ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-737/2022 от 28.04.2022 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-737/2022

УИД 12RS0001-01-2022-001068-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волжск 28 апреля 2022 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осокина А. Р. к Муниципальному Учреждению Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

установил:

Осокин А.Р. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского округа «Город Волжск» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 555 кв.м, образуемого в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером , площадью 380 кв.м. и частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 175 кв.м., расположенных по адресу: .

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов по следующим основаниям:

- земельные участки с кадастровыми номерами расположены в пределах береговой полосы Куйбышевского водохранилища;

- ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о границах зон подтопления территории городского округа «Город Волжск» (реестровый .204 от ДД.ММ.ГГГГ, вид\наименование: зона подтопления территории <адрес> городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище) при сильной степени, тип: иная зона с особыми условиями использования территории, дата решения: ДД.ММ.ГГГГ, номер решения , наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов Верхне-Волжское бассейновое управление), в результате чего, подлежащий образованию земельный участок полностью находится в данной зоне;

- не представлены к заявлению в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков Князева Е. С., Опариной А. С., поскольку в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право аренды Административного истца, Князева Е. С. и Опариной А. С..

Административный истец считает отказ незаконным по следующим основаниям.

Перераспределение земельных участков осуществляется в границах, переданных на правах аренды административному истцу, не затрагивая иные земли. Площадь земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, увеличенная в результате перераспределения, не превышает установленных максимальных размеров земельных участков. Поскольку территории общего пользования на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки не отображены красными линиями и не поставлены на кадастровый учет, довод административного ответчика о нахождении перераспределяемого земельного участка в границах земель общего пользования (береговые полосы водных объектов общего пользования) является преждевременным и необоснованным. Доказательств того, что в составе Генерального плана утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый участок к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено, равно как и подтверждения того, что испрашиваемые земли находятся в пределах береговой полосы, а также, что на них находятся пруды, обводненные карьеры и другие территории общего пользования. Изменение границ земельных участков уже предоставленных на правах аренды не будет препятствовать рациональному использованию и охране вновь образованного земельного участка, возможность разрешенного использования земельного участка сохраняется. При осуществлении предлагаемого перераспределения земель не приведет к вклиниванию предлагаемых границ перераспределенного земельного участка ближе к берегу реки Волга, находящейся в водоохраной зоне, а также не приведет к изломанности границ. Нахождение образуемого земельного участка в границах зоны подтопления также не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения.

Осокин А.Р. в заявленных требованиях просит суд признать незаконным решение муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать Муниципальное Учреждение «Волжский городской комитет по управлению имуществом» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, площадью 555 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером 12:16:1003001:678, площадью 380 кв.м. и частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 175 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и заключить с Осокиным А.Р. после постановки вновь образованного участка, соответствующее соглашение о перераспределении испрашиваемого земельного участка.

Административный истец Осокин А.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель административного истца Осокина А.Р. – адвокат Александрова О.Э. административные исковые требования поддержала, суду пояснила соответствующее изложенному в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МУ Волжский городской комитет по управлению Симакова Е.В. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что спорные земельные участки находятся в береговой полосе, также не было представлено согласия всех соарендаторов. Просил суд отказать в иске.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушении или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Срок для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ст.219 КАС РФ, соблюден.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными выносится в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и на административного ответчика следует возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Нарушений порядка оформления и сроков направления административному истцу оспариваемого решения не установлено, административным истцом процедура его принятия не оспаривается, решение об отказе в перераспределении спорных земельных участков оспаривается Осокиным А.Р. по существу.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов административного дела, Осокин А.Р. является арендатором земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец также является соарендатором земельного участка с кадастровым номером который является смежным с земельным участком . Право аренды земельного участка с кадастровым номером возникло у Административного истца на основании договора переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Другими арендаторами земельного участка являются Князев Е. С., Опарина А.С.

Право аренды Осокина А.Р. на указанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается соответствующими выписками.

ДД.ММ.ГГГГОсокин А.Р. обратился в администрацию городского округа «Город Волжск» с заявлением о перераспределения земельных участков с кадастровым номером , площадью 380 кв.м. и частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 175 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом со ссылками на положения пунктов 5,6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10, подпункта 3 пункта 1 статьи 39.27, подпункта 4 пункта 7 статьи 39.27 ЗК РФ отказал в удовлетворении требований Опариной А.С. в связи со следующим:

- земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в пределах береговой полосы Куйбышевского водохранилища,

- ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о границах зон подтопления территории г.Волжск городского округа «Город Волжск» (реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, вид/наименование: зона подтопления территории <адрес> городского округа «Город Волжск» РМЭ водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище) при сильной степени, тип: иная зона с особыми условиями использования территории, дата решения: ДД.ММ.ГГГГ, номер решения: 621, наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов Верхне-Волжское бассейновое управление), в результате чего подлежащий к образованию земельный участок полностью находится в данной зоне,

- не представлены согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков Князева Е. С., Опариной А. С., поскольку в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право аренды Административного истца, Князева Е. С. и Опариной А. С..

Данный отказ суд находит необоснованным.

