ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/19 от 02.10.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-738/2019г.

УИД: 69RS0013-01-2019-000916-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2019 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Благонадеждиной Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Почетовой М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Можайкина Е.В., представившего удостоверение №* от 23 октября 2007 года и ордер серии ВЕ №* от 04 сентября 2019 года,

представителя административного ответчика – Администрации Кимрского района Тверской области – ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО18 к Администрации Кимрского района Тверской области об оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в Кимрский городской суд Тверской области с административными исковыми требованиями к Администрации Кимрского района Тверской области о признании незаконным действия Администрации Кимрского района Тверской области, выразившееся в чинении препятствий по строительству индивидуального жилого дома и производству земляных работ на земельном участке с кадастровым номером №*, путем уведомления собственника о приостановке действия Уведомления от 20 июня 2019 года №*.

Заявленные требования мотивировал тем, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №*, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для индивидуальной жилой застройки».

В установленном законом порядке административным истцом было получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 20 июня 2019 года №*.

Согласно Правилам землепользования застройки Титовского сельского поселения Кимрского района, утвержденных Решением Совета депутатов Титовского сельского поселения Кимрского района от 13 августа 2014 года №*, вышеуказанный земельный участок находится в границах территориальной зоны Ж-1.

Согласно разделу Жилые зоны Правил землепользования застройки Титовского сельского поселения Кимрского района зоны жилого назначения предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами, одно-, двуквартирными домами усадебного типа, также допускаются многоквартирные блокированные дома с земельными участками при квартирах и (при соответствующем обосновании) секционные дома.

Таким образом, целевым использованием земельного участка с кадастровым номером №* является размещение объектов индивидуального жилищного строительства, что соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утверждённому Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №*.

Заказным письмом с уведомлением в адрес административного истца поступило сообщение исх. №* от 26 июля 2019 года, согласно которому Администрацией Кимрского района Тверской области приостанавливается действие уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 20 июня 2019 года №*. Указанное письмо было им получено согласно отчету об отправлениях Почты России 08 августа 2019 года.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 04 сентября 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле были привлечены для дачи заключения Кимрская межрайонная прокуратура, в качестве заинтересованных лиц – Правительство Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – адвокат Можайкин Е.В. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их полном удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации Кимрского района Тверской области – ФИО2 административные исковые требования не признал, просил их оставить без удовлетворения. Считал, что оспариваемое решение Администрации Кимрского района принято в защиту интересов неопределенного круга граждан и не нарушает права административного истца.

Административный истец ФИО1, Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, представители заинтересованных лиц Правительства Тверской области, Администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В заявлении-ходатайстве административный истец ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что представление своих интересов он доверяет Можайкину Е.В., исковые требования поддерживает в полном объеме. В заявлении от 19 августа 2019 года № 78 представитель заинтересованного лица – Администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области – ФИО3 просила рассмотреть дело без участия их представителя. В письме от 17 сентября 2019 года исх. №* Кимрский межрайонный прокурор Линдт С.В. просил рассмотреть дело без участия прокурора, поскольку по данной категории дел участие прокурора не является обязательным. Представитель заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в ходатайстве от 02 октября 2019 года просил рассмотреть дело без их участия, пояснений по существу заявленных требований Министерство не имеет, разрешение данных требований оставил на усмотрение суда. В отзыве от 20 сентября 2019 года на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области – ФИО5 указала, что исходя из принятого Тверским областным судом решения от 26 декабря 2018 года, оставленного без изменения Верховным Судом Российской Федерации, следует, что в настоящее время границы ООПТ «Бор Клетинский» не определены, в связи с чем распоряжение Администрации Тверской области от 07 мая 2010 года №*-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта» было принято преждевременно.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для признания действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 с 31 мая 2019 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №*, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для индивидуальной жилой застройки», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 31 мая 2019 года и 21 августа 2019 года.

В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 07 мая 2010 года №*-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта» в границы <адрес> были включены следующие земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения КФХ: с кадастровыми номерами №* общей площадью 332812 кв.м., №*, общей площадью 76716 кв.м., №*, общей площадью 12791 кв.м., №*, общей площадью 31505 кв.м., №*, общей площадью 376928 кв.м., №*, общей площадью 168547 кв.м.

