УИД 14RS0016-01-2021-000059-65
Дело №2а-741/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 г. г. Мирный
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой В.В., при секретаре Михайловой А.В., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Мирного РС(Я) ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Мирного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Город Мирный», указывая, что по результатам проверки исполнения земельного законодательства, регламентирующего предоставление гражданам и многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков установлено, что всего в списке на получение земельных участков в МО «Город Мирный» состоит 414 многодетных семей, из которых в 2020 г. земельные участки предоставлены только 50 семьям, когда как имеется возможность межевания более 400 участков на территории, отведенной для многодетных семей. Кроме того, 301 земельных участков, ранее предоставленных многодетным семьям <данные изъяты>, не обеспечены необходимой инфраструктурой – системами газоснабжения, водоснабжения, водоотведения. В бюджете муниципального образования на 2020 год предусмотрены средства на проведение работ по межеванию отведенной территории только в размере 802 000 руб., при необходимых 15 250 000 руб., по подпрограммам «Градостроительное планирование, развитие территорий» и «Индивидуальное жилищное строительство» муниципальной целевой программы «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территории на 2018-2022 г.г.» на 2021 г. и 2022 г. предусмотрены бюджетные средства, которых недостаточно для обустройства земельных участков. Эти обстоятельства, а также отсутствие муниципальной программы по развитию и освоению территории города нарушают права многодетных семей и создают препятствия к осуществлению их прав и свобод по использованию земельных участков.
Исходя из этих обстоятельств, истец просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Мирный» по обеспечению земельными участками граждан, имеющих 3 и более детей, и обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей; обязать ответчика образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением в администрацию МО «Город Мирный» на день вынесения судебного решения; обязать в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить инфраструктурой земельные участки: <адрес> – строительство дорог, сетей газоснабжения. Электрификацией, водоснабжением, в <данные изъяты> (1 и 2 очереди) по <адрес> – строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения.
Решением Мирнинского районного суда РС(Я) от 26 февраля 2021 г. иск прокурора г. Мирного был удовлетворен полностью (л.д. 92, 93-97 том 1).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РС(Я) от 14 мая 2021 г. решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 26 февраля 2021 г. по данному делу отменено и дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 129, 130-134 том 1).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от 10 июня 2021 г. представитель истца ФИО1, основываясь на доводах иска, уточнила заявленные требования, которым с учетом уточнения заявленных требований просит признать незаконными бездействия Администрации МО «Город Мирный», выразившиеся в необеспечении земельными участками обратившихся граждан, имеющих 3 и более детей, а также в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих 3 и более и детей; обязать Администрацию МО «Город Мирный» в срок до 01 июня 2022 г. образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением в Администрацию МО «Город Мирный» на день вынесения судебного решения; обязать Администрацию МО «Город Мирный» в срок до 01 января 2025 г. обеспечить инфраструктурой земельные участки: <адрес> обеспечить строительство автодорог, сетей газоснабжения, электрификацией, водоснабжением, <адрес> (1 и 2 очередь) по <адрес> обеспечить строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения, и просит привлечь по настоящему делу в качестве третьего лица без самостоятельных требований Правительство Республики Саха (Якутия). Также представитель заявила ходатайство о привлечении к участию по настоящему делу в качестве третьего лица Правительство РС(Я) (л.д. 142-143 том 1).
Определением судьи от 10 июня 2021 г. уточненные исковые требования административного истца приняты судом, а также по настоящему делу привлечено заинтересованным лицом Правительство Республики Саха (Якутия) (л.д. 146-147 том 1).
Представитель заинтересованного лица Правительства РС(Я) ФИО3, действующая по доверенности, предоставив отзыв на административное исковое заявление, ходатайствует о рассмотрении дела без их участия (л.д. 158, 159-161 том 1).
При таких обстоятельствах, на основании положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, указала, что согласно списку многодетных граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков, на 31 декабря 2020 г. земельные участки не предоставлены 358 семьям, из них вставшим в очередь в 2012 г. – 1, в 2013 г. – 4, в 2014 г. – 15, в 2015 г. – 1, в 2016 г. – 62, в 2017 г. – 89, в 2018 – 83, в 2019 г. – 68, в 2020 г. – 35, а по списку граждан, имеющих 3 и более детей, реализовавших право на получение земельных участков в собственность бесплатно, с 09 апреля 2015 г. по 10 декабря 2020 г. гражданам, подавшим заявления, предоставлены 200 земельных участков, из них <адрес> – 65, в мкр. <адрес> – 91, в <адрес>-2 – 38, расположенных в границах МО «Город Мирный»; по информации Администрации МО «Город Мирный» от 23.07.2021, <адрес> выполнены работы по электрификации, предоставлены возможность подключения к сетям электроснабжения, в мкр. Заречный проведены работы по электрификации 82 земельных участков. Исходя из этого, а также ссылаясь на то, что поскольку в <адрес> не обеспечено строительство автодорог, сетей газоснабжения, земельные участки не обеспечены электрификацией, водоснабжением, <адрес> не обеспечено строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения, считает, что органом местного самоуправления не обеспечен доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг и к транспортной инфраструктуре и, уточнив заявленные требования, просит признать незаконными бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в необеспечении земельными участками 358 обратившихся граждан, имеющим 3 и более детей, а также в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей, возложении обязанности в срок до 01 июня 2022 г. образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления 358 гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением, а также в срок до 01 января 2025 г. обеспечить инфраструктурой земельные участки: <адрес> – строительство автодорог, сетей газоснабжения, электрификации, водоснабжения, <адрес> по <адрес> – строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения.
Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, основываясь на доводах отзыва на административное исковое заявление, не согласился с заявленными прокурором требованиями и просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что все полномочия в рамках земельных отношений, предусмотренные земельным законодательством, а также Указом Республики Саха (Якутия), в части рекомендательных мероприятий городской Администрацией исполняются в пределах возможных, запланированных бюджетных средств, что следует из отчетов об исполнении муниципальной программы «Реализации градостроительной политики, развитие и освоение территорий на 2018-2022 г.г.». При этом указывая, что в настоящий момент в очереди состоит 400 многодетных семей, не получивших земельные участки, из них не выразили своего согласия на получение земельных участков 77 семей, таким семьям заказными письмами направляются соответствующие уведомления (предложения), если в течение 1,5 мес. от них не поступает ответа, повторно дважды направляется такое уведомление, после которых если не поступит ответ, то тогда этот земельный участок предлагается следующему очереднику, что также влияет на время разрешение вопроса о предоставлении; в настоящее время свободных сформированных земельных участков на территории МО «Город Мирный» не имеется. На сегодняшний день для комплексного обустройства зон ИЖС подготовлены проекты на следующие виды работ: строительство автодорог зон индивидуальной жилой застройки <адрес> (стоимость работ по проекту 330 103,53 тыс. руб.), газоснабжение квартала индивидуальных жилых домов <адрес> (стоимость выполнения работ по проекту 152 569,19 тыс. руб.), строительство автодорог зон индивидуальной жилой застройки по <адрес>)-<адрес> (стоимость выполнения работ по проекту 177 888,37 тыс. руб.), строительство сетей водоснабжения и водоотведения зон индивидуальной жилой застройки по <адрес>)-<адрес> (стоимость выполнения работ по проекту 143 895,34 тыс. руб.); для обеспечения пешеходной доступности <адрес> в 2018 г. была подготовлена проектная документация «Устройство пешехдного тротуара по улице Индустриальная и далее до пересечения ул. Бобкова с ул. Соболева мкр. Заречный» (стоимость проекта 89 304,69 тыс. руб.). В 2021 г. в адрес районной Администрации были направлены заявки на выделение межбюджетных трансфертов из бюджета МО «Мирнинский район» бюджету МО «Город Мирный» на строительство сетей газоснабжения мкр. Заречный (общая сумма 74 676 620 руб.) и электроснабжение застройки индивидуальных жилых домов <адрес> 2 очередь (3 этап) (общая сумма 38 222 601,56 руб., из которых заявка на газоснабжение отклонена, одобрена заявка на электроснабжение. В настоящее время проводятся мероприятия по заключению договора на тех.присоединение с ЗЭС ПАО «Якутскэнерго», кроме того, заявка городской Администрации о выделении финансовых средств для подготовки проекта планировки с проектом межевания территории квартала индивидуальных жилых домов в север-восточной части г. Мирного (новый квартал для ИЖС) по итогам рассмотрения, с учетом большого количества заявок от дотационных муниципальных образований Мирнинского района, а также ограниченности бюджетных средств, не вошла в проект решения сессии о внесений изменений и дополнений в бюджет МО «Мирнинский район». Исходя из изложенного, считает, что принимаемые городской Администрацией меры по решению вопроса обеспечения объектов инфраструктурой, а также по образованию новых земельных участков в границах МО «Город Мирный» для предоставления многодетным семьям исключают незаконное бездействие со стороны органа местного самоуправления.
