Дело № 2а-7395/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 04 октября 2018 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков: ФИО2, КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО3,
представителя административного ответчик КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО4,
представителей заинтересованного лица Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к начальнику Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО2, Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании незаконными действия начальника ФИО2 по непринятию конкретных мер по устранению нарушений закона, о возложении на Краевое государственное специализированное автономное учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» обязанности при применении наземных сил пожаротушения прибывать на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах в зависимости от класса природной пожарной опасности лесов, но не позднее трех часов после обнаружения пожара,
установил:
И.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к начальнику Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО2, Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (далее по тексту КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов») о признании незаконными действия начальника ФИО2 по непринятию конкретных мер по устранению нарушений закона, о возложении на Краевое государственное специализированное автономное учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» обязанности при применении наземных сил пожаротушения прибывать на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах в зависимости от класса природной пожарной опасности лесов, но не позднее трех часов после обнаружения пожара, указав, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах при тушении пожаров установлено следующее. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» утверждены Правила тушения лесных пожаров (далее Правил). Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному и.о. руководителя КГКУ «Падалинское лесничество», ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в квартале № выделе 1 Болоньского участкового лесничества филиала «Болоньское лесничество» обнаружен лесной пожар на площади 1 га. В момент обнаружения пожара был установлен 3 класс природной пожарной опасности лесов. В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ руководителю тушения данного лесного пожара инструктору ДПК Амурского авиаотделения ФИО7 выдано производственное задание № на тушение указанного лесного пожара. Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№ тушение указанного пожара начато в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ силами 9 ДПС с использованием одного автомобиля и вездехода. Таким образом, в нарушение указанных выше положений закона тушение лесного пожара в <адрес> выделе 1 Болоньского участкового лесничества филиала «Болоньское лесничество» начато спустя <данные изъяты> после обнаружения пожара и получения задания по его тушению, что повлекло увеличение и распространение лесного пожара с площади 1 га до площади в 350 га. Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному заведующим филиалом «Амгуньское лесничество» КГКУ «Амгуньское лесничество», ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в квартале № выделе 48 Баджальского участкового лесничества филиала «Амгуньское лесничество» обнаружен лесной пожар на площади 3 га. В момент обнаружения пожара был установлен 3 класс природной пожарной опасности лесов. В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ руководителю тушения данного лесного пожара инструктору ДПК Дукинского авиаотделения ФИО8 выдано производственное задание на тушение указанного лесного пожара. Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№ тушение указанного пожара начато в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ силами 16 ДПС с использованием двух автомобилей. Таким образом, в нарушение указанных выше положений закона тушение лесного пожара в квартале № выделе 48 Баджальского участкового лесничества филиала «Амгуньское лесничество» начато спустя <данные изъяты> после обнаружения пожара и получения задания по его тушению, что повлекло увеличение и распространение лесного пожара с площади 3 га до площади в 10 га. Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» своих обязанностей, что повлекло несвоевременное начало тушения и значительное увеличение площадей указанных лесных пожаров. По результатам проверки прокурором ДД.ММ.ГГГГ за номером № начальнику КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» внесено представление об устранении выявленных нарушений. В нарушение п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ответе начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» от ДД.ММ.ГГГГ№ на представление прокурора не содержится информации о принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих, а лишь дается оценка действиям работников учреждения. Кроме того, начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» не обжаловал представление прокурора, а лишь оценил обоснованность акта прокурорского реагирования, на что не имел прав и полномочий. При этом, в ходе оценки акта прокурорского реагирования начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ссылается на приложение № приказа управления лесами Правительства Хабаровского края, изданного в рамках исполнения п. 5 Правил тушения лесных пожаров. Однако, исходя из содержания указанного приложения №, территория Баджальского и Болоньского лесничеств относятся к районам с применением, в том числе, наземных средств по охране и защите лесов. Также, как следует из производственных заданий на тушение лесных пожаров от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ доставка на пожары осуществлялась наземными силами. Таким образом, начальником КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» нарушены права Российской Федерации на верховенство указанных федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, дополнений, изменений не имел, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, подтвердил.
Представители административных ответчиков, административные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которых поддержали.
Представители заинтересованного лица с административными исковыми требованиями не согласились, считают, что требования удовлетворению не подлежат, как заявленные необоснованно. Представили письменные возражения, доводы которых поддержали.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Прокурор, заявляя рассматриваемые исковые требования, указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ в квартале № выделе 1 Болоньского участкового лесничества филиала «Болоньское лесничество» при пожаре 3 класса природной пожарной опасности лесов, его тушение начато спустя <данные изъяты> после обнаружения пожара и получения задания по его тушению, что повлекло увеличение и распространение лесного пожара с площади 1 га до площади в 350 га. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в квартале № выделе 48 Баджальского участкового лесничества филиала «Амгуньское лесничество» при пожаре 3 класса природной пожарной опасности лесов, его тушение начато спустя <данные изъяты> после обнаружения пожара и получения задания по его тушению, что повлекло увеличение и распространение лесного пожара с площади 3 га до площади в 10 га.
Возражая против заявленных требований, представители КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ссылаются на то, что прокурором в обосновании заявленных требований не указано о дифференциации лесных насаждений по квалификации природной пожарной опасности в местах обнаружения лесных пожаров.
