнезавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объектанезавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объектенезавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объектанезавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ для строительства или реконструкции здания, сооружения и объектанезавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется). Вслучае присвоения адресамногоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресоввсем расположенным в нем помещениям.

Согласно пункта 6 Правил присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адресаосуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектамадресации адресов(далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адреснойсистемы.

На основании п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов, и аннулирование таких адресовосуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в п. 27 и п. 29 настоящих Правил.
Указанными пунктами Правил предусмотрено, что заявление о присвоении объектуадресации адресаили об аннулировании его адресаподается собственником объектаадресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования (п. 27 Правил).
С заявлением вправе обратиться представители заявителя, действующие в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенности, на указании федерального закона либо на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. От имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников (п. 29 Правил).

Перечень прилагаемых к заявлению документов определен п. 34, в силу которого к заявлению прилагаются правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; кадастровые паспорта объектовнедвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объектаадресации (в случае преобразования объектовнедвижимости с образованием одного и более новых объектовадресации); разрешение на строительство объектаадресации (при присвоении адресастроящимся объектамадресации) и (или) разрешение на ввод объектаадресации в эксплуатацию; схема расположения объектаадресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоенияземельному участку адреса); кадастровый паспорт объектаадресации (вслучае присвоения адреса объектуадресации, поставленному на кадастровый учет); решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (вслучае присвоенияпомещению адреса, изменения и аннулирования такого адресавследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение); акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектовадресации (в случае преобразования объектовнедвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектовадресации); кадастровая выписка об объектенедвижимости, который снят с учета (в случае аннулирования адреса объектаадресации по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил); уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений по объектуадресации (в случае аннулирования адреса объектаадресации по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил).

Согласно п. 40 Правил в присвоении объектуадресации адресаили аннулировании его адресаможет быть отказанов случаях, если с заявлением о присвоении объектуадресации адресаобратилось лицо, не указанное в п. 27 и п. 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объектуадресации адресаили аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объектуадресации адресаили аннулирования его адресавозложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объектуадресации адресаили аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Вышеуказанные основания для отказа в присвоении объектуадресации адресаили аннулировании его адреса являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Судом установлено, что Новикову Ю.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ..., запись регистрации .... Также на праве собственности Новикову Ю.В. принадлежит земельный участок площадью ... кв.м, кадастровый номер ..., расположенный по вышеуказанному адресу.

Данный земельный участок предоставлен Новикову Ю.В. на основании постановления Главы Бараковской сельской администрации Судогодского района Владимирской области от 23 февраля 1995 года за №12 для строительства индивидуального жилого дома. Этим же постановлением разрешено строительство индивидуального жилого дома на закрепленном земельном участке.

07 сентября 2017 года Новиков Ю.В. обратился в администрацию МО Вяткинское сельское поселение, как к полномочному органу, с заявлением о выдаче справки об адресе дома и земельного участка, расположенных в ..., представив все необходимые документы, а именно: правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый паспорт жилого дома, межевой план земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и разрешение на строительство дома, распечатку из публичной кадастровой карты.

В обосновании необходимости присвоения адреса объектам- жилому дому и земельному участку явилось необходимость административному истцу оформления регистрации по месту постоянного места жительства и впоследствии возможность газифицировать и электрифицировать жилой дом.

Из ответа администрации МО Вяткинской сельской администрации от 28 сентября 2017 года №01-18-1065 следует, что выдать справку об адресе дома и земельного участка не представляется возможным, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области №60-ОЗ от 13 мая 2005 года «О наделении Судогодского района и вновь образованных муниципальным образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установление их границ» д. Переведеново не включена в состав муниципального образования Вяткинское сельское поселение.

Однако, п.40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221 такое основание, по которым администрация отказала в присвоении адреса и выдачи справке об адресе Новикову Ю.В., не предусмотрено.

Действительно материалами дела подтверждено, что по решению исполнительного комитета Судогодского районного Совета народных депутатов от 19 февраля 1982 №70/4 и решению исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 30 марта 1982№286 п/6 д. Переведеново Бараковского сельского совета Судогодского района в 1982 году исключена из учетных данных как фактически несуществующий населенный пункт.

Вместе с тем, спорные объекты стоят на кадастровом учете, соответственно их можно идентифицировать как объекты недвижимости с определенными характеристиками и правообладателем. Границы земельного участка установлены в установленном законом порядке.

Из публичной карты земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, является ранее учтенным, адрес объекта указан: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки. Кроме земельного участка административного истца, в пределах д. Переведеново на кадастровый учет с установленными границами поставлены еще несколько земельных участков: ...

Вышеуказанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались. Фактически в присвоении адреса объектам недвижимости, принадлежащим на праве собственности Новикову Ю.В. администрацией было отказано в связи с отсутствием д. Переведено Судогодского района в реестре населенных пунктов Вяткинского поселения, что в соответствии с п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221, не является основанием для отказа. Доказательств невозможности присвоения адреса объектам по основаниям, указанным в Правилах административным ответчиком не представлено.

Административный истец ранее неоднократно обращался с вопросом о присвоении адреса вышеуказанным объектам и о выдаче справки об адресе в администрацию МО Вяткинское сельское поселение и единожды в администрации МО «Судогодский район», что подтверждено в суде документально, однако до настоящего времени заявителю муниципальная услуга о присвоении адреса объектамне предоставлена.

При таких обстоятельствах, по смыслу названных выше норм, суд считает, что оснований для отказа Новикову Ю.В. в присвоении адреса жилому дому и земельному участку расположенных в д. ... у администрации МО Вяткинское сельское поселение не имелось, а потому данный отказ является незаконным.

Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, суд находит заявленные административным истцом требования о признании незаконным отказа администрации МО Вяткинское сельское поселение в присвоении адреса и обязании присвоения адреса, принадлежащим административному истцу объектам недвижимости,подлежащими удовлетворению.

Административный ответчик в своем отзыве указал на возможность присвоение адреса спорным объектам через прохождение процедуры по внесению изменений в Генеральный план МО Вяткинское сельское поселение, которая потребует существенного времени. Суд принимает вышеуказанные доводы во внимание, как возможность разрешение возникшего спора между сторонами указанным способом.

Согласно части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд полагает, с учетом всех вышеуказанных обстоятельств, срок для исполнения настоящего решения суда администрацией МО Вяткинское сельское поселение надлежит определить - не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Новикова Юрия Васильевича к администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области в присвоении адреса жилому дому и земельному участку, с кадастровым номером ..., расположенные по адресу: ...

Обязать администрацию муниципального образования Вяткинское сельское поселение ... в установленном порядке присвоить адрес жилому дому и земельному участку, с кадастровым номером ..., расположенные по адресу: Владимирская область, Судогодский ... принадлежащих на праве собственности Новикову Юрию Васильевичу, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.И. Староверова