Выслушав доводы иска и возражения по нему, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38 часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07 мая 2012 года издан Указ N 600.
Согласно пункту 2 данного Указа N 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 6 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, порядка и условий для бесплатного предоставления земли гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно законодателю субъекта Российской Федерации.
Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) установлены основания и порядок предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей.
Так ст. 24.1 Земельного кодекса РС(Я) установлено, что земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав) в следующих случаях:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, - в собственность, а в случае, если такие земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, то в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства;
2) жилищно-строительным кооперативам, указанным в настоящей статье, - в безвозмездное пользование на период строительства многоквартирного дома с последующей передачей земельного участка как общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность собственников жилых помещений.
3) приемным родителям, имеющим трех и более детей, в аренду на период действия договора о приемной семье для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, региональным законодателем, в порядке реализации полномочий в сфере земельных отношений определены условия, при которых земельный участок может быть предоставлен гражданам, имеющим трех и более детей. По смыслу приведенной нормы правом на получение земельного участка в собственность бесплатно наделены граждане, имеющие трех и более детей в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. Земельные участки им предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором они поставлены на регистрационный учет.
Указом Республики Саха (Якутия) от 07.11.2016 N 1464 (ред. от 23.03.2020) "Об обеспечении инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей" постановлено Правительству РС(Я) совместно с органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) обеспечить необходимой инфраструктурой земельные участки, предоставленные семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, для жилищного строительства до 2024 года (п. 2.1); провести работу по включению в инвестиционные программы энергоснабжающих организаций мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства в целях электроснабжения земельных участков, предоставленных под жилищное строительство семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей (п. 2.3); обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, при реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. N 897, и "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 907 (п. 2.4).
Пунктом 3 данного Указа Главы РС(Я) рекомендовано главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
- предоставлять земельные участки для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, только с подведенной инфраструктурой.
- разработать муниципальные программы по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, с учетом комплексного освоения территорий с выделением этапов их реализации исходя из выбранных приоритетов и обеспеченности средствами государственной поддержки на трехлетний период.
- вести учет предоставления земельных участков в форме открытых данных в порядке, установленном действующим законодательством.
- провести инвентаризацию земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, для жилищного строительства.
- принять меры по расширению границ земель населенных пунктов и комплексному освоению территорий.
- принять дополнительные меры по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей.
Судом установлено, что Администрацией МО «Город Мирный» разработана и утверждена 08 мая 2018 г. муниципальная целевая программа «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территории на 2018 -2022 г.г.». В подпрограмме «Градостроительное планирование, развитие территорий» предусмотрены бюджетные средства на 2021 г. в размере 3 708 тыс. руб., на 2022 г. 1 600 тыс. руб. В подпрограмме «Индивидуальное жилищное строительство» предусмотрены бюджетные средства на 2022 г. в размере 22 229 тыс. руб.
Всего за период с 2011 г. по 2020 г. поступило заявлений о предоставлении земельных участков под ИЖС – 397, из них признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по социальному найму - 14 многодетных семей.
Всего с апреля 2015 г. по 19 июля 2021 г. получили земельные участки 242 многодетных семей, в настоящее время в очереди на получение земельных участков состоит 393 многодетных семей.
