Дело № 2а-78/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Бай-Хаак 25 февраля 2016 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе
председательствующего Бадыраа Ш.Х.,
при секретаре Хертек Р.С.,
с участием представителя административного истца Министерства природных ресурсов и экологии РТ ШАО,
представителя административного ответчика Администрации муниципального района «Тандинский кожуун»» Республики Тыва ОЭМ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва и возложении обязанности по решению вопросов местного значения,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва и возложении обязанности по решению вопросов местного значения. В обоснование иска истец указал, что постановлением Администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ№САК сроком на 10 лет предоставлены земельные участки для ведения сельского хозяйства из земель фонда перераспределения. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» и САК заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого администрация Тандинского кожууна предоставляет, а САК принимает в аренду земельные участки из земель фонда перераспределения с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: озеро <адрес>, для использования в целях сельскохозяйственного производства в границах, указанных на кадастровой карте участка.
Решением Арбитражного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению министерства природных ресурсов и экологии РТ к администрации Тандинского кожууна о понуждении расторжения договора аренды земельного участка отказано в иске, поскольку незаключенный договор не порождает предусмотренных им правовых последствий, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером № не имеется. Таким образом, правовых оснований на законное владение или распоряжение данными земельными участками у САК не имеется.
В соответствии с режимом особой охраны памятника природы республиканского значения в Республике Тыва «Озеро Дус-Холь», утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории памятника природы «Озеро Дус-Холь» запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.
В охранной зоне (1000 метров вокруг озера) устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения и т.д. В границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» запрещается: выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ проводились контрольно-рейдовые мероприятия на территории озера Дус-Холь, в ходе которых получены объяснения от ДБО Она пояснила, что работает пастухом у САК вместе с мужем ОАК, начиная с мая 2015 года летняя чабанская стоянка находится в восточной стороне озера Дус-Холь, принадлежит САК, в наличии имеются 200 голов мелкого рогатого скота, 20 голов крупного рогатого скота и 34 лошади. Весь скот принадлежит САК. Выпас скота производится на территории, прилегающей к озеру Дус-Холь, водопой всего скота осуществляется с источника, расположенного в южной стороне озера Дус-Холь, а также с родника, расположенного в западной стороне озера Дус-Холь. САК производит выпас скота в границах охраной зоны памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь», тем самым нарушает режим особой охраны памятника природы «Озеро Дус-Холь», утвержденный постановлением Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ№, и в прибрежной защитной полосе озера Дус-Холь в нарушение пункта 17 ст. 65 Водного кодекса РФ (фотографии прилагаются). ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено ответчику письмо о нарушении земельного и природоохранного законодательства на территории <адрес>, о недопустимости занятия территории охраной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» зимней и летней чабанскими стоянками, принадлежащими САК, однако ответа не поступило.
Актами обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что зимняя чабанская стоянка САК расположена в западной стороне озера <данные изъяты> от берега. Тем самым нарушается режим особой охраны памятника природы «Озеро Дус-Холь».
Просит признать незаконным бездействие ответчика и возложить обязанность по решению вопросов местного значения, а именно, провести мероприятия по муниципальному земельному контролю в целях обеспечения сохранности памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь»; обязать ответчика принять меры по освобождению незаконно занимаемых САК земельных участков, расположенных в границах охранной зоны памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь».
В суд поступило от ответчика возражение на исковое заявление истца, где указано на то, что проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю в целях обеспечения сохранности памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь» не относится к вопросам местного значения муниципального района «Тандинский кожуун». Сведений о границах функциональных подзон охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» в государственном кадастре недвижимости не содержатся, поэтому утверждать, что земельный участок, занимаемый САК, расположен в границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» нельзя. Постановлением председателя администрации Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ ранее принятое решение о предоставлении земель фонда перераспределения в аренду САК от ДД.ММ.ГГГГ отменено, договор расторгнут. Просят отказать истцу в иске.
Представитель административного истца ШАО в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить. Истцу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов в октябре 2015 года, когда составляли акт обследования земельного участка САК Обратились в суд в декабре 2015 года. Отклонила возражение ответчика, указывая на то, что озеро Дус-Холь попадает в границы сельского поселения <адрес> Часть 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что вопросы местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. На озере Дус-Холь земельный контроль проводится органом муниципального земельного контроля администрации <адрес>. В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденным Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий состоит из: а) федерального кадастра, осуществляется Минприроды РФ; б) региональные кадастры, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Представитель административного ответчика ОЭМ просил суд отказать в иске. Проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю в целях обеспечения сохранности памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь» не относится к вопросам местного значения муниципального района «Тандинский кожуун». Сведений о границах функциональных подзон охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» в государственном кадастре недвижимости не содержатся, поэтому утверждать, что земельный участок, занимаемый САК, расположен в границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» нельзя. Постановлением председателя администрации Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ ранее принятое решение о предоставлении земель фонда перераспределения в аренду САК от ДД.ММ.ГГГГ отменено, договор расторгнут.
Заинтересованное лицо САК в суд не явился, хотя извещен надлежащим образом, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Тандинского кожууна и об обязывании принять меры, в связи с чем, учитывая правовое существо и субъектный состав спора, суд считает, что он возник из публичных правоотношений и, соответственно, подлежит разрешению в порядке, установленном нормами главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ№САК сроком на 10 лет предоставлены земельные участки для ведения сельского хозяйства из земель фонда перераспределения. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» и САК заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого администрация Тандинского кожууна предоставляет, а САК принимает в аренду земельные участки из земель фонда перераспределения с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес>, для использования в целях сельскохозяйственного производства в границах, указанных на кадастровой карте участка.
