Дело № 2а- 7423/2019 04 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя администативного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 24.12.2018 года обратился с заявлением в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга о включении в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, с комплектом документов (л.д. 48-51).
Письмом № ОБ-894-2102/18-0-2 от 27.02.2019 года Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, ФИО1, на основании пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Реестра, отказал во включении в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, о чем в его адрес направлен ответ на заявление от 27.02.2019 года (л.д.46-47).
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным решение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (правительство Санкт-Петербурга) № ОБ-894-2102/16-0-2 от 27.02.2019 года об отказе во включении ФИО1 в Реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге.
В обоснование заявленных требований указывает, что 25.03.2019 года, после продления срока рассмотрения заявления, административный истец получил оспариваемое решение. При этом, административный ответчик в решении не указывает, какие конкретно положения Закона № 307-62 от 17.06.2009 года и Постановления № 1114 от 16.12.2014 года не позволяют административному истцу быть включенным в Реестр, и как они расходятся с перечнем документов, представленных к заявлению. Полагает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, поскольку субъективное толкование вышеуказанных положений Закона № 307-62 и п. 2.5 Положения, которые не содержат императивного или вообще какого-либо оговоренного запрета на включение в Реестр лица, являющего правопреемником (универсальным или на основании решения суда), для ответчика является безусловным основанием для решения об отказе во включении в Реестр. Также, административный истец считает, что оспариваемым решением нарушается его право на включение в указанный Реестр, поскольку административный истец является правопреемником участника долевого строительства на основании определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 года, которым произведено процессуальное правопреемство на стороне кредитора – Бережную Н.И. на ФИО1 При этом, исходя из п.1 ст. 382 ГК РФ, ст. 384 ГК РФ, ч.1 ст. 48 АПК РФ замена стороны в материальном правоотношении (уступка требования) влечет за собой процессуальное правопреемство, то есть к новому кредитору ФИО1 переходят в полном объеме права и обязанности первоначального кредитора (как заявителя по делу о банкротстве, так и конкурсного кредитора должника) во всех возбужденных в рамках дела о несостоятельности производствах по отдельным заявлением и жалобам. Административный ответчик, невзирая на вышеуказанные обстоятельства и правовые основания, своим незаконным решением лишил возможности административного истца как законного правопреемника быть включенным в Реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге.
Административный истец, представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 39-44).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 307-62 (ред. от 28.06.2018) "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере защиты прав участников долевого строительства относится: ведение Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге (далее - Реестр); оказание содействия участникам долевого строительства в защите их прав в соответствии с действующим законодательством.
Порядок формирования и ведения Реестра, а также критерии очередности предоставления меры поддержки участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге определяются Правительством Санкт-Петербурга (п.2 ст.3 Закона).
В соответствии со ст. 2.1 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге", мерой поддержки участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге является предоставление им в собственность квартир инвестором, выигравшим торги на право заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, инвестиционного договора, предусматривающего обязанность предоставления в собственность квартир участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, в Санкт-Петербурге.
Участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, в Санкт-Петербурге предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Формирование и ведение реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге осуществляется Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в соответствии с порядком, утвержденным Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2014 N 1114 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге".
