КОПИЯ
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года
Дело № 2а-738/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,
с участием представителя административного истца Кинёвой Е.С., представителя административного ответчика Беляева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Объединение Косулинское» к Думе Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа,
установил:
Закрытое акционерное общество «Объединение Косулинское» (далее – ЗАО «Объединение Косулинское») обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Думе Белоярского городского округа, в котором просит признать незаконным решение Думы Белоярского городского округа, содержащееся в протоколе № 51 от 11 декабря 2019 года об отказе в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, расположенных в п.Бобровка Свердловской области к территориальной зоне П-2 – производственно-коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности; обязать Думу Белоярского городского округа на ближайшем заседании с момента вступления решения суда в законную силу, принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, расположенных в п. Бобровка Свердловской области к территориальной зоне П-2 – производственно-коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Бобровка, в отношении которых была установлена черта населенного пункта. Для установления вида разрешенного использования земельных участков, с целью возможности строительства административный истец обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - ПЗЗ). Указанное заявление было рассмотрено 09 августа 2019 года на комиссии по подготовке проекта ПЗЗ с участием депутатов Думы Белоярского городского округа. Поскольку возражений не поступило, комиссией было принято решение о внесении изменений в ПЗЗ и отнесение участков к зоне П-2 (производственно-коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности). Постановлением главы Белоярского городского округа были назначены общественные обсуждения по проекту решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений и дополнений в ПЗЗ, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 «Об утверждении проекта ПЗЗ», по результатам которых предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения Думы на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.
Решением Думы Белоярского городского округа, оформленным протоколом № 51 от 11 декабря 2019 года во внесении изменений в ПЗЗ в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <номер> к территориальной зоне П-2.
Административный истец с данным решением не согласен, считает его незаконным, не соответствующим требованиям законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. ЗАО «Объединение Косулинское» считает, что административным ответчиком нарушена процедура рассмотрения представленного проекта решения о внесении изменений в ПЗЗ, поскольку в силу положений части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный ответчик не вправе был принимать решение об отказе в утверждении изменений в ПЗЗ.
Оспариваемое решение нарушает права административного истца, поскольку данное решение создает препятствия в установлении в отношении земельного участка территориальной зоны, допускающей размещение объектов производственно-коммунального назначения III-V класса санитарной опасности, создает препятствия в согласовании проекта планировки и межевания территории земельных участков, принадлежащих административному истцу, создает препятствия в наиболее эффективном использовании земельных участков, исходя из их местоположения, транспортно доступности и наличия коммуникаций.
Определением судьи, изложенном в протоколе судебного заседания от 22 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Белоярского городского округа.
Представитель административного истца Кинёва Е.С., действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержала в полном объеме. Указала, что решение Думы Белоярского городского округа не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку административный ответчик неуполномочен на данной стадии принимать решение об отказе в утверждении изменений в ПЗЗ, а может принять решение об утверждении изменений в ПЗЗ или направить проект в Администрацию Белоярского городского округа на доработку, принятие иных решений Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Оспариваемым решением нарушаются права ЗАО «Объединение Косулинское» эффективно использовать земельные участки. При этом пояснила, что ПЗЗ административным истцом не оспаривается.
Представитель административного ответчика Беляев О.В., действующий на основании доверенности, с административным исковым заявлением не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзывах на административный иск. При этом указал, оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято уполномоченным органом, административным истцом не доказано нарушение его прав, поскольку административный ответчик считает, что ЗАО «Косулинское Объединение» имеет возможность использовать свои земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Представитель заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области, в отзыве на исковое заявление указал, что просит о рассмотрении дела в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Поскольку указанное лицо, участвующее в деле было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ЗАО «Косулинское Объединение» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <номер> расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
В целях установления вида разрешенного использования для указанных земельных участков, с целью возможного строительства административный истец 28 мая 2019 года обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа.
Указанное заявление было рассмотрено комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа 09 августа 2019 года, на котором было принято предложение административного истца в части отнесения спорных земельных участков к территории, для которой градостроительный регламент не устанавливается, СХУ-РП (Сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием производства) в зону П-2 (производственно-коммунальную зону объектов III-V классов санитарной опасности).
Постановлением главы Белоярского городского округа от 04 сентября 2019 года № 1552 назначены общественные обсуждения по проекту решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа».
По результатам общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения Думы на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.
По результатам заседания Думы Белоярского городского округа, оформленного протоколом № 51 от 11 декабря 2019 года, принято решение № 82 о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа. Вместе с тем в части пункта 1.18, касающегося внесения изменений в отношении земельных участков административного истца в указанном протоколе указано на наличие возражений. Соответствующие изменения не вошли в Решение Думы Белоярского городского округа от 11 декабря 2019 года № 82.
Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу Белоярского городского округа Дума является представительным органом Белоярского городского округа, обладающим правом представлять интересы населения района и принимать решения по вопросам своего ведения, то есть является органом, в компетенции которого находится утверждение Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа и внесение в них изменений.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, проверив процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44, суд приходит к выводу, что процедура, предусмотренная статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена.
На основании заявления предпринимателя Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части внесения изменений в отношении земельных участков заявителя в соответствии с утвержденным проектом панировки и проектом межевания; проведены публичные слушания по проекту и получено положительное заключение публичных слушаний. Проект решения направлен Главой местной администрации на рассмотрение в Думу с приложением протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний.
Вместе с тем, решение Думы Белоярского городского округа, изложенное в протоколе № 51, не соответствует положениям части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из положений указанной нормы представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 апреля 2017 года № 593-О, установленное в части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации распределение полномочий органов местного самоуправления в процедуре подготовки и принятия правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему, предполагает, что представительный орган не вправе вносить изменения в представленный проект правил землепользования и застройки, а может лишь утвердить эти правила или направить проект главе местной администрации на доработку.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Дума Белоярского городского округа в отсутствие, установленных законодательством полномочий приняла оспариваемое решение о невнесении изменений в Правила землепользования и застройки по заявлению административного истца. И указанное, вопреки доводам административного ответчика влечет нарушение прав заявителя на эффективное использование указанных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Думы Белоярского городского округа, изложенное в протоколе от 11 декабря 2019 года № 51 в части невнесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа относительно отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> производственно-коммунальная зона объектов III-V класса санитарной опасности не может быть признано законным и подлежит отмене.
В связи с этим имеются основания для признания оспариваемого решения незаконным в части, с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав ЗАО «Косулинское Объединение».
При этом суд полагает необходимым отметить, что ЗАО «Косулинское Объединение» правомерно обратилось в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не в порядке главы 21 указанного Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем, проанализировав оспариваемое решение Думы Белоярского городского округа, суд приходит к выводу, что такими признаками оспариваемое решение не обладает, несмотря на то, что оно принято уполномоченным органом, однако оно не содержит в себе правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, нормативным правовым актом не является.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Закрытого акционерного общества «Объединение Косулинское» к Думе Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа – удовлетворить.
Признать незаконным решение Думы белоярского городского округа, содержащееся в протоколе от 11 декабря 2019 года № 51 в части отказа в утверждении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа относительно территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер>
Возложить на Думу Белоярского городского округа обязанность на ближайшем заседании с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части изменения территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер>
Об исполнении решения суда уведомить Закрытое акционерное общество «Объединение Косулинское» и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области
Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко