ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-73/2021 от 28.01.2021 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 28 января 2021 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя административного истца -

заместителя Братского межрайонного природоохранного

прокурора Дзвониской М.Н.,

представителя заинтересованного лица Косолапова С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-73/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству лесного хозяйства, заинтересованные лица: Министерство лесного комплекса Иркутской области, Акционерное общество «Группа «Илим», Общество с ограниченной ответственностью «Омега», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры, обеспечивающие отнесение лесов к защитным лесам,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к Федеральному агентству лесного хозяйства, заинтересованные лица: Министерство лесного комплекса Иркутской области, Акционерное общество «Группа «Илим», Общество с ограниченной ответственностью «Омега», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры, обеспечивающие отнесение лесов к защитным лесам.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения министерством лесного комплекса Иркутской области и его территориальными управлениями требований лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях при осуществлении полномочий по распоряжению лесными участками, расположенными в границах особо охраняемой природной территории - заказника «Катарминский» установлено, что ландшафтный заказник «Катарминский» организован решением Братского районного совета народных депутатов от 29.10.1991 на территории Бадинского КЛПХ площадью 5334 га, с включением кварталов №№ 1, 2 Тангуйского лесничества и №№ 54, 55, 78, 80 Бадинского лесничества. Заказнику придан статус районного значения с особым режимом пользования. Расположенные на территории заказника лесные участки площадью 5334 га, с общим запасом древесины 1039,9 куб.м., решено вывести из расчета лесопользования.

Целью создания заказника являлось сохранение информации существующей экосистемы, ее генетического и популяционного разнообразия и поддержания на должном уровне существующих прямых и обратных между биокосными телами, чем поддерживается структурный центр ландшафта, представленный разнообразием типов лесной растительности, характерных для суборей, с участием компактных кедровых древостоев, уникальность которых усиливается в связи с истощенностью их на территории района.

На территории Чунского района заказник «Катарминский» создан решением Чунского районного совета народных депутатов от 11.03.1993 в кварталах №№ 140, 141, 142, 143, 150, 151, 156, 157 Тарейского лесничества Баерского мехлесхоза.

Решением Братской районной Думы от 26.05.1997 № 52 «Об изменениях в составе ландшафтного заказника-эталона «Катарминский» в состав заказника включены кварталы №№ 32-33, 48-52 Тарминского лесхоза Братского района, площадью 5645 га с общим запасом древесины 1 341 840 куб.м., в том числе спелых и перестойных лесных насаждений - 482 540 куб.м. и квартала Баерского лесхоза Чунского района согласно решению Чунского райсовета от 11.03.1993 площадью 6856 га.

Указанным решением Братской районной Думы утверждено Положение о государственном комплексном заказнике местного значения «Катарминский» Братского района Иркутской области, в соответствии с которым заказник образован на сопредельных территориях Братского и Чунского районов на площади 12501 га, с целью сохранения естественных биогенных ландшафтов, сохранения и воспроизводства численности диких животных и птиц, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

Положение о заказнике разработано на основании Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Примерных положений о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденных приказом Минприроды РФ от 16.01.1996 №20.

Из пункта 1.2 Положения следует, что заказник учрежден решением внеочередной сессии депутатов Братского района 21 созыва от 29.10.1991 сроком на 10 лет.

Положением предусмотрен порядок ликвидации заказника. Согласно пункту 4.2. Положения ликвидация заказника может быть произведена решением Братской районной Думы по согласованию с территориальным комитетом по охране окружающей природной среды.

Решение о ликвидации заказника Братской районной Думой не принималось.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 30.12.2013.

Таким образом, заказник «Катарминский» с момента образования до настоящего времени является действующей особо охраняемой природной территорией местного значения.

Впоследствии Постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп утверждена Схема территориального планирования Иркутской области, согласно которой на территории Братского и Чунского районов планируется создание особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника «Катарминский», площадью 11,5 тыс. га.

