ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7415/18 от 20.07.2018 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-7415/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при ведении протокола секретарем Мудряковой Е.И., с участием: представителя административного истца – старшего помощника Нижегородского природоохранного прокурора Бахтина Н.А., представителей административного ответчика – Гуленковой Е.А., Иванова, Р.М., представителей заинтересованных лиц: Министерства экологии и природных ресурсов – Поляковой Н.В., МКУ «Лесопарковое хозяйство г. Н.Новгорода» - Смирновой О.Н., Департамента лесного хозяйства Нижегородской области – Золотаревой И.А., Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области – Гусевой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода, выразившегося в непринятии мер по осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и постановке на кадастровый учет земельных участков в границах, занятых городскими лесами на территории городского округа г. Нижний Новгород и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор (далее – Природоохранный прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований Природоохранный прокурор указал следующее: Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г. Нижнего Новгорода полномочий по вопросам управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории г. Н.Новгорода. В ходе проверки установлено, что постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по иску администрации г.Н.Новгорода было признано незаконным включение участка лесного фонда площадью 200093 га, кадастровый (условный) номер – [ № ], расположенного по адресу: [ адрес ], в реестр федерального имущества, как не соответствующее ст.ст. 7,10 Лесного кодекса РФ; кроме того, было признано недействительным право федеральной собственности на участок лесного фонда площадью 20093 га, расположенный по адресу: [ адрес ], кварталы 1-109, Работкинское лесничество, кварталы 1-134, кадастровый (условный) номер – [ № ], зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [ 00.00.0000 ] записью [ № ]; постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по иску администрации г.Н.Новгорода было признано недействительным право федеральной собственности на участок лесного фонда площадью 3776 га, расположенный по адресу: [ адрес ], кадастровый (условный) номер – [ № ], зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [ 00.00.0000 ] записью [ № ]; указанными судебными постановлениями не было признано право муниципальной собственности на лесные участки, расположенные по адресу: [ адрес ] по причине отсутствия соответствующего заявления от администрации г.Н.Новгорода; [ адрес ] расположены на земельных участках городского округа г.Н.Новгорода, относящихся к землям, право собственности на которое не разграничено; кроме того, городские леса лесничества «Зеленый город» расположены в границах памятника природы регионального значения «Зеленый город», площадь, границы и паспорт которого утверждены распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. №191-р; приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2013 №427 внесены изменения в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 №289 «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ», в соответствии с которым в ведение администрации г.Н.Новгорода фактически было передано лесничество «Зеленый город», расположенное в границах муниципального образования город Нижний Новгород, в кварталах и их частей 1-8, 11-20, 23-32, 36-41, ч.9, 10,21, 33 общей площадью 32220 га, лесничество «Автозаводское», расположенное в границах муниципального образования город Нижний Новгород, в кварталах 1-30 общей площадью 2671 га, лесничества «Приокское», расположенное в границах муниципального образования город Нижний Новгород, в кварталах 1-20 общей площадью 1105 га (Приложение 2 к приказу Рослесхоза от 26.12.2013 №427); на основании данного приказа с [ 00.00.0000 ] Департамент лесного хозяйства Нижегородской области - специально уполномоченный орган в регионе в области лесных отношений, прекратил обслуживание лесных участков, расположенных в границах лесничеств «Зеленный город», «Автозаводское», «Приокское»; постановлением администрации г.Н.Новгорода от 05.06.2014 №2010 «О мероприятиях во охране, защите, воспроизводству городских лесов, расположенных в границах городского округа г. Н.Новгорода» выполнение работ по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природоохранных территорий возложено на МКУ «Леспаркхоз»; из объяснений директора МКУ «Леспаркхоз» следует, что администрация г.Н.Новгорода за счет муниципального бюджета несет расходы по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г.Н.Новгорода, находящихся как в муниципальной собственности, так и в неразграниченной собственности; в ходе проверки установлено, что администрацией г.Н.Новгорода ненадлежащим образом реализуются возложенные лесным законодательством на органы местного самоуправления полномочия в вопросах владения, пользования, распоряжения городскими лесами, а также не в полном объеме выполняются полномочия в вопросах управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду; до настоящего времени администрацией г.Н.Новгорода лесохозяйственные регламенты лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества не утверждены, их разработка администрацией не организована; использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления; информация о городских лесах лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества в г.Н.Новгороде не внесена в государственный лесной реестр; отсутствие сведений о городских лесах указанных лесничеств г.Н.Новгорода в государственном лесном реестре не позволяет обеспечивать полноту проводимой государственной инвентаризации лесов; до настоящего времени администрацией г.Н.Новгорода лесоустройство лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества не проведено; вследствие чего, до настоящего времени городские леса указанных лесничеств г.Н.Новгорода на государственный кадастровый учет не поставлены; право собственности на городские леса, расположенные в границах лесничеств «Зеленый город», «Автозаводское», «Приокское», городского округа г.Н.Новгорода, до настоящего времени администрацией г.Н.Новгорода в государственном кадастре недвижимости не зарегистрировано; ранее по результатам прокурорской проверки по данному факту в адрес администрации г.Н.Новгорода было вынесено представление об устранении нарушений законодательства от [ 00.00.0000 ] [ № ]; однако по результатам рассмотрения данного представления администрацией г.Н.Новгорода действительных мер по постановке на кадастровый учет лесных участков, расположенных в границах лесничеств «Зеленый город», «Автозаводское», «Приокское» городского округа г. Н. Новгорода до настоящего времени не приняты; невыполнение администрацией г.Н.Новгорода вышеуказанных полномочий в сфере лесных отношений при управлении городскими лесами в лесничествах «Зеленый город», «Автозаводское», «Приокское» может привести к ухудшению состояния городских лесов и создает условия для их неупорядоченного использования вопреки защитных функций этих лесов, что в свою очередь влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По этим основаниям, Природоохранный прокурор, неоднократно изменяя и увеличивая административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, окончательно просит: признать незаконным бездействие администрации г. Н.Новгорода, выразившееся в непринятии мер по осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств «Зеленый город». «Автозаводское», «Приокское» и постановки на кадастровый учет земельных участков в границах, занятых городскими лесами на территории городского округа г. Н.Новгород; обязать администрацию городского округа г. Н.Новгорода: разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничества «Зеленый город» общей площадью 3220 га, лесничества «Автозаводское» общей площадью 2671 га, лесничества «Приокское» общей площадью 1105 га в срок один год с момента вступления решения суда в законную силу; принять меры, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для установления границ и постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории городского округа г. Н.Новгорода в границах, занятых городскими лесами в лесничестве «Зеленый город» общей площадью 3220 га, в лесничестве «Автозаводское» общей площадью 2671 га, в лесничестве «Приокское» общей площадью 1105 га в срок полтора года с момента вступления решения суда в законную силу; направить все необходимые документы в уполномоченный орган для государственной регистрации права собственности па лесные участки, расположенные на территории городского округа г. Н.Новгорода в границах лесничества «Зеленый город» общей площадью 3220 га, лесничества «Автозаводское» общей площадью 2671 га, лесничества «Приокское» общей площадью 1105 га в срок полтора года с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

В судебном заседании представитель Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представители административного ответчика администрации г. Н.Новгорода возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованных лиц – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, МКУ «Лесопарковое хозяйство г.Н.Новгорода» и Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, поддержали заявленные Природоохранным прокурором требования по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представитель заинтересованного лица Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области поддержал заявленные Природоохранным прокурором требования в части оспаривания бездействия администрации г. Н.Новгорода, выразившегося в непринятии мер по осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, в остальной части заявленные требования просит оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и его должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по иску администрации г.Н.Новгорода признано незаконным включение участка лесного фонда площадью 200093 га, кадастровый (условный) номер [ № ], расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский лесхоз, лесничество «Зеленый город», кварталы 1-53-й, Кстовское лесничество, кварталы 1-109-й, Работкинское лесничество, кварталы 1-134-й, в реестр федерального имущества, как не соответствующее ст.ст. 7,10 Лесного кодекса РФ; Территориальное управление Федерального агентство по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области обязано исключить этот участок из реестра федерального имущества; признано недействительным право федеральной собственности на участок лесного фонда (леса 1-й группы: запретные полосы лесов, защитные нерестилища ценных промысловых рыб, лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны) площадью 20093 га, расположенный по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский лесхоз, лесничество «Зеленый город», кварталы 1-53-й, Кстовское лесничество, кварталы 1-109-й, Работкинское лесничество, кварталы 1-134-й, кадастровый (условный) номер [ № ], зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [ 00.00.0000 ] записью [ № ].

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по иску администрации г.Н.Новгорода признано недействительным право федеральной собственности на участок лесного фонда (леса 1-й группы: запретные полосы лесов, защитные нерестилища ценных промысловых рыб, лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны) площадью 3776 га, расположенный по адресу: [ адрес ], кварталы 1-30-й, [ адрес ], кварталы 1-20-й, кадастровый (условный) номер [ № ], зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [ 00.00.0000 ] записью [ № ].

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от [ 00.00.0000 ] [ № ] в связи с уточнением границ лесничеств в Нижегородской области и созданием на территории города Нижний Новгород лесничества на основании предложения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области внесены изменения в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 №289 «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ», в том числе определено, что на территории Нижегородской области на землях лесного фонда создается 35 лесничеств и на территории г. Нижнего Новгорода на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса – 1 лесничество (исходя из приложения 2 к приказу Рослесхоза – Нижегородское городское лесничество, включающее в себя: Автозаводское лесничество (Нижегородский лесхоз, в кварталах и их частях 1-30-й, площадью 2671 га), Приокское лесничество (Нижегородский лесхоз, в кварталах и их частях 1-20-й, площадью 1105 га), лесничество «Зеленый город» (Нижегородский лесхоз, в кварталах и их частях 1-8, 1-20, 23-32, 36-41, ч.9,10, 21,33, площадью 3220 га)).

Соответственно, на основании данного приказа с [ 00.00.0000 ] Департамент лесного хозяйства Нижегородской области - специально уполномоченный орган в регионе в области лесных отношений, прекратил обслуживание лесных участков, расположенных в границах лесничеств «Зеленный город», «Автозаводское», «Приокское» Нижегородского городского лесничества.

Право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами (лесничеств «Зеленный город», «Автозаводское», «Приокское» Нижегородского городского лесничества) не зарегистрировано, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с п.25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.25 ч.1 ст. 8 Устава города Нижнего Новгорода (утв. постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу статьи 8 ЛК лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Городские леса в силу подпункта «г» пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК Российской Федерации относятся к категории защитных лесов.

Законодательство Российской Федерации, используя термин «городские леса», не содержит определения понятия «городские леса». Вместе с тем, в законодательстве содержатся положения, регулирующие правовой режим городских лесов.

На основании п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В силу ч. 8 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации: «1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;

6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;

8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

1.1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации: «1. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

2. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления».

В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 10 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

На основании ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

С учетом того, что городские леса расположены в границах муниципального образования «городской округ город Нижний Новгород», доказательств, подтверждающих их нахождение в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, не имеется, следует вывод о том, что земельные участки, на которых расположены городские леса, являются земельными участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 05.06.2014 №2010 обеспечение выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа город Нижний Новгород, возложено на МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода».

Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 15.06.2016 №1744 в целях регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занимаемые городскими лесами, создана рабочая группа по вопросу утверждения границ земельных участков, занимаемых городскими лесами, с постановкой их на кадастровый учет и дальнейшей регистрацией права муниципальной собственности на землю.

В судебном заседании установлено, что администрацией г.Н.Новгорода возложенные лесным законодательством на органы местного самоуправления полномочия в вопросах владения, пользования, распоряжения городскими лесами надлежащим образом не реализуются, а также не в полном объеме выполняются полномочия по вопросам управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду; до настоящего времени администрацией г.Н.Новгорода лесохозяйственные регламенты лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества не утверждены, их разработка администрацией не организована; информация о городских лесах лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества в г.Н.Новгороде не внесена в государственный лесной реестр, что не позволяет обеспечивать полноту проводимой государственной инвентаризации лесов; до настоящего времени администрацией г.Н.Новгорода лесоустройство лесничества «Зеленый город», Автозаводского лесничества, Приокского лесничества не проведено; также до настоящего времени городские леса указанных лесничеств г.Н.Новгорода на государственный кадастровый учет не поставлены.

Учитывая, что меры и действия, на выполнение которых ссылается сторона административного ответчика в обоснование отсутствия бездействия (создание рабочей группы вопросу утверждения границ земельных участков, занимаемых городскими лесами, с постановкой их на кадастровый учет и дальнейшей регистрацией права муниципальной собственности на землю, возложение обеспечения выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий на МКУ «Лесопарковое хозяйство г. Н.Новгорода», последующего обращения МКУ «Лесопарковое хозяйство г. Н.Новгорода» по вопросу предварительного согласования земельных участков под городские леса) до настоящего времени не привели к выполнению возложенных на орган местного самоуправления функций, охрана, защита и использование городских лесов административным ответчиком не организованы, требование Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода, выразившегося в неисполнении требований лесного и земельного законодательства, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, привлечения виновных лиц к ответственности.

Доводы ответчика об отсутствии оспариваемого бездействия являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию г. Н. Новгорода обязанность разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничества «Зеленый город» (общей площадью 3220 га), лесничества «Автозаводское» (общей площадью 2671 га), лесничества «Приокское» (общей площадью 1105 га), а также обязанность принять меры для установления границ и постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами в пределах границ муниципального образования городской округ г. Нижний Новгород.

Доводы стороны административного ответчика о необходимости указания конкретных мер являются необоснованными, поскольку выбор способа и формы реализации полномочий относится к компетенции органа местного самоуправления.

При этом суд считает необходимым отметить, что площади 3220 га, 2671 га, 1105 га являются площадями соответственно лесничества «Зеленый город», лесничества «Автозаводское» и лесничества «Приокское», границы земельных участков устанавливаются по результатам геодезических и картографических работ, в ходе которых также определяются местоположение и площади земельных участков.

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для возложения обязанности направить все необходимые документы в уполномоченный орган для государственной регистрации права собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа г. Н.Новгорода в границах лесничества «Зеленый город», лесничества «Автозаводское», лесничества «Приокское», заслуживают внимания.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу п. 5 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти, в том числе и в области земельных отношений, во исполнение требований ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона от 06.01.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены Законом Нижегородской области от 23.12.2014 №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органов государственной власти Нижегородской области», согласно которого предварительное согласование и предоставление земельного участка относится к полномочиям Правительства Нижегородской области.

В силу вышеприведенных норм, учитывая, что земельные участки, занятые городскими лесами, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, исходя из того, что ни федеральным законом, ни законом Нижегородской области право собственности на городские леса, расположенные в границах городского поселения, за муниципальным образованием не признано, государственная собственность на них на разграничена, доказательств приобретения права муниципальной собственности на такие земельные участки в соответствии с нормами гражданского законодательства в материалах дела не имеется, возложение обязанности на административного ответчика направить все необходимые документы в уполномоченный орган для государственной регистрации права собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа г. Н.Новгорода в границах лесничества «Зеленый город», лесничества «Автозаводское», лесничества «Приокское» является преждевременным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода, выразившееся в непринятии мер по осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и постановке на кадастровый учет земельных участков в границах, занятых городскими лесами на территории городского округа г. Нижний Новгород.

Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничества «Зеленый город» (общей площадью 3220 га), лесничества «Автозаводское» (общей площадью 2671 га), лесничества «Приокское» (общей площадью 1105 га), в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность принять меры для установления границ и постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами в пределах границ муниципального образования городской округ г. Нижний Новгород – в течение двух лет шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора отказать.

Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность сообщить об исполнении решения суда по административному делу в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород и Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья: С.В. Бурунова