Постановлением председателя администрации Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ ранее принятое решение о предоставлении земель фонда перераспределения в аренду САК от ДД.ММ.ГГГГ отменено, договор расторгнут.
Решением Арбитражного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению министерства природных ресурсов и экологии РТ к администрации Тандинского кожууна о понуждении расторжения договора аренды земельного участка отказано в иске, поскольку незаключенный договор не порождает предусмотренных им правовых последствий, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером № не имеется.
Актами обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что зимняя чабанская стоянка САК расположена в западной стороне озера Дус-Холь на расстоянии 443 метров от берега, летняя чабанская стоянка расположена <данные изъяты> от берега.
В силу ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1); в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2).
Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Как следует из п. 3 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон запрещается - выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" сельскохозяйственные животные - используемые для производства животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции скот, ценные пушные звери, кролики, птица, пчелы.
В соответствии с режимом особой охраны памятника природы республиканского значения в Республике Тыва «Озеро Дус-Холь», утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории памятника природы «Озеро Дус-Холь» запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.
В охранной зоне (1000 метров вокруг озера) устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения и т.д. В границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» запрещается: выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн и т.д.
Судом установлено, что САК производит выпас скота в границах охраной зоны памятника природы республиканского значения «Озеро Дус-Холь», тем самым нарушает режим особой охраны памятника природы «Озеро Дус-Холь», утвержденный постановлением Правительства РТ от 28 февраля 2007 года № 294, и в прибрежной защитной полосе озера Дус-Холь в нарушение пункта 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, что подтверждаются: актами обследования земельного участка от 20 октября 2015 года, произведенными истцом, выпиской из книги похозяйственного учета о том, что у САК имеется в наличии КРС 61 голов, МРС 433 голов и лошадей 205 голов, схемой расположения земли, выделенной в аренду САК, приобщенной к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, приложенными фотографиями. Кроме того, постановлением председателя администрации Тандинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земель фонда перераспределения в аренду САК для развития личного подсобного хозяйства», в связи с чем САК в границах охранной зоны памятника природы озеро Дус-Холь незаконно производит выпас сельскохозяйственных животных.
Довод представителя ответчика о том, что сведений о границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь» в государственном кадастре недвижимости не содержатся, не установлен, что земельный участок, занимаемый САК, расположен в границах охранной зоны памятника природы «Озеро Дус-Холь», суд считает несостоятельным, поскольку из кадастрового отчета по особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) памятника природы регионального значения озеро Дус-Холь следует, что в охранной зоне (1000 метров вокруг озера) установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, и т.д. Актами обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что зимняя чабанская стоянка САК расположена в западной стороне озера <данные изъяты> от берега. Тем самым нарушается режим особой охраны памятника природы «Озеро Дус-Холь».
Согласно ч. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности; в случаях, предусмотренных федеральными законами допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Органы государственной власти субъекта РФ наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками регионального значения, утверждению и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относятся: осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Согласно пункта 3.1 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении использования земельных участков. В соответствии пункта 3.3 Порядка основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований.
В соответствии со ст. 40 Устава муниципального района Тандинского кожууна РТ администрация Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. В ст. 43 Устава указано на то, что основными направлениями деятельности является еще и земельные отношения, охрана окружающей среды. Согласно ст. 76 Устава администрация кожууна планирует использование земель, находящихся в ведении муниципального района, организует межевание, утверждает границы, площади, вид использования, целевое назначение земельных участков, организует и осуществляет контроль за использованием и охраной земель
В силу указанных норм администрация Тандинского кожууна наделена полномочиями по проведению муниципального земельного контроля посредством проведения внеплановой проверки занимаемых гражданином САК земельных участков, расположенных на границах охранной зоны памятника природы республиканского значения в РТ «Озеро Дус-Холь», земли, занятые САК, относятся к землям муниципального района Тандинский кожуун. Также суд считает обоснованным и законным требование истца на Администрацию муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва возложить обязанность по принятию мер по освобождению незаконно занимаемых гражданином САК земельных участков, расположенных на границах охранной зоны памятника природы республиканского значения в РТ «Озеро Дус-Холь». Суд предоставляет ответчику разумные сроки для устранения нарушений.
Таким образом, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, по проведению мероприятий ответчиком по муниципальному земельному контролю только в отношении занимаемых гражданином САК земельных участков, расположенных на границах охранной зоны памятника природы республиканского значения в РТ «Озеро Дус-Холь», и принятию мер по освобождению незаконно занимаемых гражданином САК земельных участков.
Руководствуясь статьями 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии РТ о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва и возложении обязанности по решению вопросов местного значения, удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» незаконным.
На Администрацию муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва возложить обязанность по проведению муниципального земельного контроля занимаемых гражданином САК земельных участков, расположенных на границах охранной зоны памятника природы республиканского значения в Республике Тыва «Озеро Дус-Холь», посредством проведения внеплановой проверки в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На Администрацию муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва возложить обязанность по принятию мер по освобождению незаконно занимаемых гражданином САК земельных участков, расположенных на границах охранной зоны памятника природы республиканского значения в Республике Тыва «Озеро Дус-Холь», в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Администрации муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда в Тандинский районный суд и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва в течение месяца со дня исполнения решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2016 года.
Председательствующий Ш.Х. Бадыраа