№2а-73/2018 (2а-3618/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2018 года г.Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.,
при секретаре Багнюк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район о признании бездействия незаконным, понуждении поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса,
установил:
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования администрацией сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ.
Туймазинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ к администрации сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ о признании бездействия незаконным, понуждении разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса согласно лесохозяйственному регламенту на том основании, что администрация сельского поселения в течение длительного периода времени меры, направленные на проведение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не принимает, представление прокурора в полном объеме не исполнила, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. Просили с учетом уточненных исковых требований признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Каратовский сельский совет муниципального района Туймазинский район, выразившееся в не разработке и непринятии лесохозяйственного регламента. Обязать администрацию сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан принять меры по определению общей площади и границ земельных участков, занятых лесами на территории сельского поселения Каратовский сельсовет, а также принять меры по постановке земельных участков, занятых лесами, находящихся на территории сельского поселения, на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в органах Росреестра как бесхозного имущества. Обязать администрацию сельского поселения Каратовский сельский совет муниципального района Туймазинский район в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: -разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент; -поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены леса согласно лесохозяйственному регламенту сельского поселения Каратовский сельский совет муниципального района Туймазинский район.
В последующем, в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ, уточнил свои требования. Просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Каратовский сельсовет МР Туймазинский район РБ, выразившиеся в не постановке на кадастровый учет лесных участков, на которых расположены муниципальные леса. Обязать администрацию сельского поселения Каратовский сельсовет МР Туймазинский район РБ принять меры по определению общей площади и границ земельных участков, занятых лесами на территории сельского поселения Каратовский сельсовет, не входящие в лесной фонд, поставить их на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в органах Росреестра.
В судебном заседании помощник Туймазинского межрайонного прокурора Давлетов А.Ф. уточненный иск поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – глава сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Хусаинова Л.М., Камалетдинов И.К. иск признали частично, согласны поставить на кадастровый учет земельные участки занятые лесами на территории сельского поселения на основании утвержденного лесохозяйственного регламента.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства РБ по доверенности Вафин Х.Х. не возражал против удовлетворения заявления и возложения на администрацию обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки занятые лесами на территории сельского поселения на основании утвержденного лесохозяйственного регламента.
Заслушав мнение административного истца, представителей административного ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела и представленные документы, суд считает иск прокурора обоснованным в части, исходя из следующего.
В силу ст. КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу п.п. 1, 2, 6 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов в области лесных отношений является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из положений ст.ст. 19, 81, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за исполнением, охраной, защитой, воспроизводства лесов осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Судом установлено, что Туймазинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования администрацией сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ. Проверкой установлено, что лесные участки, относящиеся к землям населенных пунктов, в муниципальную собственность не переданы и не зарегистрированы.
Между тем, решением главы сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район Хусаиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден лесохозяйственный регламент СП Каратовский с/с МР Туймазинский район РБ.
Также, разработаны - проект организации и ведения лесного хозяйства МО «Каратовский сельский совет», план лесонасаждений СПК «Уязы-Тамак» Туймазинского района, план лесонасаждений МО «Каратовский сельсовет» Туймазинского района, карта границ сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район.
Поскольку, государственная собственность на занятые лесами на территории сельского поселения земельные участки не разграничена, администрация сельского поселения Каратовский сельсовет МР Туймазинский район РБ в силу указанных норм обязана осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции. Данное обстоятельство подтверждается и принятием органами местного самоуправления лесохозяйственного регламента сельского поселения Каратовский сельсовет МР Туймазинский район РБ. Принятие регламента, содержащего условия и предъявляемые требования по надлежащему использованию лесов, определяет и соответствующую обязанность по постановке участков на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Кроме того, согласно ст.92 Лесного кодекса государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон).
Статьей 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного; органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - Закон) органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах сельского поселения, о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по поставке на кадастровый учет участков, занятых лесами, расположенных в границах сельского поселения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о частично удовлетворении административных исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район о признании бездействия незаконным, понуждении поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Уточненное административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район о признании бездействия незаконным, понуждении поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Каратовский сельский совет муниципального района Туймазинский район, выразившееся в непостановке на кадастровый учет лесных объектов, на которых расположены муниципальные леса.
Возложить на администрацию сельского поселения Каратовский сельский совет муниципального района Туймазинский район РБ обязанность установить границы земельных участков, занятых лесами на территории сельского поселения Каратовский сельсовет, не входящие в лесной фонд, поставить их на кадастровый учет согласно утвержденного Решением Совета сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении лесохозяйственного регламента сельского поселения Каратовский сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Сосновцева