ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/2021 от 26.02.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-738/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2021 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Степановой К.Э.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,

представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе внести изменения в разрешение на начало строительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском, в котором просит суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления о внесении изменений в разрешение на начало строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа, в частности административный истец указывает на то, что такое основание как несоответствие проектируемого жилого дома разрешенному использованию земельного участка, не соответствует сведениям ЕГРН и правоустанавливающим документам. Кроме того, изменение проекта не касалось изменения параметров застройки и параметров самого дома.

В судебном заседании административный истец не явился, его представитель поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя в судебном заседании настаивал на законности принятого решения, пояснив, что вынесенное Депратаментом решение законно и обосновано, оснований для его отмены не имеется.

Департамент по имущественным и земельным отношениям своего представителя в суд не направил, о причинах не явки суд не известил.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителей административного истца, и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что административный истец, будучи владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, , в 2013 году получил градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка.

01 сентября 2016 года по проекту строительства административным истцом получено положительное заключение экспертизы .

14 марта 2017 года ФИО1 на основании проекта и положительного заключения экспертизы получено разрешение на строительство жилого дома площадью кв.м. RU

Распоряжением -РДЗ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 03.07.2017 установлена категория данного земельного участка как «земли населенных пунктов».

Представитель административного истца пояснил суду, что истцом принято решение об изменении проекта, выразившееся переносе лестничного марша внутри дома, без изменения параметров застройки и параметров самого дома.

С учетом изменений проекта проведена экспертиза от 18.04.2018 года, с положительным заключением о соответствии изменений проекта строительным нормам и правилам.

03.12.2020 года ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя с заявлением о внесении изменений в ранее выданное разрешение, указав, что причиной обращения является перенос лестничного марша внутри здания.

Ответчик по результатам рассмотрения указанного заявления 16.12.2020 года за исх. уведомил ФИО1 об отказе во внесении изменений в ранее выданное разрешение.

Оспариваемый отказ мотивирован тем, что внесение изменений в ранее выданное разрешение предусматривает оценку соответствия планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, регламентируемых ст. 51 ГрК РФ.

В частности указано, что разрешение выдано на объект индивидуального жилого строительства – жилой дом.

Распоряжением № 1714-РДЗ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 20.02.2018 на основании решения Ленинского районного суда г. Севастополя по делу № 2а-274/2018 в распоряжение -РДЗ внесены изменения, и определен разрешенный вид использования участка как "малоэтажная, многоквартирная жилая застройка".

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода административного ответчика о том, что объект капитального строительства - жилой дом, в отношении которого выдано разрешение на строительство противоречит существующему виду разрешенного использований земельного участка.

Подобное несоответствие вида разрешенного использования является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, в соответствии с положениями пункта 5 части 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим липам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Порядок получения разрешения на строительство и внесения в него изменений регламентирован "Градостроительным кодексом Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ).

Так согласно положениям ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частями 21.5 - 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 статьи 51 ГрК РФ.

Однако положениями ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

Часть 21.15 ст.51 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство, а именно: 1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка; 3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи; 4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство; 5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Согласно п. 2 ст.7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельного участка, установленного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования с кодом 2.2.1 «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» предполагает размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4включая мансардный); обустройство спортивных детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15 процентов общей площади помещений дома.

Пунктом 5 части 21.15 ст. 51 ГрК РФ, установлено, что одним из оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

В обжалуемом отказе содержится указание на то, что в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-9, для которого установлены регламентированные параметры: протяженность -12м, степень озеленения участка – 80 процентов. Также, согласно Приказа, в границах участка МЗ-9 запрещено строительство блокированной малоэтажной, средней и многоэтажной застройки объектов промышленного и коммунального-складского назначения.

Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером , в границах участка МЗ-9, в котором запрещено строительство блокированной малоэтажной, средней и многоэтажной застройки объектов промышленного и коммунально-складского назначения, подтверждается представленными ответчиком сведениями из системы обеспечения градостроительной деятельности: из ресурсной группы «Достопримечательное место», информационный слой «Достопримечательное место – Регламентные участки».

Таким образом, сведения указанные в от 05.12.2013 года не соответствуют существующему виду разрешенного использования земельного участка.

Предоставление испрашиваемой административным истцом услуги регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства", утвержденным приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 06.03.2020 N 32 (далее – Административный регламент).

Данный административный регламент предусматривает исчерпывающи перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, а именно:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно п. 1 - 4 ч. 21.10 ст. 51 ГрК РФ, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в ч. 21.13 ст. 51 ГрК РФ, либо отсутствие документов, предусмотренных п. 2.6.5 административного регламента, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в ч. 21.10 ст. 51 ГрК РФ;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у Уполномоченного органа информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае Уполномоченный орган обязан запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Из установленных по делу обстоятельств, следует, что оспариваемый отказ во внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство, правомерно принят ответчиком в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 2.9.3 Административного регламента, в связи с несоответствием планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и или иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.12.2020 года является обоснованным, принятым в соответствии с приведенными положениями ГрК РФ и Административного регламента, оснований для признания его незаконным, у суда не имеется, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 178 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2021 года.

Председательствующий