ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/2022 от 18.04.2022 Лужского городского суда (Ленинградская область)

г. Луга 18 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-738/2022

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Михайлова В.В.,

при секретаре Купцовой И.В.,

с участием адвоката Кривачева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковалевой Кристины Анатольевны к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления об установлении отсутствия факта невозможности проживания в жилом помещении и обязании устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

Ковалева К.А. обратилась в Лужский городской суд с административным иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении отсутствия факта невозможности проживания Ковалевой Кристины в ранее занимаемом жилом помещении», обязании администрации Лужского муниципального района принять решение об установлении факта невозможности ее проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании ее административного искового заявления Лужским городским судом ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о признании незаконным постановления администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении отсутствия факта невозможности проживания Ковалевой Кристины в ранее занимаемом жилом помещении» и обязании повторно рассмотреть ее заявление об установлении факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Считает, что при повторном рассмотрении ее заявления о невозможности проживания в указанной квартире административный ответчик не исполнил указания суда, содержащиеся в ранее вынесенном решении. Повторное рассмотрение заявления было проведено формально, для вида, без учета фактических обстоятельств, в нарушение ее прав и законных интересов. Она относится к числу детей-сирот. С ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме нее в квартире зарегистрированы: ее бабушка Полуворченко Г.М., ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (двоюродный брат), ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сестра), которые не являются членами ее семьи. Указывает, что администрацией не исследовался вопрос о том, кто и каким образом производит оплату коммунальных услуг. Ею не ведется общее хозяйство с лицами, зарегистрированными в данном жилом помещении. С Полуворченко Г.М. у нее длительное время отсутствует взаимопонимание, она освобождалась от обязанностей попечителя, и истец была направлена в детское учреждение для детей - сирот.

Истец Ковалева К.А. в судебном заседании поддерживает административное исковое заявление по указанным основаниям. При этом дополнительно поясняет, что в квартире по указанному адресу она стала опять проживать около 3-х лет назад, после окончания колледжа. Одну комнату в квартире занимает ее двоюродный брат ФИО 1, вторую сестра ФИО 2, они с бабушкой занимают гостиную. С бабушкой они ведут раздельное хозяйство, ее холодильник находится на кухне, холодильник бабушки в комнате ФИО 2. Она выделяет денежные средства бабушке на оплату коммунальных услуг.

Адвокат Кривачев А.А., действующий на основании ордера от 10.03.2022 г., считает административное исковое заявление Ковалевой К.А. подлежащим удовлетворению.

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, просит слушать дело в его отсутствие.

В письменном отзыве на административный иск считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указывая в обоснование, что административный истец Ковалева К.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> на основании договора социального найма, который заключен с Полуворченко Г.М. Ковалева К.А. включена в договор в качестве члена семьи. На каждого зарегистрированного члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения, что более учетной нормы, установленной решением Совета депутатов Лужского городского поселения от 10.03.2006 г. № 38. Документов, подтверждающих, что Ковалева К.А. не является членом семьи нанимателя жилого помещения, не представлено, изменений в договор социального найма не внесено. При рассмотрении заявления Ковалевой К.А. не установлено обстоятельств, позволяющих признать невозможным факт ее проживания в данном жилом помещении.

Полуворченко Г.М., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поддерживает заявление Ковалевой К.А., подтверждает ее объяснения, поясняет, что истец является ее внучкой, ранее она выполняла в отношении нее обязанности опекуна. Но поскольку они вместе ужиться не смогли, пришлось ее отдать в детский дом. Она фактически занимает в квартире одну комнату с младшей внучкой ФИО 2. Когда Кристина уезжает в Санкт-Петербург, она ночует в большой комнате. ФИО 1 работает в Санкт-Петербурге, приезжает на выходные, но свою комнату он закрывает. С Кристиной у них раздельное хозяйство, пищу она себе готовит сама.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административное исковое заявление Ковалевой К.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство (ч.4).

На территории Ленинградской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот регулируются Областным законом Ленинградской области от 28.07.2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области», ст. 5 которого определено: проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц: не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением (ч.3).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ленинградской области (ч.4).

Приведенные нормы федерального и регионального законодательства позволяют сделать вывод о том, что дети-сироты признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в случае проживания в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.07.2013 г. № 205 (далее – Порядок) где определено:

Установление факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в связи с обстоятельствами, установленными подп. «г» п. 2 Порядка (проживание лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот), осуществляется комиссией органа опеки и попечительства (7 Порядка).

Орган опеки и попечительства в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и документов, предусмотренных пунктами 4-8 настоящего Порядка, на основании решения комиссии органа опеки и попечительства принимает правовой акт об установлении (отсутствии) факта невозможности проживания.

Решение об отсутствии факта невозможности проживания принимается органом опеки и попечительства, если обстоятельства, указанные в п. 2 Порядка, не выявлены (п. 13 Порядка).

Решение органа опеки и попечительства является основанием для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ленинградской области по договору найма специализированного жилого помещения (п. 14 Порядка).

В ходе рассмотрения дела установлено:

Решениями Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу и от ДД.ММ.ГГГГ по делу родители административного истца Ковалевой К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишены родительских прав в отношении дочери (л.д.85-96).