Согласно Схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, а также лесохозяйственным регламентам Братского и Чунского лесничеств, утвержденным приказами министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр и от 11.09.2018 № 73-мпр, заказник «Катарминский», общей площадью 11,50 тыс. га, имеющий местоположение: Братское лесничество, Тангуйское участковое лесничество, Тангуйская дача, кварталы №№ 7ч, 8, 9, 10; Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, кварталы №№ 32ч, 33ч, 48-51, 71, 72; Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача, кварталы №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч, включен в перечень планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения. Срок организации заказника - до 2025 года.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Согласно ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ (в первоначальной редакции) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к категории защитных лесов. Аналогичные положения предусмотрены статьей 111 Лесного кодекса РФ в действующей редакции.

Из пп. 1 п. 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, следует, что соответствии с ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ определяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Проектирование границ данной категории защитных лесов осуществляется в границах особо охраняемых природных территорий, созданных в соответствии с Федеральным законом от 15.02.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В нарушение вышеуказанных требований Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственных регламентах Братского и Чунского лесничеств, лесные участки, расположенные в границах заказника «Катарминский»: в кварталах №№ 8ч, 9ч, Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 48ч, 49ч Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества, по целевому назначению относятся к ценным лесам (нерестоохранным полосам лесов); лесные участки, расположенные в кварталах №№ 7ч, 8ч, 9ч, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48ч, 49ч, 50, 51, 52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества, кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества относятся к эксплуатационным лесам.

Из отчета о научно-исследовательской работе «Результаты комплексного экологического обследования территории для выяснения природоохранной ценности планируемой к образованию заказника регионального значения «Катарминский», составленного частным негосударственным научно-исследовательским учреждением «Байкальский центр полевых исследований «Дикая природа Азии», следует, что территория планируемого заказника характеризуется как эталонный участок южнотаежных высокопродуктивных среднесибирских лесов с типичным видовым составом малонарушенных формаций данного типа. Подобные леса в Братском районе Иркутской области были практически уничтожены масштабными рубками и в результате создания системы водохранилищ. В связи с чем, создание ООПТ «Катарминский» является важным аспектом в сохранении уникальных лесных фитоценозов, которые будут выполнять функции эталона и резервата генофонда типичной биоты для восстановления в дальнейшем нарушенных лесов.

В результате проведенных в полевой сезон 2018 года натурных работ по выявлению биологического разнообразия территории ООПТ «Катарминский» выявлено 392 вида организмов, ведущих прикрепленный образ жизни (высших растений, лишайников и макроскопических грибов), 295 видов из которых - это сосудистые растения.

На исследованной территории обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Из сосудистых растений выявлено 4 вида (лилия пенсильванская, пион марьин корень, в том числе два (надбородник безлистный и башмачок известняковый) включены в Красную книгу РФ. Обнаружен 1 вид - лилия саранка, который входит в «Перечень растений, животных и других организмов, не вошедших в Красную книгу Иркутской области, но нуждающихся в особом внимании», утвержденный распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 17.04.2015 № 174-мр. Из лишайников обнаружено 15 экземпляров лобарии легочной, включенной в Красные книги федерального и регионального уровней охраны. Из охраняемых макроскопических грибов на стволах лиственницы сибирской и осины в лесном фонде территории исследования обнаружены трутовик лакированный, который является неморальным реликтом, включенным в Красную книгу Иркутской области, а также паутинка фиолетового и гомфуса булавовидного, включенных в Красную книгу РФ. Паутинка фиолетового - это первая находка в Братском районе и вторая в Иркутской области.

Животный мир на территории ООПТ «Катарминский» представлен, в том числе, такими редкими видами птиц и млекопитающих, как: черный аист, серый журавль, филин и речная выдра, включенными в Красную книгу Иркутской области, а также на сопредельной территории тремя видами, нуждающимися в особом внимании - серая цапля, хохлатый осоед и большая горлица.

На территории планируемого заказника отмечена высокая численность таких охотничье-промысловых видов, как соболь, благородный олень и лось. На данной территории отмечена повышенная концентрация этих видов по сравнению с окружающей территорией. Создание заказника позволит сохранять этих животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и, как следствие, увеличению их численности на территории района.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

Согласно п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 ЛК РФ).

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно требованиям ст. 111 Лесного кодекса РФ (в действующей редакции) к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст. 112 Лесного кодекса РФ, а также приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п. п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.

Вместе с тем, несмотря на наличие на территории Братского и Чунского лесничеств заказника «Катарминский», созданного решениями Братского районного совета народных депутатов от 29.10.1991 и Чунского районного совета народных депутатов от 11.03.1993, а также планирования на территории указанных лесных участков создания заказника «Катарминский» регионального значения, Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества, не отнесены ни к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, ни к особо защитным участкам лесов.

Установленные нарушения закона влекут за собой незаконное предоставление и освоение защитных лесов в границах заказника «Катарминский», а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства.

Так, лесные участки, расположенные в границах заказника «Катарминский», предоставлены в аренду с целью коммерческой заготовки древесины АО «Группа «Илим» по договорам аренды лесных участков № 14 от 18.12.2008, № 91-465/17 от 16.11.2017, № 91-79/18 от 07.02.2018, и ООО «Омега» по договору аренды лесного участка № 91-382/11 от 09.09.2011.

Кроме того, несоответствие категории лесов требованиям лесного законодательства не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств, в границах которых расположены данные лесные участки.

В соответствии с требованиями лесного законодательства в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются мероприятия по проведению лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах. Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.

Ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Документом, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр. Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ.

Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства о категории и границах лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - заказнике «Катарминский», не позволяют министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.

Проблема сохранения территории заказника «Катарминский» освещена в рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 29-го выездного (132-го) заседания в Иркутской области 25-28 февраля 2019 года, в пункте 2.4 которых отмечено, что по причине предоставления лесных участков заказника «Катарминский» хозяйствующему субъекту в целях использования лесов для заготовки древесины, территория заказника находится под угрозой вырубки, поскольку в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Братского лесничества Иркутской области, лесные участки в кварталах, находящихся на территории будущего заказника, относятся к эксплуатационным лесам, где разрешена промышленная заготовка древесины. С учетом изложенного, Советом при Президенте РФ было рекомендовано Министерству природных ресурсов и экологии РФ, в возможно короткие сроки согласовать создание в Иркутской области государственного природного заказника регионального значения «Катарминский»; Рослесхозу - отнести эксплуатационные леса в границах всех ООПТ Иркутской области к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях»; Правительству Иркутской области - в возможно короткие сроки принять решение о создании в Иркутской области государственного природного заказника регионального значения «Катарминский»; Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре и прокуратуре Иркутской области - осуществлять регулярный прокурорский надзор за состоянием законности и соблюдением режимов ООПТ на территории Иркутской области.

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24.12.2018 № 16 утвержден паспорт национального проекта «Экология», в структуру которого входит федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Одной из задач федерального проекта является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых ООПТ, осуществления мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах ООПТ (в том числе ранее созданных) и по организационно-техническому обеспечению ООПТ.

Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах заказника «Катарминский», к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории, с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, ведет к неисполнению федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Братский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточнения просил суд:

признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества на территории Иркутской области, к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории;

обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества на территории Иркутской области, к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории, в срок до 01.09.2021.

В судебном заседании заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Дзвониская М.Н., действующая на основании прав по должности, административные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика Сухих А.С., действующий на основании доверенности, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что поддерживает ранее представленные возражения, согласно которым в соответствии с п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.

