2а-741/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Спасск-Дальний Приморского края 29 июня 2018 года Спасский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Середыч С.М., при секретаре судебного заседания Былковой М.С., с участием: представителя административного истца по доверенности - ФИО1, представителя административного ответчика Администрации Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> по доверенности - ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3- адвоката Никулина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 к администрации Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> об оспаривании в части решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> приняла решение по результатам рассмотрения поступивших заявлений о намерении приобретения невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения. Данное решение, изложено в протоколе заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что принятое комиссией решение № от ДД.ММ.ГГГГ частично нарушает его права, свободы и законные интересы, а также создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку является незаконным, и в связи с чем, подлежит отмене в части. Так, администрация Спасского сельского поселения опубликовала информационные сообщения о возможности приобретения земельных долей в следующих средствах массовой информации: на официальном сайте администрации Спасского сельского поселения http://mospasskoesp.ru// (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ); в официальном издании органов государственной власти <адрес> "Приморская газета" № (1543) от ДД.ММ.ГГГГ; в официальном печатном органе Спасского сельского поселения "Сельские зори" № (376) от ДД.ММ.ГГГГ; в газете еженедельник "Спасск" № (1538) от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2.3. Положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения, лица, заинтересованные в приобретении земельной доли, в течение пяти рабочих дней с момента опубликования извещения подают заявления по установленной форме в администрацию Спасского сельского поселения. Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, поскольку извещение о возможности приобретения земельных долей в "Приморской газете" было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, лица, заинтересованные в приобретении земельной доли, имели право подать обоснованные заявления, по установленной форме начиная только с ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, заявление о намерении приобретения невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 поступило в администрацию Спасского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, входящий № с нарушением установленных законом сроков и не могло быть принято к рассмотрению. В результате дальнейшего рассмотрения комиссией поступивших заявлений о намерении приобретения невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения (с учетом объявленного перерыва и предоставления дополнительных документов со стороны всех заявителей), было установлено, что он, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4, подавший заявление о намерении приобретения невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ входящий №, являясь арендатором части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности с кадастровым номером № (из состава которого и подлежат продаже невостребованные земельные доли, находящиеся в собственности Спасского сельского поселения) имеет преимущественное право выкупа земельных долей. Данное обстоятельство подтверждается п. 2.3. Положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Спасского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения", а также п. 4.2. представленного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и участниками долевой собственности земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в лице их представителя ФИО1, а также актом обследования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 не были предоставлены документы, предусмотренные п. 2.3. Положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения. Однако было принято положительное решение. В связи с вышеизложенным просит признать незаконным и отменить в части протокол заседания комиссии по сделкам с землями (долями) сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности Спасского сельского поселения, и правами на них (долями) № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: признать незаконным и отменить решение комиссии о принятии к рассмотрению заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3; признать незаконным и отменить решение комиссии о продаже № земельных долей общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3; в остальной части протокол заседания комиссии по сделкам с землями (долями) сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности Спасского сельского поселения, и правами на них (долями) № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении в силу следующего. Так, право муниципальной собственности на отчуждаемые земельные доли зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Действительно на официальном сайте поселения, в официальном печатном источнике поселения - газете «Сельские зори», еженедельнике «Спасск» извещения о возможности приобретения земельных долей опубликованы ДД.ММ.ГГГГ, в «Приморской газете» - извещение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Федеральным законом №101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не установлен приоритет способа и места опубликования извещений о возможности приобретения земельных долей, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования, Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ такой приоритет также не установлен полагает, что решение комиссии о принятии к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО3 не является нарушением действующего законодательства. Довод административного истца о том, что у него в соответствии пунктом 2.3. постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктом 4.2. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ имелось преимущественное право выкупа земельных долей, полагает не состоятельным. В частности п. 4.2. представленного административным истцом договора установлено, что «арендатор» имеет преимущественное право выкупа объекта, указанного в п. 1.1 настоящего договора. Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование часть земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, предметом договора является часть земельного участка, в то время как администрация поселения извещала о возможности приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. На основании этого комиссией сделан обоснованный вывод о том, что преимущественное право на приобретение земельных долей у заявителя № (административного истца) отсутствует. Кроме того, указанный договор не зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. С учетом вышеизложенного, полагает довод административного истца о наличии у него преимущественного права выкупа земельных долей не обоснованным, решение комиссии в этой части - законным. Довод административного истца о том, что на заседании комиссии главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 не были представлены документы, удостоверяющие право покупателя на использование земельного участка, находящегося в долевой собственности, не соответствует действительности. Так, в оспариваемом протоколе на стр. 6 отмечено, что комиссия большинством голосов установила, что заявителями представлены истребованные документы. По мнению комиссии, представленные заявителем № договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение об уступке прав и обязанностей по договору, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ, акт осмотра земельного участка и справка кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности подтверждают целевое использование на законных основаниях земельного участка, в массиве в общей долевой собственности бывшего совхоза «Гайворонский». Представитель заинтересованного лица ФИО3 – адвокат Никулин С.В. в судебном заседании с иском не согласился и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Суд, выслушав участников процесса, рассмотрев имеющиеся материалы дела, приходит к следующему. В силу ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Из содержания приведенных норм права следует, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов истца. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования. Постановлением администрации Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения» установлено следующее. Пунктом 2.2. Порядка установлено, что не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю администрация Спасского сельского поселения обязана опубликовать в Приморской газете, в газете «Спасск», в газете – «Сельские зори», разместить на своей официальном сайте http://mospasskoesp.ru//, на информационных щитах, расположенных на территории Спасского сельского поселения информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка. В судебном заседании установлено, что администрацией Спасского сельского поселения в средствах массовой информации были опубликованы информационные сообщения о возможности приобретения земельных долей: на официальном сайте администрации Спасского сельского поселения http://mospasskoesp.ru// (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ); в официальном издании органов государственной власти <адрес> "Приморская газета" № (1543) от ДД.ММ.ГГГГ; в официальном печатном органе Спасского сельского поселения "Сельские зори" № (376) от ДД.ММ.ГГГГ; в газете еженедельник "Спасск" № (1538) от ДД.ММ.ГГГГ. Положениями пункта 2.3 Порядка продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения предусмотрено, что лица, заинтересованные в приобретении земельной доли, в течение пяти рабочих дней с момента опубликования извещения подают заявления по установленной форме в администрацию Спасского сельского поселения на имя главы администрации Спасского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГФИО3, как лицо, заинтересованное в приобретении земельных долей, подал заявление по установленной форме в администрацию Спасского сельского поселения на имя главы администрации Спасского сельского поселения (л.д. 76). ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением на имя главы администрации Спасского сельского поселения обратился ФИО4 (л.д. 76). Таким образом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 в течение 5 дней с момента официального опубликования извещения подал заявление о намерении приобрести 7 земельных долей. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Положениями пункта 2.3 постановления администрации Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о порядке продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения» предусмотрено, что лица, заинтересованные в приобретении земельной доли, в течение пяти рабочих дней с момента опубликования извещения подают заявления по установленной форме в администрацию Спасского сельского поселения на имя главы администрации Спасского сельского поселения. Таким образом, подача заявления о намерении приобрести земельную долю в муниципальном образовании регулируются специальными нормами, предусмотренными муниципальным нормативным правовым актом. Указанный нормативный правовой акт является действующим и не противоречит требованиям федерального законодательства. Учитывая, что извещение о возможности приобретения земельных долей, администрацией Спасского сельского поселения было опубликовано как ДД.ММ.ГГГГ, так и ДД.ММ.ГГГГ нарушение главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 сроков подачи заявления о намерении приобрести земельные доли суд не усматривает. Довода административного истца о том, что у него в соответствии пунктом 2.3. постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктом 4.2. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. имелось преимущественное право выкупа земельных долей, суд находит несостоятельным в силу следующего. Пунктом 4.2. представленного административным истцом договора установлено, что «арендатор» имеет преимущественное право выкупа объекта, указанного в п. 1.1 настоящего договора. Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование часть земельного участка с кадастровым номером № (и далее по тексту). Таким образом, предметом договора является часть земельного участка, в то время как администрация поселения извещала о возможности приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. На основании этого комиссией сделан обоснованный вывод о том, что преимущественное право на приобретение земельных долей у заявителя № (административного истца) отсутствует. Кроме того, указанный договор не зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Статьей 609 ГК РФ установлено, что договор аренды на срок более года должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Пунктом 14 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011№ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» следует, что «согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В силу статьи 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ)». С учетом вышеизложенного, довод административного истца о наличии у него преимущественного права выкупа земельных долей является не обоснованным. Требованиями пункта 2.5 Порядка продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения предусмотрено, что в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня опубликования информации о возможности приобретения земельной доли, комиссией по сделкам с землями сельскохозяйственного назначения находящимся в муниципальной собственности Спасского сельского поселения и правами на них (долями) рассматриваются поступившие заявления и прилагаемые к ним документы, и принимается решение о продаже земельных долей. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начато заседание комиссии по рассмотрению заявлений лиц о намерении приобретения невостребованных 15 земельных долей находящихся в собственности Спасского сельского поселения. Заседание комиссии по сделкам с землями сельскохозяйственного назначения Спасского сельского поселения, находящимся в муниципальной собственности начато в период срока, установленного для лиц, заинтересованных в приобретении 15 земельных долей (бывшие земли совхоза «Гайворонский»). Требованиями пункта 2.3 Порядка продажи невостребованных земельных долей, находящихся в собственности Спасского сельского поселения предусмотрено, что лица, заинтересованные в приобретении земельной доли, в течение пяти рабочих дней с момента опубликования извещения подают заявления по установленной форме в администрацию Спасского сельского поселения на имя главы администрации Спасского сельского поселения. К заявлению прилагаются: копии и подлинники документов, либо нотариально заверенные копии, удостоверяющих личность гражданина или подтверждающих регистрацию юридического лица; копии и подлинники документов, либо нотариально заверенные копии документов, подтверждающих статус заявителя как сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства; документы, удостоверяющие право покупателя на использование земельного участка, находящегося в долевой собственности, в котором планируется осуществить куплю-продажу земельных долей; документ, подтверждающий факт использования земельного участка, находящегося в долевой собственности, по целевому назначению. После того как право муниципальной собственности на земельные доли оформлено в установленном законом порядке, орган местного самоуправления должен следовать такому алгоритму: в течение шести месяцев вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли (п. 4 ст. 12 Закона). Таким образом, только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, обладают исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Введение законодателем понятия "сельскохозяйственная организация, использующая земельный участок" обусловлено необходимостью гарантировать непрерывность осуществления сельскохозяйственной деятельности тем организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые реально обрабатывают земельные участки, находящиеся в общей собственности. При этом толкование данной нормы приводит также к выводу о том, что само использование должно быть законным, имеющим надлежащее правовое основание. Иное толкование означало бы фактическое предоставление преимущественного права на приобретение земельной доли лицам, использующим земельный участок помимо воли участников долевой собственности. Организация, претендующая на приобретение доли, должна иметь документ, подтверждающий право на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля. Таким документом, во-первых, может быть договор аренды земельных долей, заключенный в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством, с гражданами - собственниками земельных долей. Другими документами, подтверждающими факты использования сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельных участков, могут быть признаны: акты обследования земельных участков, проводимых специалистами муниципального земельного контроля (например, сельской администрацией); справки управления сельского хозяйства администрации муниципального района и др. Из материалов дела усматривается, что к заявлению ФИО3, приложил следующий пакет документов: копию свидетельства о государственной регистрации КФХ; копию паспорта; акт осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистами администрации Спасского муниципального района; справку кадастрового инженера М.О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № №; копию договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с администрацией Спасского муниципального района; копию соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно акту осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м. обрабатывается арендатором КФХ ФИО3, данный участок использовался в ДД.ММ.ГГГГ году для заготовки сена. При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв. м. установлено, что он обрабатывается собственником КФХ ФИО3 Данный земельный участок использовался в ДД.ММ.ГГГГ году для выращивания сои и произведена осенняя вспашка. При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв. м. установлено, что обработка почвы собственником КФХ ФИО3 проводится, данный участок использовался в ДД.ММ.ГГГГ году для выращивания сои, произведена осенняя вспашка. Обязательные агротехнические и фитосанитарные мероприятия, установленные требованиями п. п. 3 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по улучшению, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, собственником КФХ ФИО3 проводятся. Комиссия большинством голосов установила, что ФИО3 представлены истребованные документы, которые в своей совокупности подтверждают целевое использование на законных основаниях земельного участка, в массиве в общей долевой собственности бывшего совхоза «Гайворонский». На основе установленных фактов суд приходит к выводу об отсутствии нарушений Администрацией порядка продажи земельных долей, урегулированного абзацами 1, 2 части 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ при принятии Администрацией решения, на основании которого главе КФХ ФИО3 решено продать 7 земельных долей. Учитывая изложенные основания, в удовлетворении требований административного истца следует отказать. Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 к администрации Спасского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене в части протокола заседания комиссии по сделкам с землями (долями) сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности Спасского сельского поселения и правами на них (долями) № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Спасский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Судья С.М. Середыч |