РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 28 апреля 2021 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Величко Д.В., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по исполнению законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок и возложении обязанности устранить данное нарушение,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации Большеуковского сельского поселения, в обоснование которого указал, что входе проверки исполнения законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в деятельности администрации Большеуковского сельского поселения, установлено, что в нарушение Федерального закона № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Регламента подключения и интеграции ФГИС ЕРП, в администрации Большеуковского сельского поселения не определено уполномоченное должностное лицо, в обязанности которого входит внесение информации в единый реестр проверок и не получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, что влечет невозможность внесения сведений о проверках в единый реестр проверок и нарушает право хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации. Просил признать незаконным бездействие администрации Большеуковского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступа должностных лиц администрации сельского поселения как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» и возложить обязанность по устранению данного нарушения в срок до 01.07.2021.
В судебном заседании помощник прокурора Величко Д.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – глава администрации Большеуковского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Величко Д.В., представителя административного ответчика ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующиминормативным правовымактам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 названной статьи Федерального закона № 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок (далее также - ФГИС ЕРП). Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются, в том числе состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр.
Доступ к общедоступной информации, содержащейся в едином реестре проверок, указанной в части 3 статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ, предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в единый реестр проверок посредством ее размещения оператором единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.
В силу пункта 12 указанных Правил, органы контроля: принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.
Пунктом 13 Правил установлено, что единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, включает в себя, в том числе: информацию о составе и сроках внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений согласно приложению № 1.
Порядок внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок», утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.11.2016 № 303, согласно которому размещение информации о проверках в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» осуществляется в соответствии с Регламентом подключения и интеграции ФГИС ЕРП (далее - Регламент ФГИС ЕРП).
Регламентом ФГИС ЕРП определено, что пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются, в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.
В соответствии с п. 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Все категории пользователей закрытой части портала ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации в ФГИС ЕРП.
В силу п. 4.2 Регламента ФГИС ЕРП для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП, должен быть зарегистрирован в соответствующем реестре, определено должностное лицо по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись в ЕСИА с правом администрирования профиля.
При этом согласно п. 4.3 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется оператором ФГИС ЕРП на основании официального запроса органа местного самоуправления оператору ФГИС ЕРП в соответствии с шаблоном запроса (Приложение № 1). Подготовка и отправка запроса на предоставление доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП оператору ФГИС ЕРП должна быть выполнена только после выполнения обязательных требований, приведенных в п. 4.2 настоящего Регламента.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Большеуковского района в деятельности администрации Большеуковского сельского поселения проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
В результате проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации Большеуковского сельского поселения, являющейся органом муниципального контроля, отсутствует уполномоченное должностное лицо, в обязанности которого входит внесение информации в единый реестр проверок. Доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП в установленном порядке не получен, что влечет невозможность внесения сведений о проверках в единый реестр проверок и нарушает право хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации Большеуковского сельского поселения (л.д. 12).
По факту выявленного нарушения прокуратурой района внесено представление, однако мер к устранению нарушения административным ответчиком принято не было (л.д. 8-11) и не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения как органа муниципального контроля, возложенных в силу закона обязанностей, влекущих нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, что препятствует достижению целей правового регулирования в указанной сфере и созданию эффективной системы комплексной защиты и поддержки субъектов предпринимательства. Выявленные нарушения препятствуют органу муниципального контроля осуществлять предусмотренные законом контрольно-надзорные функции и полномочия.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Большеуковского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Срок на устранение нарушений, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения возложенных обязанностей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области к администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступа должностных лиц администрации сельского поселения как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Обязать администрацию Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 01.07.2021 принять организационно-распорядительные меры, предусматривающие обеспечение доступа должностных лиц администрации сельского поселения как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» в целях обеспечения внесения сведений согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.
Об исполнении решения суда администрации Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун