дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Тихомировой У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения администрации Пушкинского муниципального района Московской области об отказе в согласовании перепланировки,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд с иском о признании незаконным решения администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> об отказе истцу в согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указали, что являются собственником указанного выше жилого помещения, по 1/2 доли каждый. В целях благоустройства вышеуказанной квартиры, административными истцами была проведена внутренняя перепланировка, а именно: были выполнены работы по сносу и устройству перегородок, устройству перекрытия, установлена лестница. Площадь жилого помещения до перепланировки составляла <данные изъяты>, а после перепланировки его площадь составила <данные изъяты>. Согласно заключению произведенная административными истцами перепланировка не нарушает интересов и прав граждан, не влияет на несущие конструкции многоквартирного дома. В сентябре 2016 года административные истцы обратились в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки принадлежащего им жилого помещения. <дата> администрацией Пушкинского муниципального района принято решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения административных истцов. Свой отказ административный ответчик мотивировал тем, что изменение параметров жилого дома (увеличение площади жилого помещения административных истцов) является реконструкцией многоквартирного жилого дома и не входит в компетенцию вопросов, рассматриваемых на межведомственной комиссии. Оспариваемое решение, по мнению административных истцов, противоречит нормам Жилищного кодекса РФ и является незаконным, нарушающим права административных истцов.
С учетом заявленных административными истцами требований судом в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Управляющая компания многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение административных истцов, ООО «УК УЮТ».
Представитель административных истцов по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, указав, что административными истцами была выполнена перепланировка, а не реконструкция жилого помещения.
Представитель администрации Пушкинского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала удовлетворению иска, указав, что административными истцами была выполнена реконструкция жилого помещения, согласование которой не входит в компетенцию межведомственной комиссии администрации Пушкинского муниципального района.
Заинтересованное лицо представитель ООО «УК УЮТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала дела, находит административный иск ФИО1 и ФИО2 не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами Главы 22 КАС РФ, Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлены следующие обстоятельства.
Административные истцы на основании договора участия в долевом строительстве являются собственниками, по 1/2 доли каждый, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8-9). Квартира административных истцов расположена на 19-м этаже.
Административными истцами был разработан проект перепланировки указанного выше жилого помещения (л.д. 10-20), которым предусматривается выполнение работ по сносу и устройству перегородок, устройству перекрытия и установке лестницы. Перегородки заполняются гипсобетонными или пенобетонными блоками, перегородки устанавливаются каркасные. Также в проекте указано, что на объекте не предусматривается изменение несущих конструкций здания и перенос стояков.
<дата> административные истцы обратились в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения (л.д. 99-100).
Решением межведомственной комиссии администрации Пушкинского муниципального района от <дата>№ (л.д. 74-79) административным истцам отказано в согласовании переустройства и перепланировки. Отказ мотивирован тем, что изменение параметров жилого дома (увеличение площади жилого помещения на <данные изъяты>) является реконструкцией дома и не входит в компетенцию вопросов, рассматриваемых на межведомственной комиссии.
На основании указанного решения межведомственной комиссии администрацией Пушкинского муниципального района <дата> было принято решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки (л.д. 51), в котором были изложены основания отказа, аналогичные тем, которые изложены в решении межведомственной комиссии.
В силу ст. 27 ЖК РФ 1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ 1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
При этом переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 ЖК РФ); а перепланировка - изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 этой же статьи). В отличие от переустройства и перепланировки реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок работ по переустройству и перепланировке изложены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от <дата> N 170. Согласно этим Правилам недопустимо производство работ, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания; нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования; ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов; нарушению противопожарных устройств. Правила предусматривают и Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте, в результате которого возможны также переустройство и перепланировка (Приложение N 8).
К работам по перепланировке относятся следующие работы:
1) разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок (исключая межквартирные);2) устройство проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные);3) устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (при объединении помещений по горизонтали);4) устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали); 5) устройство внутренних лестниц;6) заделка дверных проемов в перегородках и несущих стенах; 7) устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия; 8) устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен; 9) замена (установка дополнительного) инженерного оборудования (не влекущая переоборудования по всему зданию); 10) изменение конструкции полов (с увеличением нагрузок).
К переоборудованию относятся следующие виды работ:
1) замена технологического, инженерного и сантехнического оборудования (под новое функциональное назначение помещения); 2) устройство туалетов, ванных комнат, кухонь; 3) перестановка нагревательных (отопительных), сантехнических и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы); 4) установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; 5) замена и (или) установка дополнительного инженерного оборудования, увеличивающая энерго-, водопотребление, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления); 6) демонтаж инженерного оборудования и (или) подводящих сетей при условии сохранения существующих стояков холодного (горячего) водоснабжения и канализации.
К работам по реконструкции помещения относятся следующие:
1) изменение формы оконных и наружных дверных проемов; 2) ликвидация оконных и наружных дверных проемов; 3) устройство оконных и наружных дверных проемов; 4) изменение входов в здание; 5) устройство входов в здание; 6) пристройка тамбуров входов; 7) ликвидация балконов, тамбуров, козырьков; 8) изменение формы балконов, лоджий, тамбуров и козырьков; 9) остекление лоджий и балконов; 10) замена столярных элементов фасада; 11) установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн и т.п.); 12) изменение материалов и пластики внешних конструкций; 13) объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определяется согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 491).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу об общем имуществе в многоквартирном доме изложена в Определении от <дата> N 489-О-О, из которого следует, что к общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, то есть общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
Предполагаемые переустройство и перепланировка помимо объединения квартиры предусматривает, в том числе устройство перекрытия и лестницы в перекрытии; демонтаж перегородок и их устройство.
Таким образом, согласованным проектом предполагается внести изменения, в том числе в ограждающие конструкции путем устройства лестничного проема, включая устройство перекрытия. Заявленной перепланировкой предусматривается устройство новых помещений в объеме существующих и устройство антресольного этажа, что свидетельствует о реконструкции объекта.
Из сопоставления имеющихся в материалах дела сведений относительно общей площади образуемого жилого помещения и площади существующей квартиры административных истцов следует, что после выполнения заявленной перепланировки квартиры произойдет увеличение общей площади принадлежащей административным истцам квартиры и соответствующее уменьшение общего имущества собственников этого многоквартирного дома.
Между тем согласия собственников помещений в многоквартирном доме на такое изменение квартиры административными истцами, как того требуют положения части 2 статьи 40 ЖК РФ, не было получено, что не оспаривалось стороной административных истцов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае имела место реконструкция квартиры административных истцов, поскольку предполагается изменение параметров жилого помещения.
Между тем, согласование реконструкции в порядке, предусмотренном ЖК РФ для перепланировки и переустройства, является незаконным, поскольку реконструкция осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Кроме того, в соответствии с утвержденным постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата>№ Положения о межведомственной комиссии администрации пушкинского муниципального района в компетенцию межведомственной комиссии администрации Пушкинского муниципального района Московской области не входит согласование реконструкции объектов недвижимости (л.д. 80-89).
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что решение администрации Пушкинского муниципального района от <дата> об отказе административным истцам в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, принадлежащего административным истцам, отвечает требованиям Жилищного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем заявленные административными истцами требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод административных истцов и необходимости в связи с этим возложения на орган местного самоуправления обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 КАС РФ отказывает в удовлетворении иска.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения администрации Пушкинского муниципального района Московской области об отказе в согласовании перепланировки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: