Дело № 2а-742/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2016 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Мухориной А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бах И. П. к администрации сельского поселения «Мещура» о признании заключения межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Бах И.П. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения «Мещура» о признании заключения межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года незаконным.
В обоснование указано, что жилое помещение, в котором он зарегистрирован не пригодно для проживания.
Бах И.П. в судебное заседание заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в представленном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие главы сельского поселения «Мещура, указано, что с заключением экспертов ООО «<данные изъяты>» администрация сельского поселения «Мещура» согласна.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд при имеющихся доказательствах рассмотрел дело в отсутствие не явившего представителя администрация сельского поселения «Мещура».
Выслушав объяснения административного истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поводом для обращения Баха И.П. с данным административным заявлением послужило несогласие с решением межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года, согласно которому жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано по техническому состоянию пригодным для постоянного проживания.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
По данному делу юридически значимыми и подлежащими выяснению являются вопросы, как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Во исполнение норм Положения в администрации сельского поселения «Мещура» постановлением администрации сельского поселения «Мещура» от 01.03.2016 года № 9 создана межведомственная комиссия.
Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано по техническому состоянию пригодным для постоянного проживания.
Вышеуказанное заключение составлено на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, Акт №2 от 219.03.2016 года. Согласно данному Акту комиссия, произведя визуальную осмотр жилого помещения с учетом обследования муниципального жилищного фонда, расположенного на территории сельского поселения «Мещура» признала данное жилое помещение пригодным для проживания, сочла, что требуется проведение текущего косметического ремонта жилого помещения и печи.
В соответствии со ст. 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Принимая во внимание отсутствие у суда специальных познаний в области строительства, заявленное административным истцом ходатайство о назначении экспертизы, судом на основании определения суда от 22 августа 2016 года, назначена строительно-техническая экспертиза.
По ходатайству административного истца проведение экспертизы поручено ООО «<данные изъяты>».
Согласно заключению экспертизы № 10/2016 жилой <адрес> является непригодным для постоянного проживания. Проведение капитального ремонта дома технически и экономически нецелесообразно.
Ответчик был ознакомлен с заключением данной экспертизы, возражения не представил.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Проведено обследование объекта, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы.
При установленных обстоятельствах процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Кроме того, согласно заключению эксперта, жилой <адрес> является непригодным для постоянного проживания. Проведение капитального ремонта дома технически и экономически нецелесообразно.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что административным ответчиками не доказано обратное, суд признает за административным истцом право на удовлетворение заявленных требований.
Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.
Таким образом, заявленные требования Баха И.П. к администрации сельского поселения «Мещура» о признании заключения межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года незаконным подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования Бах И. П. к администрации сельского поселения «Мещура» о признании заключения межведомственной комиссии № 2 от 29 марта 2016 года незаконным удовлетворить.
Признать заключение N 2 от 29 марта 2016 межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Мещура» от 01 марта 2016 №9, о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания - не соответствующим нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Обязать указанную комиссию рассмотреть вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в соответствии с нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Освободить администрацию сельского поселения «Мещура» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2016 года в 16 час. 00 мин.
Судья О.Н. Мишина