В соответствии с пунктом 2.1 данного Порядка включение сведений об участнике долевого строительства в Реестр осуществляется на основании заявления участника долевого строительства или его представителя по форме согласно приложению N 4 к Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы, в том числе: паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации участника долевого строительства;
паспорт или иные документы, удостоверяющие личность представителя участника долевого строительства; документы, подтверждающие полномочия представителя участника долевого строительства: доверенность, составленная в соответствии с действующим законодательством, свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство об усыновлении;
документы, подтверждающие проживание участника долевого строительства в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее пяти лет;
вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении исковых требований участника долевого строительства, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, инвестором, с приложением документа, выданного Федеральной службой судебных приставов, о невозможности принудительного исполнения решения суда либо определение арбитражного суда, вынесенное в рамках дела о банкротстве застройщика, инвестора, о включении требований участника долевого строительства в реестр требований о передаче жилых помещений или в реестр требований кредиторов с приложением документа, выданного конкурсным управляющим, о невозможности удовлетворения требований участника долевого строительства либо вступившее в законную силу решение суда, установившее факт привлечения денежных средств такого гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно, с приложением документов, выданных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированных прав гражданина на объекты недвижимого имущества в соответствии с правом требования за период с момента совершения сделок, установленных в пункте 3 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга;
документы, подтверждающие право требования, установленное в пункте 3 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга:
договор участия в долевом строительстве;
договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);
предварительный договор участия в долевом строительстве или предварительный договор купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);
договор займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращается с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;
платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств и(или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;
договор простого товарищества в целях осуществления строительства (реконструкции) многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;
вексель для оплаты жилого помещения в многоквартирном доме;
платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве (реконструкции) многоквартирного дома;
договоры, платежные документы, подтверждающие заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и(или) иного имущества в целях строительства (реконструкции) многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, за исключением договоров, заключенных в целях приобретения квартир в многоквартирном доме на земельном участке, предназначенном для индивидуальной жилой застройки.
Как следует из материалов дела, обращаясь 24.12.2018 года в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением о включении в Реестр, административный истец представил следующие документы (л.д.50):
- копию паспорта ФИО1, из которой следует, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в г. Санкт-Петербурге с 2003 года по настоящее время (л.д. 70-76)
- довор № 11/1Б от 14.01.2005 года о долевом участии в инвестировании строительства, заключенного между ЗАО «Фирма «Р.К.Г.» и ФИО5 о долевом участии в инвестировании строительства однокомнатной квартиры в жилом доме по адресу: <адрес>), (южная часть, квартал 9, корпус 1б), ФИО5 оплатил стоимость строительства в размере 860 000 рублей (л.д. 52-58);
- договор уступки прав требования (цессии) от 06.09.2006 года, заключенный между ФИО5 (Цедент) и ФИО6 (Цессионарий), согласно условиям которого Цедент передает, а Цессионарий принимает на себя право требования части строящегося жилого дома по Договору о долевом участии в инвестировании строительства № 11/1Б от 14 января 2005 года, заключенному между Цедентом и ЗАО «Фирма «Р.К.Г.» (л.д. 59-60);
- расписку ФИО5 от 06.09.2016 года о получении денежных средств от ФИО6 по договору уступки права требования (цессии) б/н от 06.09.2006 года (л.д. 61);
- уведомление ФИО5 от 06.09.2006 года в адрес генерального директора ЗАО «Фирма «Р.К.Г.» о переходе в соответствии со ст. 382 ГК РФ права требования исполнения обязательств по Договору о долевом участии в инвестировании строительства № 11/1Б от 14 января 2005 года к ФИО6, на основании заключенного Договора б/н уступки права требования (цессии) от 06.09.2006 года (л.д. 62);
- справку конкурсного управляющего ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» ФИО7 от 24.04.2018 года о невозможности удовлетворения требований о передаче ФИО6 жилых помещений, из которой следует, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-40145/2015 от 07.02.2017 года ФИО6 включена в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений должника-застройщика ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» (л.д. 63);
- справку о регистрации ФИО1 (Форма 9) (л.д. 77);
- определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 года по деле № А56-40145/2015/тр.26/пр-во, которым произведено процессуальное правопреемство на стороне кредитора по обособленному спору № А56-40145/2015/тр.26. Гражданка ФИО6 заменена на гражданина ФИО1 (л.д. 68-69).
16.01.2019 года ФИО1, дополнительно к указанным выше документам, представлены документы (л.д. 51):
- договор уступки прав требования от 26.09.2018 года, заключенный между ФИО6 (Цедент) и ФИО1 (Цессионарий), согласно которому Цедент уступает, а Цессионарий принимает все права кредитора по делу А56-40145/2015, вытекающие из Определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-40145/2015/тр.26 от 09.02.2017 года (л.д. 64-65);
- расписку ФИО6 о получении денежных средств по договору уступки права требования от 26.09.2018 года от ФИО1 в сумме 50 000 рублей (л.д. 66-67).
