ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7433/2021 от 06.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-7433/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

630107, город Новосибирск, улица Связистов, 159 тел./факс: (383) 356-90-36

адрес официального сайта: leninsky.nsk.sudrf.ru

адрес электронной почты: leninsky.nsk@sudrf.ru

6 декабря 2021 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска

в лице судьи Кишенской Н.А.,

при секретаре судебного заседания Лебзак Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску Коробейникова Радомира Валерьевича о признании незаконными действий судебного пристава ОСП по Ленинскому району города Новосибирска,

у с т а н о в и л:

Коробейников Р.В. обратился с административным иском, просил признать незаконными действия судебного пристава ОСП по Ленинскому району города Новосибирска, выразившиеся:

-в задержании 08.10.2020 административного истца, воспрепятствовании ему явиться в суд;

-в измерении температуры тела административного истца.

Также истец просил взыскать расходы на оплату проезда в судебное заседание и на оплату услуг представителя.

Иск мотивирован тем, что административный истец 08.10.2020 в одиннадцатом часу явился в Ленинский районный суд города Новосибирска для участия в судебном заседании в качестве свидетеля. Был вынужден предоставить судебным приставам запястье для измерения температуры тела. Полагает незаконными действия судебных приставов, поскольку ему был ограничен доступ в судебное заседание, без его согласия осуществлен сбор персональных данных – измерение температуры тела в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности. По мнению истца, действия судебного пристава унижают его человеческое достоинство. Измерение температуры тела является одним из видов медицинской деятельности. Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство он не давал.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик - судебный пристав Манетов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражал против иска, пояснял, что 08.10.2020 истец был допущен в здание суда после прохождения процедуры измерения температуры.

Административный ответчик – начальник ОСП по Ленинскому району города Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – УФССП по НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов и пр.

Обязанность доказать соблюдение требований закона, в силу положений пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на судебного пристава-исполнителя, а на административного истца закон возлагает обязанность доказать нарушение его прав.

Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 1 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно статье 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 №72-п на территории Новосибирской области с 14.00 18.03.2020 введен режим повышенной готовности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Постановления Правительства Новосибирской; области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» юридические лица обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.

Письмом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.05.2020 № СД-АГ/667 обращено внимание на необходимость соблюдения в судах в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиями режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте Российской Федерации, включая режим самоизоляции отдельных категорий граждан, правила социального дистанцирования и использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Организация и обеспечение судебных заседаний должны осуществляться с соблюдением указанных требований и с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов.

В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей Новосибирской области от 16.10.2020 в целях обеспечения безопасности лиц, находящихся в здании суда и предупреждения заражения и распространения коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области временно (до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Новосибирской области) установлен следующий режим работы суда:

-ограничен личный прием граждан; приостановлен прием председателем суда;

-временно ограничен доступ в здание суда лиц, не являющихся участниками процессов, в том числе представителей средств массовой информации;

-доступ в здание суда лиц, участвующих в деле, осуществляется не ранее чем за 10 минут до начала судебного заседания (во избежание массового скопления людей в здании суда). При посещении здания суда иметь подтверждающие документы (паспорт, доверенность, ордер, извещение и др.);

-ознакомление с материалами дела осуществляется по предварительной записи с интервалом на изучение до 40 минут;

-допуск участников судебных разбирательств осуществляется только при наличии средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и после измерения температуры тела;

-при температуре 37,0 и выше, а также в случае отказа от измерения температуры, наличии признаков респираторных заболеваний, отсутствия средств индивидуальной защиты посетители в здание суда не допускаются;

-при нахождении в здании суда необходимо соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метров.

Роскомнадзор дал разъяснения по вопросу о допустимости использования тепловизоров для измерения температуры работников и посетителей предприятий и организаций (информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 10.03.2020).

При этом посетители, не имеющие с организацией трудовых отношений, будут выражать свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, выражающихся в намерении посетить организацию. При этом при выявлении повышенной температуры посетителя направляют на консультацию к врачу.

Работники, а также посетители организации должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении измерений температуры. С этой целью рекомендуется разместить на входе в организацию соответствующее объявление.

Данная информация размещена на официальном сайте Ленинского районного суда города Новосибирска, является общедоступной информацией.

Как установлено судом, 08.10.2020, в одиннадцатом часу, Коробейников Р.В. прибыл в Ленинский районный суд города Новосибирска в качестве свидетеля по делу.

08.10.2020, на пропускном посту, установленном на входе в Ленинский районный суд города Новосибирска, несли службу судебные приставы по ОУПДС, в том числе Манетов В.Н., Ходус В.В., Кудков Р.А.

Истец указывает, что без его согласия осуществлен сбор персональных данных – измерение температуры тела в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Нормы, касающиеся охраны частной жизни, также содержатся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и устанавливают:

-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, которое основывается на принципах неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункт 7 статья 3);

-запрет требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо его воли, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8 статья 9).

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), обладают конфиденциальным характером на основании Указа Президента РФ от 06.03.1997 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Истец оспаривает действия судебного пристава по измерению температуры тела, ссылается на то, что это является медицинским вмешательством.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности

Следовательно, медицинское вмешательство, в том числе термометрия, на которое граждане дают добровольное информированное согласие может быть только при выполнении медицинским работником либо лицом, имеющим право на осуществление медицинской деятельности при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

Ленинский районный суд города Новосибирска не является медицинским учреждением, поэтому измерение температуры тела при посещении его здания не является медицинским вмешательством и не требует письменного добровольного информированного согласия граждан.

Контроль температуры тела при проходе в здание суда имеет целью предотвращение распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Статьей 11 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» закреплены обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые включают: обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; осуществлять охрану здания, помещений суда;

В силу статьи 14 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

На основании пункта 3.7 Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденного приказом ФССП России от 17.12.2015 №596, при пропуске посетителей в здание, помещение суда судебные приставы по ОУПДС осуществляют контроль прохода посетителей в здание, помещения суда, а также обеспечивают соблюдение посетителями суда установленных правил внутреннего распорядка суда; используют имеющиеся в суде технические средства охраны.

В связи с введением на территории Новосибирской области режима повышенной готовности, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций обеспечить выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, необходимых для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, санитарными правилами и нормами, постановлениями, предписаниями, предложениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области.

Принимаемые Губернатором Новосибирской области меры в связи с угрозой распространения в Новосибирской области новой коронавирусной инфекции соответствуют требованиям соразмерности и обоснованности ограничения прав и свобод жителей области, поэтому не могут нарушать законные права и свободы граждан, в том числе административного истца.

Данные меры носят исключительно временный характер, их целью является именно защита здоровья людей, а не произвольное вмешательство в их личную жизнь.

Действия судебного пристава не нарушают права Коробейникова Р.В., не унижают его человеческого достоинства. Истец выразил свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, выраженных в намерении посетить организацию.

Кроме того, в условиях существенной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, представляющей опасность для окружающих, действия судебного пристава направлены на недопущение распространения инфекции (COVID-19).

Проанализировав по делу доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия совершены в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке.

Каких-либо доказательств иных нарушений прав административного истца при рассмотрении дела представлено не было.

При таких обстоятельствах, требование иска о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя не подлежит удовлетворению.

Поскольку требования административного истца оставлены без удовлетворения, то заявление о взыскании судебных издержек, удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного иска Коробейникова Радомира Валерьевича.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.12.2021.

Судья (подпись) Н.А. Кишенская

Подлинник решения находится в деле № 2а-7433/2021 Ленинского районного суда города Новосибирска.