Постановлением администрации Лужского района от ДД.ММ.ГГГГ Полуворченко Г.М., назначенная опекуном Ковалевой К.А. постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, освобождена от обязанностей попечителя, т.к. не справлялась с воспитанием несовершеннолетней внучки (л.д. 119).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ковалева К.А. являлась воспитанницей ГБОУ ЛО «Толмачевский детский дом» Лужского района Ленинградской области (л.д. 120).

В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Садово-архитектурный колледж», находясь на полном государственном обеспечении (л.д.124).

Таким образом, административный истец в соответствии с положениями статьи 1 Закона № 159-ФЗ относится к категории детей-сирот.

Согласно справкам формы № 9, с ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, где кроме нее также зарегистрированы и проживают: Полуворченко Г.М. (бабушка), ФИО 1, <данные изъяты> г.р. (двоюродный брат), ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сестра).

Квартира является муниципальной собственностью, в отношении нее ДД.ММ.ГГГГ между МО «Лужский муниципальный район» и Полуворченко Г.М. заключен договор социального найма жилого помещения . Истец Ковалева К.А., ее сестра ФИО 2 и двоюродный брат ФИО 1 указаны в договоре в качестве членов семьи нанимателя (л.д.98-101).

ДД.ММ.ГГГГ Ковалева К.А. обратилась с заявлением в адрес главы администрации Лужского муниципального района об установлении факта невозможности проживания в квартире по указанному адресу в связи с проживанием в жилом помещении лиц, не являющихся членами ее семьи, у которых имеется самостоятельное право пользования жилым помещением (л.д. 73).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу признано незаконным постановление главы администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об установлении отсутствия факта невозможности проживания Ковалевой К.А. в рассматриваемом жилом помещении. На администрацию Лужского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ковалевой К.А. об установлении факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Как следует из документов, представленных административным ответчиком, с момента обращения Ковалевой К.А. администрацией Лужского муниципального района составлен акт обследования указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что квартира находится в надлежащем санитарном и техническом состоянии, содержащий вывод, что проживание в квартире Ковалевой К.А. возможно.

Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие факта невозможности проживания Ковалевой Кристины в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. При этом в постановлении указано, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на одного зарегистрированного, более учетной нормы площади жилого помещения (10 кв.м), а также о не предоставлении документов, подтверждающих невозможность проживания Ковалевой К.А. в рассматриваемом жилом помещении, фактов раздельного ведения хозяйства, раздела лицевых счетов по оплате коммунальных услуг (л.д.24-27).

При этом оценку наличия либо отсутствия такого основания для установления факта невозможности проживания в жилом помещении ребенка-сироты, как проживание в этом жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи ребенка-сироты, имеющих самостоятельное право пользования квартирой, постановление от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

Ссылка в постановлении на отсутствие раздела лицевых счетов по уплате коммунальных услуг за жилое помещение не может быть признана достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Ст.2 Семейного кодекса РФ к членам семьи отнесены супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном определении от 21.08.2019 г. № 78-КА19-10, при решении вопроса об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в занимаемом жилом помещении по тому основанию, что в таком жилом помещении проживают лица, не являющиеся членами семьи ребенка-сироты, следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно абзацу шестому п. 25 названного Постановления Пленума, обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев является ведение общего хозяйства, в частности, наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

С учетом положений ст. 2 СК РФ и ст. 69 ЖК РФ, проживающие в квартире бабушка административного истца, сестра и двоюродный брат не являются членами семьи административного истца.

Вместе с тем, являясь родственниками истца, они могут быть признаны членами семьи при установлении фактов ведения общего хозяйства (наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования).

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, Полуворченко Г.М. (бабушка истца), а также несовершеннолетняя ФИО 2, ФИО 1 с истцом совместного хозяйства не ведут. Каждый имеет самостоятельный бюджет.

С истцом у Полуворченко Г.М. длительное время отсутствует взаимопонимание, что и послужило основанием для ее освобождения в ДД.ММ.ГГГГ от исполнения обязанностей попечителя и направления Ковалевой К.А. в государственное учреждение для детей-сирот.

При повторном рассмотрении административным ответчиком заявления Ковалевой К.А. вопросы взаимоотношений между лицами, зарегистрированными в квартире, не выяснялись, как и не устанавливались обстоятельства ведения истцом совместного хозяйства.

В связи с изложенным, принятое административным ответчиком решение нельзя признать законным и обоснованным, оно нарушает право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма.

Имеющиеся в постановлении ссылки на соответствие квартиры установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, на превышение приходящейся на каждого нанимателя общей площади квартиры, установленной учетной нормой площади жилого помещения, являются самостоятельными основаниями для установления факта невозможности проживания в квартире (подп. «б», «в» п. 2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.07.2013 г. № 205). На эти основания административный истец в поданном ответчику заявлении не ссылалась.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, следует учитывать, что при вынесении решения суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.

На основании изложенного, заявленные Ковалевой К.А. требования о признании незаконным постановления администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, на администрацию Лужского муниципального района суд находит необходимым возложить обязанность повторно рассмотреть в соответствии с требованиями закона заявление Ковалевой К.А. об установлении факта невозможности проживания в квартире.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ковалевой Кристины Анатольевны, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении отсутствия факта невозможности проживания Ковалевой Кристины в ранее занимаемом жилом помещении».

Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Ковалевой Кристины Анатольевны об установлении факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 29.04.2022 г.