ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-743/19 от 01.04.2019 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-743/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 01 апреля 2019 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,

при секретаре Сивковой Е.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1 адвоката Кайханиди Г.А. по ордеру №025741 от 25.02.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ администрация Юрьянского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению администрации Юрьянского района о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по проведению процедуры признания за истцом права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности включить ФИО1 в данный список.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отец ФИО1 умер 22.11.1994, а мать Н. ограничена в дееспособности. В 2015 году ФИО1 обратился в администрацию Юрьянского района Кировской области о предоставлении ему мер социальной защиты как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где его заверили, что все необходимые действия по включению его в соответствующий список детей, подлежащих обеспечению жилым помещением будут выполнены. Однако никаких действий административным ответчиком по включению ФИО1 в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выполнено не было. До достижения 23-летнего возраста ФИО1 обратился в Уполномоченному по правам человека в Кировской области о предоставлении ему указанной меры социальной поддержки, в ответе Министерства образования Кировской области истцу было разъяснено, что он не относится к вышеуказанной категории лиц по причине наличия закрепленного жилого помещения по адресу: <адрес>. 04.02.2018 ФИО1 обратился в администрацию Юрьянского района с заявлением о включении его в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, где было разъяснено, что связи с достижением возраста 23 лет только при наличии положительного решения суда осуществляется постановка на учет данных лиц, не реализовавших свое право на обеспечение жилым помещением.

В настоящее время административный истец вынужден временно проживать в Кирово-Чепецке по адресу: <адрес>, поскольку предоставленное ему жилое помещение по адресу: <адрес> не благоустроенное, отсутствует водопровод, центральное отопление и канализация. Указанный дом никогда не был включен в реестре муниципального имущества, на техническом учете не состоит.

Ответчиком не предпринимается никаких мер, предусмотренных Законом Кировской области от 04.12.2012 №222-ЗО (в ред. от 27.07.2016) по проведению процедуры признания за ФИО1 права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указанное бездействие администрации является незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца. Учитывая, что ФИО1 до достижения возраста 23 лет имел статус ребенка-сироты и, соответственно право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные действующим законодательством, обращался к уполномоченному органу за внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма, однако данное право не реализовал по независящим от него причинам, при этом статус ребенка-сироты не утратил, соответственно он имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа имеющих право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела рассмотрено в его отсутствие с участием представителя – адвоката Кайханиди Г.А.

В судебном заседании представитель истца адвокат Кайханиди Г.А. вышеизложенные доводы поддержал, просит признать незаконным бездействие муниципального образования Юрьянский муниципальный район Кировской области в лице администрации в виде непринятия мер по проведению процедуры признания за ФИО1 права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать ответчика включить ФИО1 в данный список.

Административный ответчик администрация Юрьянского муниципального района Кировской области в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на административный иск глава района указал, что до достижения 23-летнего возраста ФИО1 в органы опеки и попечительства администрации Юрьянского района по вопросам реализации своего права на обеспечение жилым помещением на территории Юрьянского района не обращался. Считают, что ФИО1 имеет право обратится в суд за защитой своих прав. Просят вынести законное и обоснованное решение по иску, дело рассмотреть без участия представителя администрации Юрьянского района.

В заключении администрация Юрьянского района в лице отдела социальной работы, исполняющего обязанности органа опеки и попечительства, указала доводы, аналогичные изложенным в отзыве на административный иск.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Пункт 9 ст. 8 указанного закона предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 16 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из представленной в материалы дела копии повторного свидетельства о рождении *** от 06.05.2010 родителями ФИО1, <дата> года рождения, являются отец А., мать Н.

22.11.1994 А. умер, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти ***.

Заочным решением Юрьянского районного суда Кировской области от 05.06.2003, вступившим в законную силу 16.06.2003, Н. ограничена в дееспособности.

Согласно справке администрации Юрьянского района Кировской области №28 от 22.01.2013, ФИО1 действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке администрации Верховинского сельского поселения Юрьянского района Кировской области ФИО1 имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Юрьянский район от 24.03.2017 ***, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не учитывается и ранее не учитывался.

Согласно ответу КОГУП «БТИ» от 02.05.2017 жилой дом <адрес> на техническом учете не состоит. Техническая инвентаризация дома не проводилась.

Как следует из письма Уполномоченного по правам человека в Кировской области от 13.04.2017, к нему поступило обращение ФИО1 о предоставлении ему мер социальной поддержки как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание ФИО1 в закрепленном жилом помещении не возможно.

Указанное обращение для принятия мер к восстановлению прав ФИО1, не достигшего к тому моменту 23-летнего возраста, было переадресовано и.о. министра образования Кировской области, который в своем ответе от 25.04.2017 сообщил, что оснований для обеспечения ФИО1 жилым помещением не имеется по причине наличия закрепленного за ним жилого помещения по адресу: <адрес>.

Таким образом, до настоящего времени право ФИО1 на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не реализовано, при этом он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, собственного жилья не имеет, то есть, его нарушенные права не восстановлены.

04.02.2019 ФИО1 обратился к МКУ администрации Юрьянского района Кировской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Письмом заместителя главы администрации Юрьянского района от 11.02.2019 ФИО1 разъяснено, что распоряжением администрации Юрьянского района от 14.05.2010 №499-р за ним было сохранено право на жилое помещение в Юрьянском районе по адресу: <адрес>, соответственно жилое помещение как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Юрьянского района Кировской области не предоставлялось. В настоящее время в связи с не обращением в орган опеки и попечительства с вопросом о реализации своего права на обеспечением жильем до достижения 23 лет, только при наличии положительного решения суда осуществляется постановка на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавших свое право на обеспечение жилым помещением.

Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика, изложенные в отзыве на иск о том, что до достижения возраста 23 лет ФИО1 не обращался в орган опеки и попечительства с вопросом реализации своего права на обеспечение жилым помещением.

Действительно, дополнительные гарантии, установленные вышеназванным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Вместе с тем, отсутствие ФИО1, как лица, относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Из анализа норм федерального жилищного законодательства следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами данной категории на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли и достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не является основанием для лишения их права на жилье.

Также, согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1 ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения вышеназванных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о признании незаконным бездействия администрации Юрьянского муниципального района Кировской области, связанного с непринятием мер по проведению процедуры признания за ФИО1 права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями подлежат удовлетворению как нарушающие права, свободы и законные интересы административного истца, и считает необходимым восстановить нарушенные права административного истца и возложить на административного ответчика обязанность совершить действия по включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым установить администрации муниципальному образованию Юрьянский муниципальный район Кировской области срок для устранения нарушений – 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также разъяснить о необходимости сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу по настоящему административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

заявленные требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Юрьянский муниципальный район Кировской области в лице администрации Юрьянского района, связанное с непринятием мер по проведению процедуры признания за ФИО1 права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать муниципальное образование Юрьянский муниципальный район Кировской области в лице администрации Юрьянского района устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1, совершить действия по включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Установить муниципальному образованию Юрьянский муниципальный район Кировской области в лице администрации Юрьянского района срок для устранения нарушений – 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, муниципальному образованию Юрьянский муниципальный район Кировской области в лице администрации Юрьянского района о необходимости сообщить об исполнении решения по административному делу в Кирово-Чепецкий районный суд и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий: Н.А.Щелчкова

Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2019 года.