Спор по настоящему делу возник в связи с обращением Осокина А.Р. о перераспределении земельных участков, в результате которого подлежал образованию земельный участок общей площадью 555 кв.м. (из площади 380 кв.м. земельного участка с кадастровым номером и из площади своей 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером , которая составляет 175 кв.м.), принадлежащих Осокину А.Р. на праве аренды.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к числу которых относятся: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В силу положений п.1 ст.11.1 ЗК РФ земельные участки образуются в том числе при перераспределении земельных участков.

В силу статьи 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019) п.20 при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п.1 ст.39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу ст.11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.5,6).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Волжск», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 11.04.2011 года № 177 (в редакции Решения № 90 от 27.11.2020 г.) земельные участки с кадастровыми номерами находятся в функциональной зоне Ж-4 «Зона садоводства и дачных участков», которая предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.

Правила разработаны на основе Генерального плана городского округа «Город Волжск», утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл.

Также, решением Волжского городского суда РМЭ от 03 февраля 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом к Князеву Е. С., Осокину А. Р., Опариной А. С. о расторжении договоров аренды, переуступки права аренды и обязании вернуть земельный участок.

Данным решением установлена правомерность владения административным истцом и другими соарендаторами на праве аренды земельным участком с кадастровым номером , поскольку действующее законодательство не устанавливает запрет на предоставление в аренду органом местного самоуправления физическому лицу земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, в том числе и в пределах береговой полосы Куйбышевского водохранилища.

Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. Факты, установленные судом при рассмотрении вышеуказанных дел, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Установленная судом правомерность владения Осокиным А.Р. на праве аренды земельным участком влечет за собой правомерность образования земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами , земельный участок вновь образованным с новыми границами земельным участком не является. Целью перераспределения земельного участка не является увеличение площади принадлежащего административному истцу земельного участка за счет самостоятельного земельного, т.е. за счет земельного участка, права, на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

Доказательства, подтверждающие, что образуемый земельный участок относится к зонам общего пользования, не представлены.

Из ответа административного ответчика следует, что образуемый земельный участок с 16.01.2021 года имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст.56.1,56 ЗК РФ, расположен в зоне подтопления территории г. Волжск водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище) при сильной степени, тип: иная зона с особыми условиями использования территории.

Из материалов дела следует, что 16 января 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о границах зон подтопления территории городского округа «Город Волжск» (реестровый № от 16.01.2021, вид/наименование: зона подтопления территории городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл водами весеннего половодья реки Волга (Куйбышевское водохранилище) при сильной степени, тип: 16.12.2020, номер решения:621, наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов Верхне-Волжское бассейновое управление), в результате чего подлежащий к образованию земельного участка полностью находится в зоне подтопления.

В силу ст.56.1 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, запрещается.

Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с эти постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).

В силу п.5 постановления Правительства РФ от 18.04.2014 №360 «О зонах затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Данное обстоятельство не может является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку, во-первых, специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления могут быть проведены административным истцом, в том числе, в целях защиты территории земельного участка, находящегося во владении административного истца.

Кроме того, любое строительство объектов капитального строительства, осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, в котором обозначается место допустимого размещения объекта строительства.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.39.27 ЗК РФ все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит Осокину А.Р. на праве аренды, земельный участок с кадастровым номером также принадлежит Осокину А.Р. на праве аренды совместно с другими соарендаторами Князевым Е.С., Опариной А.С.

Между соарендаторами земельного участка с кадастровым номером заключено письменное соглашение о порядке пользования общим земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стороны определили какой частью земельного участка пользуется каждый соарендатор, эта часть и предполагается к перераспределению в соответствии с заявлением Осокина А.Р.

Довод о не представлении в письменной форме согласий Князева Е.С. и Опариной А.С. на образование земельных участков не может являться самостоятельным основанием к отказу в перераспределении испрашиваемого земельного участка, поскольку при рассмотрении административного дела № 2а-418/2022 по административному исковому заявлению Опариной А.С. к Волжскому городскому комитету по управлению имуществом Административному ответчику были представлены соглашение о порядке пользования земельным участок к кадастровым номером и согласия на образование земельного участка путем перераспределения с приложением схемы.

Представленные в материалы дела согласия от ДД.ММ.ГГГГ соарендаторов Князева Е.С., Опариной А.С. подтверждают их согласие на образование земельного участка площадью 555 кв.м. с характеристиками, указанными в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, представленной Осокиным А.Р., образуемого в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером , площадью 380 кв.м. и частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 175 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Осокина А.Р.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решение Муниципального учреждения «Волжский городской комитет по управлению имуществом» № 486 от 22.03.2022 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Муниципальное учреждение «Волжский городской комитет по управлению имуществом» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, площадью 555 кв.м., образуемого в результате перераспределения земельных участков с кадастровым номером 12:16:1003001:678, площадью 380 кв.м. и частью земельного участка с кадастровым номером площадью 175 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и заключить с Осокиным А.Р. после постановки вновь образованного участка, соглашение о перераспределении испрашиваемого земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.Б. Емельянова

В окончательной форме решение принято 29 апреля 2022 года.

Решение13.05.2022