В 2020 г. предложены 74 земельных участков в квартале индивидуальных жилых домов в северо-восточной части г. Мирный. В настоящее время из них получили земельные участки 38 семей.
Всего за период 2018-2020 г.г. направлены 84 предложения многодетным семьям о предоставлении земельных участков, по которым не поступило от граждан согласия или отказа от предоставляемых земельных участков. Данные семьи продолжают состоять в очереди.
В целях обеспечения многодетных семей земельными участками в рамках программы МЦП «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территорий» на 2020 г. городской Администрацией подготовлен проект корректировки ППТ с ПМТ территории квартала индивидуальных жилых домов <адрес> заключен с ООО «Градостроительные системы» муниципальный контракт, работа по внесению изменений в корректировку проведена, проектом предусмотрено образование 28 земельных участков площадью от 770 до 870 кв.м. В настоящий момент земельные участки поставлены на кадастровый учет и по ним направлены предложения семьям, состоящим на учете.
При этом установлено, что для развития перспективных зон индивидуальной жилой застройки в 2017 г. МО «Город Мирный» разработана проектно-сметная документация на обустройство зон индивидуальной застройки по ш. 50 лет Октября (1 очередь) – <адрес>
В дальнейшем для реализации поставленных задач по обустройству зон индивидуальной жилой застройки, предоставляемых на безвозмездной основе семьям, имеющим трех и более детей, выполнены работы 1-го этапа: осуществлен свод леса улиц Северная, Обогатительная, Дачная, Дачная 2, Светлая, а также произведена отсыпка и планировка улиц зон перспективной застройки (устройство 1 и 2 слоя насыпи земляного полотна). Указанные работы выполнялись в рамках выделенных бюджетных средств, сами работы представляют собой подготовку оснований под дорожную одежду.
В рамках 2-го этапа запланировано выполнение чистового выравнивания существующего земляного полотна с последующим устройством дорожного полотна согласно проекту. Для осуществления этих целей, городской Администрацией направлена бюджетная заявка на участие в конкурсном отборе на получение субсидий на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства зон индивидуальной жилой застройки мкр. УСЛЭП для получения соответствующего софинансирования из бюджета Республики Саха (Якутия). Между тем конкурсный отбор данная заявка не прошла, что также следует из ответа Правительства РС(Я).
В данном мкр. Заречный, начиная с 2014 г. выполнены работы, в частности подготовка территории для электрификации, сведен лесной массив на площади 4,78 Га, начиная от <адрес> до <адрес> по маршруту линии ВЛ-10, площадка под ТП 1, участки под ВЛ-0,4 от ТП 1, в том числе по <адрес>
В 2015 г. завершены работы первого и второго этапа по технологическому присоединению зоны перспективной застройки к электрическим сетям. Для достижения этих целей проведены работы: строительство линии ВЛ-10 кВт протяженностью 2 162 м., КЛ – 10КВ протяженностью 550 м., ВЛ – 0,4 кВт протяженностью 2 823 м., установка КТПН-1. В результате этих действий предоставлена возможность для подключения к электрическим сетям жилым домов и построек на 82 участках. Общая стоимость данных работ составила 36 506,74 тыс. руб.
В настоящий момент для комплексного обустройства зон ИЖС подготовлены проекты на строительство автодорог зон индивидуальной жилой застройки <адрес> (стоимость выполнения работ по проекту 330 103,53 тыс. руб.), газоснабжение квартира индивидуальных жилых домов мрк. Заречный (стоимость проекта 152 569,19 тыс. руб.), строительство автодорог зон индивидуальной жилой застройки по <адрес>) – <адрес> (стоимость проекта 177 888,37 тыс руб.), а также строительство сетей водоснабжения и водоотведения зон индивидуальной жилой застройки по ш. 50 лет октября (1 очередь) – мкр. УСЛЭП (стоимость проекта 143 895,34 тыс. руб.).
