Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года город Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,
при секретаре Филипповой Н.А.,
с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
представителя административного ответчика – администрации МО «Бологовский район» Савельевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л:
Бологовский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее – администрации МО «Бологовский район») по неисполнению полномочий в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, и непринятии мер по организации надлежащего водоотведения на указанной территории, а также о возложении на администрацию МО «Бологовский район» обязанности обратиться в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ливневой канализации в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и определить организацию, которая будет осуществлять содержания и обслуживание бесхозяйного недвижимого имущества, – ливневой канализации с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении, в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимаются меры по постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного - ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, и определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанного бесхозяйного объекта.
Непринятие органом местного самоуправления мер по организации содержания и обслуживания бесхозяйного имущества ведет к отсутствию контроля над состоянием бесхозяйного имущества, его работоспособностью, создает угрозу бесперебойному водоотведению, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц – жителей города Бологое, которые могут проживать вблизи указанных сетей, так и находиться рядом с ними в момент возникновения возможной опасности.
Ссылаясь на положения статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 2, пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 3 статьи 1 решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 01 декабря 2020 №129 «О принятии осуществления части полномочий администрации города Бологое по решению вопросов местного значения городского поселения город Бологое администрацией муниципального образования «Бологовский район» Тверской области», пункты 5 и 6 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года, и руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 39 и частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
В ходе рассмотрения настоящего дела, администрация МО «Бологовский район» Тверской области частично исполнила требования прокурора, обратившись 03 ноября 2021 года в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, в связи с чем, прокурором в судебном заседании заявлено ходатайство об отказе от части исковых требований к администрации МО «Бологовский район» о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий в части постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества - данной ливневой канализации и возложении обязанности обратиться в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ливневой канализации в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Бологовского городского суда от 11 ноября 2021 года принят отказ Бологовского межрайонного прокурора от части исковых требований к администрации МО «Бологовский район»; производство по административному делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании присутствовал старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В., которая исковые требования о признании незаконным бездействия администрации МО «Бологовский район» в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения на территории, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, о возложении на ответчика обязанности определить организацию, которая будет осуществлять содержания и обслуживание бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации по вышеуказанному адресу поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Бологовский район» Савельева Ю.Ю. в судебном заседании участвовала, возражений относительно поддерживаемых прокурором требований не представила, подтвердив при этом, что организация, осуществляющая содержания и обслуживание бесхозяйного недвижимого имущества - ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, органом местного самоуправления не определена.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца, по рассматриваемому иску – неопределенного круга лиц.
В силу положений пунктов 1 - 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый часть 1 статьи 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
В соответствии с соглашением № 1 о передаче администрации МО «Бологовский район» осуществления части полномочий администрации городского поселения город Бологое по решению вопросов местного значения от 19 января 2021 года администрацией МО «Бологовский район» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года приняты полномочия по организации в границах городского поселения электро-, газо-, тепло-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17).
Согласно статьям 2, 6, 8 и 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8).
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8).
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8).
Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Организация в границах городского поселения отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий.
Местная администрация обязана обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной ей территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
В свою очередь, отсутствие собственника, а также организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов водоотведения, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей природной среды, так и для человека.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания, которой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимались действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, а также мер по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанного бесхозяйного объекта.
Как указано выше, в ходе рассмотрения настоящего дела администрацией МО «Бологовский район» Тверской области указанная ливневая канализация поставлена на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, прокурор от данных требований отказался.
Вместе с тем, организация, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного бесхозяйного объекта, административным ответчиком не определена, что в судебном заседании не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Тем самым, администрация МО «Бологовский район» при выявлении бесхозяйной ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, не имеющей эксплуатирующей организации, не исполнила возложенную законом обязанность по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанной канализационной сети.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Бологовский район» не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы водоотведения ливневых сточных и грунтовых вод, что влечет нарушение гарантированных в статье 42 Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, меры по эксплуатации системы водоотведения являются составной частью организации системы водоотведения, обязанность проведения которых возложена на административного ответчика. Из чего следует обязанность последнего определить эксплуатирующую организацию в целях обеспечения надлежащего функционирования системы ливневой канализации. При этом законодатель установил, что для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных частью 1 статьи 39 и частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд устанавливает срок исполнения решения – один месяц со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения на территории, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2.
Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области обязанность определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживании бесхозяйного недвижимого имущества - ливневой канализации, расположенной по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Кооперативная, дом 2, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
1версия для печатиДело № 2а-741/2021 ~ М-718/2021 (Решение)