Дело *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
* город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.А.,
при секретаре Дмитриевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании Приказа незаконным, обязании устранения нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 03 июня 2019 года № 2596 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка с местоположением: * обязании устранить нарушение прав ФИО1 путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка площадью 2994 кв.м. с указанным местоположением и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В обоснование требований указано, что оспариваемый приказ административным ответчиком был издан на обращение ФИО1 от 16 мая 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в д. *, с приложением документов, подтверждающих отнесение заявителя к льготной категории граждан (удостоверение ветерана труда) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ административного ответчика со ссылкой на пп.1 п. 8 ст. 39.15, п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ находит незаконным, поскольку перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не подлежит расширительному толкованию, нарушений требований к образуемому земельному участку при разработке схемы расположения земельного участка не допущено Сообщение Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» о затоплении земельного участка во время весеннего паводка не является основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель административного истца Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка в д. * явилось наличие информации о затоплении участка, вместе с тем, документов об установлении границ зон затопления (подтопления) в Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» не имеется. Границы таких зон в установленном порядке не определены, в государственный водный реестр данные о них не внесены. Сведения о зонах подтопления, затопления отображаются в документах территориального планирования, при этом по заключению кадастрового инженера В. испрашиваемый земельный участок в такие зоны не попадает. Также участок не входит в зону запрещения строительства исходя из размещения на территории объекта культурного наследия. Ограничения, связанные с внешним видом объекта капитального строительства, не могут свидетельствовать о невозможности рационального использования земельного участка. Доказательств невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его целевым назначением не представлено.
Представитель административного ответчика К. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что до обращения ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании о предоставлении в аренду земельного участка в д. * в Комитет обращался Х. с заявлением о предоставлении земельного участка, местоположение которого совпадает с испрашиваемым земельным участком. Комитетом было вынесено решение об отказе, поскольку из ответа Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» следовало, что земельный участок находится в зоне подтопления и полностью затапливается во время весеннего паводка. Участок территориально расположен в зоне Ж2, однако ввиду затопления его предоставление для индивидуального жилищного строительства невозможно. Кроме того, по данным Комитета по охране объектов культурного наследия регионального значения земельный участок находится в границе территории объекта культурного наследия, и в соответствии с разделом V Правового режима использования территории объекта культурного наследия, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по охране культурного наследия от 14 марта 2014 г. № 151, строительство объектов капитального строительства на земельном участке запрещено. По заявлению ФИО1 обращений в уполномоченные органы Комитет не направлял, руководствуясь ответами, полученными при рассмотрении заявления Х.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по природным ресурсам и экологии в Псковской области М. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражая против удовлетворения заявленных требований ввиду включения д. * в реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтопления.17 августа 2018 года заключен государственный контракт с ООО «ЛЕНВОДПРОЕКТ» со сроком выполнения работ, определенным декабрем 2019 года. Предложения и подготовленные сведения о границах зон затопления, подтопления будут направлены на согласование в МЧС России, Росгидромет, Роснедра, Росприроднадзор и после таких согласований – на утверждение в Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Т. в судебном заседании оставила вопрос об удовлетворении административного иска на усмотрение суда, пояснив, что Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области обращался 27 декабря 2018 года с запросом о возможности формирования земельного участка со ссылкой на геоинформационный портал, где было отражено местоположение испрашиваемого земельного участка, площадью 3000 кв.м.. При рассмотрении запроса специалистом была допущена ошибка, вследствие чего дан неверный ответ о нахождении участка в зоне с режимом V, при котором строительство запрещено. При проверке данных в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что земельный участок попадает в зону I, поэтому прямых препятствий на осуществление строительства в данном случае не имеется. Сведения о запросе Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области о возможности формирования земельного участка в связи с обращением ФИО1 отсутствуют.
Представители заинтересованных лиц – Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» С. и Администрации Псковского района П. в судебное заседание не явились, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей, оставив разрешение административного иска на усмотрение суда.
Кадастровый инженер В., принимавший участие в деле в качестве специалиста, в судебном заседании пояснил, что сведения о границах зоны культурного наследия регионального значения находятся общем доступе, данные о границах спорной зоны имелись в действующей системе координат, и при сопоставлении границ на карте было выявлено нахождение испрашиваемого земельного участка за границами зоны запрета строительства. Кроме того, границы земельного участка были нанесены на основной чертеж Генерального плана сельского поселения «Тямшанская волость», в результате чего по картографическому расположению земельного участка с привязками к дорогам было установлено, что в территорию зон подтопления испрашиваемый земельный участок также не входит.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 16 мая 2019 года ФИО1 обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 2994 кв.м., расположенного по адресу: * восточнее участка с КН * для индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пп. 14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона Псковской области от 11 января 2005 года № 401-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» право на предоставление земельного участка однократно в упрощенном порядке имеют ветераны труда, являющиеся пенсионерами.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 03 июня 2019 года № 2596 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с местоположением: * и в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Как следует из разъяснений, отраженных в письме председателя Комитета по управлению государственным имуществом в Псковской области от 03 июня 2019 года, на запрос Комитета о возможности формирования земельного участка площадью 3000 кв.м., местоположение которого совпадает с местоположением испрашиваемого участка, в рамках рассмотрения заявления иного лица Администрация сельского поселения «Тямшанская волость» сообщила, что земельный участок, площадью 3000 кв.м. невозможен к формированию, так как находится в зоне подтопления, во время весеннего паводка затапливается полностью.
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, содержащийся в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, является исчерпывающим.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статья 11.9 ЗК РФ содержит требования к образуемым земельным участкам, согласно п. 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без торгов» утвержден Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям № 1232 от 11 мая 2016 года, которым предусмотрена необходимость направления обращений в администрацию соответствующего муниципального образования, другие органы и организации для определения возможности предоставления земельного участка.
Пункт 24 названного Административного регламента содержит исчерпывающие перечень оснований для отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги.
Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области в предварительном согласовании предоставления ФИО1 в аренду земельного участка отказано при наличии информации Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» о невозможности формирования земельного участка ввиду нахождения его в зоне подтопления.
При этом доказательств того, что образование испрашиваемого ФИО1 земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице либо к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, не приведено. Ссылки на нарушение иных требований, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, оспариваемый Приказ не содержит.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Доказательств разработки приложенной административным истцом схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемому земельному участку не имеется, представленная административным истцом схема расположения земельного участка отвечает требованиям действующего законодательства.
Затопление земельного участка во время весеннего паводка не предусмотрено как основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В соответствии с ч. 6 ст. 67.1 ВК РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
В силу пункта 5 указанного выше Постановления Правительства РФ зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Согласно пункту 8 названного Постановления Правительства РФ границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Суду не представлено достоверных доказательств того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок входит в зону затопления, подтопления, установленную в вышеуказанном порядке. Кроме того, исходя из буквального толкования закона, п. 1 ч. 6 ст. 67 ВК РФ не содержит безусловный запрет на строительство жилых домов в границах зон затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
По сведениям Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области 17 августа 2018 года заключен государственный контракт *-ГК с ООО «ЛЕНВОДПРОЕКТ» по определению границ зон затопления, подтопления на территории Псковского района со сроком выполнения работ, определенным декабрем 2019 года. Деревня * внесена в реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтопления в результате гидрологических и гидродинамических явлений и процессов, вместе с тем границы таких зон до настоящего времени не определены.
Как следует из представленной суду схемы расположения испрашиваемого земельного участка в д. * на кадастровом плане территории с наложением на подложку основного чертежа Генерального плана сельского поселения «Тямшанская волость», испрашиваемый земельный участок находится за пределами отраженной зоны. При этом кадастровым инженером при отражении соответствующей зоны на схеме расположения выполнено с привязкой к дорогам, что позволяет определить местоположение зоны.
Ссылку представителя административного ответчика на ответ Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, данный при рассмотрении заявления иного лица, суд находит несостоятельной. В нарушение требований действующего Административного регламента обращение в указанный комитет при рассмотрении заявления ФИО1 для определения возможности предоставления земельного участка не направлялось.
При этом в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ранее при рассмотрении заявления Х. Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области была представлена информация о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне запрета на строительство объектов капитального строительства, не соответствующая действительности.
Правовой режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Погост Выбуты и его окрестности – места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги» утвержден Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14 марта 2014 года № 151, режимом раздела V которого действительно запрещено строительство объектов капитального строительства для соответствующих земельных участков.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что указанный раздел в данном случае не применим ввиду необходимости применения режима I исходя из места расположения земельного участка, согласно которому в месте испрашиваемого участка разрешено строительство объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов в традиционных для северо-запада Российской Федерации типах сельской застройки (возможно с мезонинами) высотой не более 8 метров. Расположение земельного участка по координатному описанию соотнесено с границами соответствующей территории кадастровым инженером В., в результате чего установлено нахождение земельного участка вне зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия.
Данные обстоятельства подтверждены также председателем Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Т. от 24 июля 2019 года в письме на запрос В. и не оспаривались представителем Комитета в судебном заседании.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о формальном подходе при рассмотрении административным ответчиком заявления ФИО1, решение по которому было принято без направления соответствующих запросов.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о недоказанности нахождения испрашиваемого земельного участка в границах зон затопления, подтопления, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Административным ответчиком доказательств законности отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка не представлено.
При указанных выше обстоятельствах, находя решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и нарушающим право на предоставление спорного земельного участка в аренду, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании Приказа незаконным, обязании устранения нарушения прав удовлетворить.
Признать незаконным Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 03 июня 2019 года № 2596 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка с местоположением: *
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области устранить нарушение прав ФИО1 путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 2994 кв.м. с местоположением: * и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено *.
Судья: подпись
*
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*