Также для обеспечения пешеходной доступности мкр. Заречный в 2018 г. подготовлена проектная документация «Устройство пешеходного тротуара по ул. Индустриальной и далее до пересечения <адрес> (стоимость проекта 89 304,69 тыс. руб.).
В 2021 г. в адрес Администрации МО «Мирнинский район» направлены заявки на выделение межбюджетных трансфертов из бюджета МО «Мирнинский район» бюджету МО «Город Мирный» на строительство сетей газоснабжения мкр. Заречный (общая сумма 74 676 620 руб.) и электроснабжение застройки индивидуальных жилых домов мкр. Заречный, 2 очередь (3 этап) (общая сумма 38 222 601,56 руб.), из которых заявка на строительство сетей газоснабжения отклонена, одобрена заявка на электроснабжение. В настоящее время проводятся мероприятия по заключению договора технического присоединения с ЗЭС ПАО «Якутскэнерго».
Кроме этого, городской Администрацией в 2020 г., 2021 г. направлялись заявки в Администрацию МО «Мирнинский район» о возможности выделения финансовых средств для подготовки проекта планировки с проектом межевания территории квартала индивидуальных жилых домов в северо-восточной части г. Мирного (далее - ППТ с ПМТ).
Согласно ответу и.о. Главы Администрации района от 21.07.2021, по итогам рассмотрения заявок МО «Город Мирный» о выделении финансовых средств для подготовки проекта планировки с проектом межевания территории квартала индивидуальных жилых домов в северо-восточной части г. Мирного, данная заявка не вошла в проект решения сессии о внесении изменений и дополнений в бюджет МО «Мирнинский район». При этом по решению сессии Мирнинского районного Совета депутатов от 17.06.2021 IV-№24-2 «О внесении изменений и дополнений в решение сессии Мирнинского районного Совета депутатов от 16.12.2020 IV-№19-11 «О бюджете муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г.», для МО «Город Мирный» на 2021 г. предусмотрено межбюджетных трансфертов на сумму 54 092 607,65 руб., из которых, как это установлено в судебном заседании, 23 281 438,29 руб. предназначены для технического присоединения к электрическим сетям (мкр. Заречный).
По сведениям Правительства Республики Саха (Якутия), содержащихся в отзыве на исковое заявление, в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и выделения дополнительных средств реализуется мероприятие «Развитие и освоение территории в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы РС(Я) от 13.12.2019 N 897.
При этом, данная обязанность не предусмотрена федеральным законодательством и реализуется в рамках государственного бюджета республики при наличии соответствующих средств.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям по результатам отбора в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидии и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на развитие и освоение территорий в целях стимулирования строительства индивидуальных жилых домов.
В 2020 г. на реализацию указанного мероприятия распределено 131 595,83 тыс. руб., с учетом переходящих неиспользованных остатков за 2019 г., из них кассовое исполнение на 01.01.2021 составило 126 892,33 тыс. руб., что составляет 96%.
Заявка МО «Город Мирный» отбор в 2020 г. не прошла. В 2020 г. МО «Город Мирный» были использованы по целевому назначению средства неиспользованного остатка субсидии из государственного бюджета республики, выделенные им в 2019 г. по результатам отбора и неосвоенные в 2019 г.
В соответствии с Инвестиционной программой Республики Саха (Якутия) на 2021 г. и на плановый период 2022 г. и 2023 г., утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 02.02.2021 №13, на реализацию мероприятий в 2021 г. предусмотрено 139,3 млн. руб.
Всего на участие подали заявки 30 муниципальных образований от 18 районов (городских округов) на обеспечение инфраструктурой 61 квартала (5 118 участков, из них 3 599 участков для многодетных семей) на сумму 1 088,6 млн. руб. Отобраны заявки 23 муниципальных образований от 6 районов на обеспечение инфраструктурой 15 кварталов.
МО «Город Мирный» предоставил заявку на 43,99 млн. руб., в том числе: электрификация мкр. Заречный (147 участков, из них 73 участка многодетных семей) – 30,58 млн. руб.; строительство дороги по ш. 50 лет Октября (1 очередь) – мкр. УСЛЭП (97 участков, из них 91 участок многодетных семей) – 13,41 млн. руб.