Отказывая ФИО1 во включении в Реестр, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга в письме № ОБ-894-2102/18-0-2 от 27.02.2019 года указал, что совокупное толкование положений статьи 1 Закона Санкт-Петербурга и пункта 2.5 порядка формирования и ведения Реестра, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2014 № 1114 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге» (Порядок) позволяет сделать вывод, что право на получение мер поддержки, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга, может быть признано либо непосредственно за участником долевого строительства, либо за его правопреемниками, получившими соответствующие права в порядке универсального правопреемства в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 387 ГК РФ.
Исходя из представленных ФИО1 документов, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга пришел к выводу, что ФИО1 не приобретались права и обязанности по договору о долевом участии в инвестировании строительства от 14.01.2005 № 11/1Б в период его действия. Правопреемство произошло на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 387 ГК РФ и не является универсальным (л.д. 46-47).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулирует, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Согласно статье 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (далее - уполномоченный орган).
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство; данный орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (части 1, 2, 4 и 7).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение N 1) и правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение N 2).
Гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения N 1 к приказу от 12 августа 2016 года N 560/пр).
В соответствии с п.2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.20009 № 307-62 участник долевого строительства, нуждающийся в защите, в Санкт-Петербурге – это гражданин Российской Федерации, сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, проживающий в Санкт-Петербурге на день вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в общей сложности не менее пяти лет и соответствующий одному из следующих критериев:
имеющий к недобросовестному застройщику, инвестору право требования, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, инвестором, либо имеющий вступившее в законную силу решение суда, установившее факт привлечения денежных средств указанного гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно, при этом разрешение на строительство многоквартирного дома, для строительства (реконструкции) которого были привлечены денежные средства указанного гражданина, получено до введения в действие Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
имеющий к недобросовестному застройщику, инвестору возникшее на основании сделки, совершенной до вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", право требования, включенного в реестр требований кредиторов к недобросовестному застройщику, признанному банкротом, при этом конкурсное производство в отношении недобросовестного застройщика завершено, а данное требование указанного гражданина не погашено.
В пункте 3 статьи 1 указанного закона перечислены случаи права требования - право гражданина требовать передачи жилых помещений или денежных средств:
заключение договора участия в долевом строительстве;
заключение договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);
заключение предварительного договора участия в долевом строительстве или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства (реконструкции);
заключение договора займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;
внесение денежных средств и(или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства (реконструкции) в собственность;
заключение договора простого товарищества в целях осуществления строительства (реконструкции) многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность;
выдача векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме;
внесение денежных средств в жилищно-строительный кооператив в целях участия в строительстве (реконструкции) многоквартирного дома;
заключение иных сделок, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства (реконструкции) многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, за исключением договоров, заключенных в целях приобретения квартир в многоквартирном доме на земельном участке, предназначенном для индивидуальной жилой застройки.
22.09.2009 года Правительством Санкт-Петербурга было принято распоряжение № 86-рп «О мерах по контролю за осуществлением долевого строительства многоквартирного дома по адесу: <адрес>».
На основании данного распоряжения строительство объекта передано ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1», созданному для цели завершения строительства указанного многоквартирного дома.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.01.2014 года, вступившим в законную силу 11.06.2014 года, по гражданскому делу № 2-546/2014, иск ФИО6 удовлетворен. Суд обязал ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1»:
- предоставить ФИО6 жилое помещение в строящемся жилом доме, расположенном по строительному адресу: <адрес>,) (южная часть, квартал 9, корпус 1а) в виде квартиры площадью не менее 40,19 кв.м с правом льготной оплаты пая.
- заключить договор паевого взноса с ФИО6 с правом льготной оплаты пая в размере 15 000 рублей за один квадратный метр квартиры площадью не менее 40,19 кв.м, расположенной по строительному адресу: <адрес>,) (южная часть, квартал 9, корпус 1а) (л.д. 101-104).