В соответствии с положениями Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии со ст. 81 ЛК РФ и п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решении об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Проектирование границ категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с принятыми решениями органов государственной власти или местного самоуправления об организации указанных видов особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, решение органа государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления о создании особо охраняемых природных территорий является основанием для подготовки органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации документации по отнесению лесов к защитным лесам, включенных в границы ООПТ с категорией - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Федеральное агентство лесного хозяйства рассматривает (комиссионно) материалы органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ) и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ. По результатам рассмотрения материалов издается приказ Федерального агентства лесного хозяйства о выделении особозащитных участков лесов на территории лесничества и установлении их границ.

Таким образом, только после направления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений предложений по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов и установлению их границ на территории лесничества, Рослесхоз приказом определяет категорию защитности таких лесов и устанавливает их границы.

Следовательно, с учетом перечисленных норм земельного и лесного законодательства, принимая во внимание распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что полномочия, указанные в п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ, относятся к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, которым является Министерство лесного комплекса Иркутской области, оснований для удовлетворения иска к заявленному истцом ответчику - Федеральному агентству лесного хозяйства, не имеется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Группа «Илим» Косолапов С.Г., действующий на основании доверенности, решение вопроса по заявленным Братским межрайонным природоохранным прокурором административным исковым требованиям, оставил на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО «Омега» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месту рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониской М.Н., представителя заинтересованного лица АО «Группа «Илим» Косолапова С.Г. в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, представителей заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО «Омега», обязательное участие которых в судебном заседании необходимым судом не признавалось, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвонискую М.Н., представителя заинтересованного лица АО «Группа «Илим» Косолапова С.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. п. 2, 9 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно п. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 120 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, в силу ч. 1 ст. 10 ЛК РФ делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

К защитным лесам согласно ч. 1 ст. 111 ЛК РФ относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 111 ЛК РФ в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

В судебном заседании установлено, что решением Братского районного совета народных депутатов от 29.10.1991 на территории Бадинского КЛПХ был организован ландшафтный заказник «Катарминский», площадью 5334 га, с включением кварталов №№ 1, 2 Тангуйского лесничества и №№ 54, 55, 78, 80 Бадинского лесничества. Для сохранения естественных растительных сообществ и приостановления процесса дальнейшего разрушения редких лесных массивов заказнику придан статус районного значения с особым режимом пользования. Расположенные на территории заказника лесные участки, площадью 5334 га, с общим запасом древесины 1039,9 куб.м., решено вывести из расчета лесопользования.

Из указанного решения следует, что организация заказника «Катарминский» диктуется необходимостью сохранения информации существующей экосистемы, ее генетического и популяционного разнообразия и поддержания на должном уровне существующих прямых и обратных между биокосными телами, чем поддерживается структурный центр ландшафта, представленный разнообразием типов лесной растительности, характерных для суборей, с участием компактных кедровых древостоев, уникальность которых усиливается в связи с истощенностью их на территории района.

Решением Чунского районного совета народных депутатов от 11.03.1993 на территории Чунского района по предложению Братского районного Совета народных депутатов о дополнении заказника «Катарминский» создан заказник в кварталах №№ 140, 141, 142, 143, 150, 151, 156, 157 Тарейского лесничества Баерского мехлесхоза.

В связи с изменениями, внесенными в материалы лесоустройства по Братскому району в 1996 году и отчуждением части пограничной территории со стороны Баерского лесхоза Чунского района в пользу Тарминского лесхоза Братского района решением Братской районной Думы № 52 от 26.05.1997 в состав ландшафтного заказника - эталона «Катарминский» включены кварталы №№ 32-33, 48-52 Тарминского лесхоза Братского района, площадью 5645 га, с общим запасом древесины 1341840 куб.м., в том числе спелых и перестойных - 482540 куб.м., и квартала Баерского лесхоза Чунского района согласно решению Чунского райсовета от 11.03.1993 площадью 6856 га.

Указанным решением утверждено Положение о государственном комплексном заказнике местного значения «Катарминский» Братского района Иркутской области, которое разработано на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 и Примерных положений о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденных приказом Минприроды РФ № 20 от 16.01.1996.