Классификация природной пожарной опасности лесов утверждена приказом Рослесхоза от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды».
Классификация природной пожарной опасности лесов в зависимости от условий погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия. В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов. В субъектах Российской Федерации действуют региональные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (далее - региональные классы), которые определяют: методику расчета комплексного показателя; границы классов пожарной опасности; методику учета осадков. Для регионов, в которых не установлены региональные классы, действуют федеральные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, указанные в таблице.
Представители административных ответчиков указывают на то, что КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» имело право на привлечение наземные силы и средства при тушении указанных в исковом заявлении лесных пожаров в зоне лесоавиационных работ, время прибытия к месту лесного пожара с учетом труднодоступности данных территорий как наземных, так и авиационных сил и средств пожаротушения не регламентированы, ссылается приложение к приказу Рослесхоза от 16.02.2017 № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федеральное агентство лесного хозяйства» в лесном фонде на территории Хабаровского края, согласно которому выделена зона наземного обнаружения и тушения, площадь которой составляет 499,3 тыс.га и зона лесоавиационных работ. Указывают, что зона лесоавиационных работ разделена на зону авиационного обнаружения и наземного тушения, площадь которой составляет 87,3 тыс.га, зону авиационного обнаружения и тушения, площадь которой составляет 31488,0 тыс.га и зону исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, площадь которой составляет 41659,8 тыс.га. В примечании приложения данного приказа сказано, что при наземном или авиационном тушении отдается только приоритет силам и средствам, допускается в случае решения руководителя подразделения лесопожарной организации или оперативного штаба лесничества (лесопарка) привлекать работников наземных подразделений лесопожарных организаций в зону авиационного тушения или работников авиационных подразделений лесопожарных организаций в зону наземного тушения. На основании приказа Рослесхоза от 16.02.2017 № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федеральное агентство лесного хозяйства» с учетом примечания в приложении к настоящему приказу, приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 01.02.2018 № 54 П (в редакции Приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 19.04.2018 № 311П) выделена зона наземного обнаружения и тушения, площадь которой составляет 499,3 тыс.га и зона лесоавиационных работ. В свою очередь зона лесоавиационных работ разделена на ону авиационного обнаружения и авиационного и наземного тушения, площадь которой составляет 31575,3 тыс.га, и зону исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, площадь которой составляет 41659,8 тыс.га с дифференциацией по лесничествам из которой следует, что вся территория Болоньского и Баджальского участковых лесничеств относится к зоне лесоавиационных работ, к подзоне авиационного обнаружения и авиационного и наземного тушения.
В силу ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Мерами пожарной безопасности согласно ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях организации руководства работами по тушению лесных пожаров; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров, согласно которым организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара <1> и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации <2> (п. 8).
Согласно подп. «в» п. 48 Правил, для обеспечения оперативной ликвидации лесного пожара в районах применения наземных сил и средств пожаротушения силами группы (до 10 человек) с пожарной техникой и оборудованием, подразделение лесопожарной организации обязано прибыть на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах отнесенных к 3 - 5 классам природной пожарной опасности лесов - не позднее трех часов после обнаружения пожара.
Прокурор, выявив нарушения указанных норм права, в части нарушения сроков прибытия на объекты лесных пожаров для их тушения, заявляет требование о возложении обязанности на КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» при применении наземных сил пожаротушения прибывать на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах в зависимости от класса природной пожарной опасности лесов, но не позднее трех часов после обнаружения пожара.
Данная обязанность возложена на КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» действующим законодательством Российской Федерации и не может дополнительно устанавливаться судебными актами.
Указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, на которых основаны административные исковые требования, являлись основанием для привлечения КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» к ответственности, определенной действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Прокурором заявленные требования о признании незаконными действия начальника КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО2 по непринятию конкретных мер по устранению нарушений закона, мотивировал тем, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах при тушении пожаров, прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» внесено представление об устранении выявленных нарушений. В нарушение п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению, в ответе начальник КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» от ДД.ММ.ГГГГ№ на представление прокурора не содержится информация о принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих, а лишь дается оценка действиям работников учреждения.
Таким образом, прокурор в данном случае (не согласившись с полученным ответом на предписание) оспаривает бездействия должностного лица, не исполнившего требования прокурора (предписания), за что Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по ст. 17.17 - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В рассматриваемом случае, несогласие прокурора с поступившим ответом на вышеуказанное предписание не устанавливает нарушение прав, свобод и законных интересов Российской Федерации лиц, в интересах которой подано административное исковое заявление.
Предписание прокурора было рассмотрено должностным лицом (административным ответчиком), на предписание дан ответ. Полученный ответ по своей сути не удовлетворяет заявителя, однако это не может рассматриваться как незаконное действие (бездействие) должностного лица (органа) при рассмотрении предписания.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении заявленных исковых требований и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к начальнику Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» ФИО2, Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании незаконными действия начальника ФИО2 по непринятию конкретных мер по устранению нарушений закона, о возложении на Краевое государственное специализированное автономное учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» обязанности при применении наземных сил пожаротушения прибывать на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах в зависимости от класса природной пожарной опасности лесов, но не позднее трех часов после обнаружения пожара, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 08.10.2018.
Судья О.В. Шевцова