Как следует из пояснений стороны административного истца, указанное решение не было исполнено, в том числе и в принудительном порядке.
Таким образом, ФИО6 имела к недобросовестному застройщику, инвестору право требования, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, исполнение которого невозможно недобросовестным застройщиком, инвестором, установившее факт привлечения денежных средств указанного гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно.
Вместе с тем, ФИО6 не соответствует критерию участника долевого строительства, нуждающегося в защите, в Санкт-Петербурге ввиду отсутствия проживания в Санкт-Петербурге на день вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в общей сложности не менее пяти лет.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Как следует из представленного в материалы дела договора уступки прав требования от 26.09.2018 года (л.д. 64-65), заключенного между ФИО6 и ФИО1, по настоящему договору Цедент уступает, а Цессионарий принимает все права кредитора по делу А56-40145/2015, вытекающие из Определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-40145/2015/тр.26 от 09.02.2017 года.
При этом, судом, с учетом положений ст.ст. 382, 384 ГК РФ, отклоняется довод административного истца о том, что на основании договора уступки прав требования от 26.09.2018 года, к административному истцу перешли права по договору № 11/1Б о долевом участии в инвестировании строительства, в том числе право быть включенным в Реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите, исходя из следующего.
Сингулярное правопреемство - это переход определенных прав и/или обязанностей от одного лица к другому. В отличие от универсального правопреемства, при котором к преемнику переходит весь объем прав и обязанностей предшественника, сингулярный правопреемник занимает место предшественника лишь в одном конкретном правоотношении.
Сингулярное правопреемство на основании соглашения может происходить в следующих формах: цессия. В данном случае правопреемство в отношениях должника и кредитора происходит на стороне кредитора: право (требование) переходит от цедента к цессионарию (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Как следует из содержания договора уступки прав требования от 26.09.2018 года, уступка права требования производится в соответствии с требованиями статьи 52 ФЗ «Об исполнительном производстве», главы 24 Гражданского Кодекса РФ, решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-546/2014 от 15 января 2014 года (п.1 Договора).
Права требования уступаются в полном объеме, существующем к моменту совершения уступки, а именно передача квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>), площадью не менее 40,19 кв.м, оплаченной в размере 860 000 рублей (п.2 Договора).
Как следует из определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 года по делу № А56-40145/2015/тр.26/пр-во, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2015 года ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Определением арбитражного суда от 03.06.2016 года арбитражный суд перешел к рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» по правилам параграфа 7 Закона № 127-ФЗ.
Определением арбитражного суда от 09.02.2017 года по обособленному спору № А56-40145/2015/тр.26 в реестр требований кредиторов должника о передаче жилых помещений включено требование гражданки ФИО6 о передаче квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>) (южная часть, квартал 9, корпус 1а), площадью не менее 40,19 кв.м, оплаченной в размере 860 000 рублей, в реестр требований ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» о передаче жилых помещений.
16.10.2018 года в арбитражный суд от гражданки ФИО6 поступило заявление от 16.10.2018 б/н о процессуальном правопреемстве, в соответсвии с которым она просит заменить в реестре требований кредиторов конкурсного кредитора Бережную Н.И. о передаче квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>), площадью не менее 40,19 кв.м, оплаченной в размере 860 000 рублей, на правопреемника – ФИО1
При этом, Арбитражный суд в указанном определении указал, что исходя из пункта 1 статьи 382, статьи 384 ГК РФ, части 1 статьи 48 АПК РФ замена стороны в материальном правоотношении (уступка требования) влечет за собой процессуальное правопреемство. К новому кредитору переходят в полном объеме права и обязанности первоначального кредитора (как заявителя по делу о банкротстве, так и конкурсного кредитора должника) во всех возбужденных в рамках дела о несостоятельности производствах по отдельным заявлениям и жалобам (пункт 43 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 10-11.11.2011 № 2/2011) (л.д. 68-69).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае, на основании договора уступки прав требования от 26.09.2018 года, ФИО1 явлется сингулярным правопреемником, к которому перешло только право требования ФИО6 на передачу квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>), площадью не менее 40,19 кв.м, оплаченной в размере 860 000 рублей, включенное в реестр требований ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» о передаче жилых помещений.