В соответствии с п. п. 1.2, 1.3 Положения заказник учрежден решением внеочередной сессии депутатов Братского района 21 созыва от 29.10.1991 сроком на 10 лет, и образован на сопредельных территориях Братского и Чунского районов на площади 12501 га, с целью сохранения естественных биогенных ландшафтов, сохранения и воспроизводства численности диких животных и птиц, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

Порядок содержания и ликвидации заказника определен разделом 4 Положения. Согласно п. 4.2 Положения ликвидация заказника может быть произведена решением Братской районной Думы по согласованию с территориальным комитетом по охране окружающей природной среды.

Принимая во внимание, что в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также учитывая, что решение о ликвидации заказника Братской районной Думой не принималось, заказник «Катарминский» с момента образования до настоящего времени является действующей особо охраняемой природной территорией местного значения. Доказательств обратного суду не представлено.

В судебном заседании также установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области № 607-пп от 02.11.2012 утверждена схема территориального планирования Иркутской области, согласно которой на территории Братского и Чунского районов планируется создание особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника «Катарминский», площадью 11,5 тыс. га.

Как следует из схемы территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, а также лесохозяйственных регламентов Братского и Чунского лесничеств Иркутской области, утвержденных приказами министерства лесного комплекса Иркутской области № 78-мпр от 11.10.2018 и № 73-мпр от 11.09.2018 соответственно, заказник «Катарминский», общей площадью 11,50 тыс. га, имеющий местоположение: Братское лесничество, Тангуйское участковое лесничество, Тангуйская дача, кварталы №№ 7ч, 8, 9, 10; Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, кварталы №№ 32ч, 33ч, 48-51, 71, 72; Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество, Тарейская дача, кварталы №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч, включен в перечень планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения. Срок организации заказника - до 2025 года.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Согласно пп. 1 п. 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, в соответствии с частью 1 статьи 112 Лесного кодекса к категории защитных лесов относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Из отчета о научно-исследовательской работе «Результаты комплексного экологического обследования территории для выяснения природоохранной ценности планируемой к образованию заказника регионального значения «Катарминский», составленного на основании договора № 126 от 06.06.2018 частным негосударственным научно-исследовательским учреждением «Байкальский центр полевых исследований «Дикая природа Азии», следует, что по целевому назначению 5407 га лесов (95,8%) на территории планируемого заказника относятся к эксплуатационным лесам и 238 га (4,2%) занимают защитные леса (нерестоохранные полосы). Территория планируемого заказника характеризуется как эталонный участок южнотаежных высокопродуктивных среднесибирских лесов с типичным видовым составом малонарушенных формаций данного типа. Подобные леса в Братском районе Иркутской области были практически уничтожены масштабными рубками и в результате создания системы водохранилищ. В связи с чем, создание ООПТ «Катарминский» является важным аспектом в сохранении уникальных лесных фитоценозов, которые будут выполнять функции эталона и резервата генофонда типичной биоты для восстановления в дальнейшем нарушенных лесов. В результате проведенных в полевой сезон 2018 года натурных работ по выявлению биологического разнообразия территории ООПТ «Катарминский» выявлено 392 вида организмов, ведущих прикрепленный образ жизни (высших растений, лишайников и макроскопических грибов), 295 видов из которых - это сосудистые растения. Из сосудистых растений выявлено 4 вида: лилия пенсильванская, пион марьин корень, в том числе 1 из Красной книги Российской Федерации - надбородник безлистный; из лишайников - 1 вид: лобария легочная, включенный в Красные книги федерального и регионального уровней охраны (обнаружено 15 экземпляров); из макроскопических грибов - 3 вида: трутовик лакированный, который является неморальным реликтом, паутинника фиолетового (это первая находка в Братском районе и вторая в Иркутской области) и гомфуса булавовидного. Из охраняемых растений выявлено 4 вида Красной книги Иркутской области - лилия пенсильванская, пион марьин корень, башмачок известняковый, надбородник безлистный. Обнаружен 1 вид - лилия саранка, который входит в «Перечень растений, животных и других организмов, не вошедших в Красную книгу Иркутской области, но нуждающихся в особом внимании», утвержденный распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области № 174-мр от 17.04.2015. Животный мир на территории ООПТ «Катарминский» представлен, в том числе такими редкими видами птиц и млекопитающих, как: черный аист, серый журавль, филин и речная выдра, включенными в Красную книгу Иркутской области, а также на сопредельной территории тремя видами, нуждающимися в особом внимании - серая цапля, хохлатый осоед и большая горлица. На территории планируемого заказника отмечена высокая численность таких охотничье-промысловых видов, как соболь, благородный олень и лось. На данной территории отмечена повышенная концентрация этих видов по сравнению с окружающей территорией. Создание заказника позволит сохранять этих животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и, как следствие, увеличению их численности на территории района.