Исходя из объяснений представителей сторон и исследованных материалов кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 69:14:0000021:1048 и 69:14:0000021:1860 следует, что в результате проведенных землеустроительных работ 25 февраля 2011 года земельный участок с кадастровым номером 69:14:0000021:1048 прекратил свое существование в качестве объекта недвижимого имущества путем раздела на самостоятельные объекты недвижимости, среди которых образовался и земельный участок с кадастровым номером 69:14:0000021:1860.

В соответствии со вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2018 года №* на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га., подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного заказника – «Бор Клетинский», площадью 741 га. После установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га., направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическом описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га., перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного заказника – «Бор Клетинский», площадью 741 га. Признано незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га., с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах, а также признано незаконным их бездействие в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га., для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный заказник – «Бор Клетинский», площадью 741 га.

Решением Тверской областного суда от 26 декабря 2018 года по административному делу 3а-142/2018 были удовлетворены административные исковые требования ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, а именно распоряжение Администрации Тверской области от 07 мая 2010 года №*-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта» признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года по делу №*-АПА5-19 данное решение Тверского областного оставлено без изменения.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно п. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса (п. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Соглашением от 01 января 2019 года №* «О передаче администрации Кимрского района Тверской области осуществления части полномочий администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области на 2019-2021 годы» и Уставом муниципального образования «Кимрский район Тверской области» к числу полномочий Администрации Кимрского района Тверской области отнесены выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, выдача уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимом размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в границах поселения; выдача уведомлений о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

11 июня 2019 года административным истцом ФИО1 в Администрацию Кимрского района Тверской области было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.

Администрацией Кимрского района Тверской области 20 июня 2019 года ФИО1 было выдано Уведомление №* о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>

В соответствии с п. 1 ст. 48 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить или приостановить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, на что также указал и Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденном 17 июля 2019 года (пункт 25).

За подписью и.о. Главы Кимрского района Тверской области ФИО10 26 июля 2019 года в адрес ФИО1 было направлено сообщение №*, согласно которому Администрацией Кимрского района Тверской области приостанавливается действие уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 20 июня 2019 года №* и сообщается о невозможности произведения земляных и строительных работ до установления границ ООПТ «Бор Клетинский».

В указанном письме Администрация Кимрского района ссылается на принятые решения Тверского областного суда от 26 декабря 2018 года по делу №*а-142/2018г. и Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2018 года по делу № 2а-2100/2018г., а также указывает, что окончание работ по описанию и установлению границ ООПТ «Клетинский Бор» намечено на ноябрь – декабрь 2019 года.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Так, на момент выдачи 20 июня 2019 года административному истцу ФИО1 Уведомления о соответствии планируемого строительства решения указанных выше судов вступили в законную силу, что однако не было учтено административным ответчиком. Поэтому последовавшее принятие им 26 июля 2019 года решения о приостановлении действия ранее выданного Уведомления не нарушает законные права и интересы административного истца.

Доводы стороны административного истца о том, что приостановление действия ранее выданного Уведомления о соответствии планируемого строительства было совершено неуполномоченным на то лицом, поскольку администрация органа местного самоуправления в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не уполномочена на осуществление государственного строительного надзора, судом отвергаются по вышеизложенным мотивам.

Наличие действующих Генерального плана Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 17 мая 2013 года №*, и Проекта Правил землепользования и застройки Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 13 августа 2014 года №*, не свидетельствуют о незаконном характере действий Администрации Кимрского района по приостановлению действия Уведомления о соответствии планируемого строительства от ДД.ММ.ГГГГ№*, поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером №* образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №*. Однако распоряжение Администрации Тверской области от 07 мая 2010 года №*-ра о включении в границы деревни Нутромо, в том числе земельного участка с кадастровым номером №*, решением Тверского областного суда от 26 декабря 2018 года признано недействующим по мотиву преждевременного характера его принятия, до выполнения органом государственной власти обязанности по установлению границ особо охраняемой природной территории и исключения возможного наложения спорных земельных участков на земли государственного природного заказника.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО19 к Администрации Кимрского района Тверской области о признании незаконным действия Администрации Кимрского района Тверской области, выразившегося в чинении препятствий по строительству индивидуального жилого дома и производству земляных работ на земельном участке с кадастровым номером №*, путем уведомления собственника о приостановке действия Уведомления от 20 июня 2019 года №*, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Благонадеждина

Решение принято в окончательной форме 14 октября 2019 года.

Судья Н.Л. Благонадеждина