Представленный договор уступки прав требования (цессии) от 26.09.2018 года не свидетельствует о возникновении права требования у административного истца включения в Реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге, поскольку в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 390 ГК РФ при уступке цедентом уступаемое требование должно существовать в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием. Исходя из содержания и смысла данной нормы права, по договору цессии может быть уступлено только реально существующее требование кредитора к должнику. ФИО6 не обладала правом на включение в Реестр граждан, участников долевого строительства, нуждающихся в защите в Санкт-Петербурге.
Кроме того, представленный договор уступки прав требования от 26.09.2018 года не содержит в качестве основания уступки прав требования договор № 11/1б о долевом участии в инвестировании строительства от 14.01.2005 года.
Возложенная на ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.01.2014 года обязанность по предоставлению ФИО6 жилого помещения в виде квартиры площадью не менее 40,19 кв.м с правом льготной оплаты пая, основана на установленном судом факте осуществления инвестирования ФИО6 долевого строительства в указанном выше доме в объеме, определенном договором долевого участия с застройщиком, а также на членстве ФИО6 в ЖСК.
При этом, административный истец каких-либо договоров с застройщиком, инвестором не заключал, в члены ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» не вступал. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 № 307-62 является частью законодательства Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты и социального обеспечения населения. Меры поддержки, предусмотренные данным законом, являются по своей сути мерами компенсационного характера, направленными на смягчение негативных последствий, наступивших для гражданина – участника долевого строительства в результате действий недобросовестного застройщика. Право на получение названных мер поддержки неразрывно связано с личностью гражданина, являющегося участником долевого строительства, нуждающимся в защите, который вложил денежные средства с целью приобретения жилого помещения, однако, в дальнейшем по независящим от него обстоятельствам, в виду действий застройщика, не исполнившего свои обязательства, данное жилье не приобрел.
В соответствии с п. 3.1 Порядка формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге, основанием для отказа во включении сведений о гражданине в Реестр является - представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В данном случае, Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 № 307-62 предоставляет меры социальной защиты именно участникам долевого строительства, нуждающимся в защите, в Санкт-Петербурге, указывая в п.2 ст. 1 Закона критерии, по которым гражданин может быть отнесен к данной категории лиц. В числе таких критериев является наличие вступившего в законную силу решения суда, подтверждающее право требования лица к недобросовестному застройщику, инвестору, либо установившего факт привлечения денежных средств указанного гражданина для строительства (реконструкции) многоквартирного дома недобросовестным застройщиком, инвестором, удовлетворение которым права требования невозможно.
При этом, решения суда в отношении ФИО1 о том, что им по договору долевого участия вносились денежные средства и что в связи с недобросовестными действиями застройщика его требования по договору не могут быть удовлетворены, не принималось.
В силу положений п.2.2 Порядка, такое решение в отношении участника долевого строительства должно быть приложено к заявлению, и отсутствие данного решения является основанием для отказа во включении в Реестр в соответствии с п. 3.1 Порядка.
Кроме того, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2018 года по делу № А56-40145/2015 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1», прекращено (л.д. 78-81).
При этом, учитывая, что правопреемство по договору уступки права требования от 26.09.2018 года было осуществлено после прекращения производства по делу о банкротстве, с учетом фактических обстоятельств дела, суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что заключение административным истцом с ФИО6 договора уступки права требования не имело целью реализации прав кредитора в деле о банкротстве и получения квартиры от недобросовестного застройщика, поскольку на момент заключения данного договора было очевидно, что указанные требования не будут удовлетворены, и осуществленное после прекращения дела о банкротстве процессуальное правопреемство также не могло привести к реализации требования кредитора о получении квартиры.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является законным, принято административным ответчиком в рамках предоставленных законодательством полномочий, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об оспаривании решения органа государственной власти, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2019 г.