Проектирование защитных лесов, принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, в силу п. п. 9, 16 ст. 81 ЛК РФ относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

К полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства в установленной сфере деятельности согласно пп. пп. 5.4.4, 5.4.12 указанного Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства относятся, в частности: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса; проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

Таким образом, отнесение спорных лесных участков к категории защитных лесов относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), в связи с чем, с учетом приведенных норм законодательства, доводы административного ответчика в части того, что Рослесхоз является ненадлежащим ответчиком, не принимаются судом во внимание.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и административным ответчиком не оспаривается, что, несмотря на наличие на территории Братского и Чунского лесничеств заказника «Катарминский», созданного решениями Братского районного совета народных депутатов от 29.10.1991 и Чунского районного совета народных депутатов от 11.03.1993, а также планирования на территории лесных участков, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества создания заказника «Катарминский» регионального значения, Рослесхозом, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, и наделенным полномочиями по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам, до настоящего времени указанные лесные участки не отнесены ни к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, ни к особо защитным участкам лесов.

Данное бездействие по решению вопроса отнесения лесов к категории защитных влечет незаконное предоставление и освоение защитных лесов в границах заказника «Катарминский», а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования.

Так, лесные участки, расположенные в границах заказника «Катарминский», на основании договоров аренды лесных участков № 14 от 18.12.2008, № 91-465/17 от 16.11.2017, № 91-79/18/290-118-18 от 07.02.2018, № 91-382/11 от 09.09.2011 с целью коммерческой заготовки древесины предоставлены в аренду АО «Группа «Илим», ООО «Омега».

В силу ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, которые создаются, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

На указанных землях лесного фонда проводится лесоустройство (ч. 1 ст. 67 ЛК РФ).

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 87 ЛК РФ).

Систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах содержится в государственном лесном реестре (ст. 91 ЛК РФ).

В силу п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах.

Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, согласно п. 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», согласно п. 2.1.1 которого документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр.

Основанием для внесения документированной информации в Акты являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ (п. 2.2, пп. «б» п. 2.2.2 Приказа № 496 от 11.11.2013).

Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства о категории и границах лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - заказнике «Катарминский», не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.

Кроме того, не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах заказника «Катарминский», к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории, с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества на территории Иркутской области, к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории, и об обязании устранить указанные нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором, - до 01.09.2021, полагая данный срок разумным и достаточным.

Учитывая, что частью 1.1 статьи 219 КАС РФ установлено, что, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась, Братским межрайонным природоохранным прокурором срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившегося в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества на территории Иркутской области, к защитным лесам – лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 01.09.2021 принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Катарминский», а именно: в кварталах №№ 7ч, 8, 9, 10 Тангуйской дачи Тангуйского участкового лесничества, кварталах №№ 32ч, 33ч, 48-52, 71, 72 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества; кварталах №№ 139ч, 140ч, 149ч, 150, 151, 157ч Тарейской дачи Мироновского участкового лесничества Чунского лесничества на территории Иркутской области, к защитным лесам – лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Мотивированное решение изготовлено - 11.02.2021.