Данная заявка МО «Город Мирный» конкурсный отбор не прошла (л.д. 159-161).
Совокупность изученных в рамках данного дела материалов по реализации муниципальной целевой программы «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территории на 2018 -2022 г.г.», а также подпрограмм «Градостроительное планирование, развитие территорий» и «Индивидуальное жилищное строительство» показало, что городской Администрацией в целом принимаются необходимые меры по предоставлению многодетным семьям, состоящим в очереди, земельных участков, а также по обеспечению этих земельных участков инфраструктурой и для подготовки проекта планировки с проектом межевания территории квартала индивидуальных жилых домов в северо-восточной части г. Мирного, при этом работы ведутся планомерно (поэтапно), изыскиваются средства для софинансирования проектов. Только на 2021-2022 годы потребность в финансировании за счет средств бюджета МО «Мирнинский район» составило - 15 250 919,35 руб., из них на выполнение инженерных изысканий - 8 139 706,66 руб., на проект планировки с проектом межевания территории (ППТ с ПМТ) - 7 913,892,66 руб. Кроме того, для подготовки ППТ с ПМТ требуется выполнить инженерские изыскания, подготовить проект ППТ с ПМТ, все работы проводятся через аукцион, что занимает достаточное количество времени. Для обеспечения инфраструктурой земельных участков заключен договор с ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» о технологическом присоединении к сетям электроснабжения. Данным проектом дополнены для газоснабжения участки в западной части квартала ИЖС, предназначенные для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, а также строительство объекта разбито на этапы.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что не достижение целей по предоставлению всем многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков, обеспечении этих земельных участков инфраструктурой связано прежде всего недостаточностью собственных доходных источников на уровне муниципального образования «Город Мирный.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года N 25160-О, отражение в ЗК РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом термин "организация", используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие "оснащение" необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Иное толкование понятия "оснащения" необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что совокупностью установленных по делу обстоятельств подтверждается, что оснований для признания оспариваемого бездействия органа местного самоуправления, выразившегося, по мнению административного истца, в не обеспечении земельными участками 358 обратившихся граждан, имеющим 3 и более детей, а также в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей, не имеется.
При этом, само по себе недостижение результатов осуществления действий по обеспечению данной категории лиц земельными участками не может служить основанием для вывода о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии, поскольку, как это установлено в судебном заседании, городской Администрацией принимаются достаточные меры для реализации этих целей, однако недостижение цели по предоставлению всем многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков, обеспечении этих земельных участков инфраструктурой связано прежде всего недостаточностью собственных доходных источников на уровне муниципального образования «Город Мирный.
Административным истцом не предоставлено доказательств того, какими конкретно бездействиями органа местного самоуправления нарушены права, свободы и законные интересы, либо созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов, либо незаконно возложены какие-либо обязанности, что предусмотрено ч.1 ст.218 КАС РФ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования о признании бездействия Администрации МО «Город Мирный» по не обеспечению земельными участками 358 обратившихся граждан, имеющим 3 и более детей, а также в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей, являются несостоятельными и подлежат отказу в их удовлетворении.
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с чем, оснований для удовлетворения производных от основного требования требований о возложении обязанности в срок до 01 июня 2022 г. образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления 358 гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением, а также в срок до 01 января 2025 г. обеспечить инфраструктурой земельные участки: <адрес> – строительство автодорог, сетей газоснабжения, электрификации, водоснабжения, в <адрес> – строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения, у суда не имеется, а потому требования в этой части также подлежат отказу в их удовлетворении.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики (Саха (Якутия) о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в необеспечении земельными участками 358 обратившихся граждан, имеющим 3 и более детей, а также в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей, возложении обязанности в срок до 01 июня 2022 г. образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления 358 гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением, а также в срок до 01 января 2025 г. обеспечить инфраструктурой земельные участки: <адрес> – строительство автодорог, сетей газоснабжения, электрификации, водоснабжения, в <адрес> – строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 01 августа 2021 г.
Председательствующий
<данные изъяты> В.В. Николаева