ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-743/21 от 16.11.2021 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-743/21

62RS0019-01-2021-001454-50

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рыбное Рязанской области 16 ноября 2021 года

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего - судьи Рыбновского районного суда ФИО9 С.А.,

при секретаре ФИО10 Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному иску ФИО11 Инны Евгеньевны к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления № 02 от 24 июня 2021 года о несоответствии построенных или реконструируемых объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным выше иском мотивируя его тем, что истице на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство и садово-огородного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> В 2017 года истец решил построить на данном земельном участке жилой дом. 09 февраля 2018 года администрация муниципального образования Рыбновский муниципальный район выдала истице разрешение на строительство жилого дома № . Апелляционным определением Рязанского областного суда от 29 мая 2019 года в удовлетворении иска Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании данного разрешения на строительство незаконным было отказано. В апреле 2018 года истица приступила к возведению жилого дома на указанном земельном участке. 17 июня 2021 года истица обратилась к ответчику с уведомлением об окончании строительства жилого дома на принадлежащем ей спорном земельном участке. Вместе с уведомлением истец представил полный комплект документов, предусмотренный ч.3 ст.51.1 ГК РФ. 24 июня 2021 года административный ответчик выдал истцу уведомление № 02 о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по основаниям расположения спорного земельного участка в границах зоны охраняемого природного ландшафта, установленной Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14 марта 2006 г., где по мнению ответчика строительство запрещено. Считает данные действия ответчика незаконными, нарушающими её права на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом его использования и регистрации права собственности на построенный жилой дом.

Просит суд признать незаконным уведомление № 02 от 24.06.2021 г. о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО12 И.Е. путем повторного рассмотрения уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома №3419 от 17.06.2021 г. в соответствии с нормами ГК РФ на земельном участке с кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>

Истица ФИО13 И.Е., извещавшаяся надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.

Его представитель по доверенности - Мокина О.О. требования своего доверителя поддержала в полном объеме по изложенным в иске основания, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что положения ч.1 ст.52, ч.10 ст.51.1 ГК РФ, ст.34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.4 раздела V Постановления Правительства Рязанской области №62 от 14 марта 2006 г. не содержат прямого запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта. Более того, данный вывод подтверждается и судебной практикой Рязанского областного суда и Верховного суда РФ. Помимо этого в письме Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 03.02.2020 г. № ОВ/33-302 и.о. начальника государственной инспекции сообщает, что согласование с инспекцией вопросов проектирования и проведения землеустроительных, строительных и иных работ на территории в зонах охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, не требуется. Согласно письму Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 03.09.2019 г. № ДЗ/33-2783, инспекция полагает целесообразным в случаях поступления от граждан уведомлений об окончании строительства на земельных участках, расположенных в границах территории Достопримечательного места, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, при условии, что данными гражданами было в установленном законом порядке получено разрешение на строительство, выданное уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом, до дня вступления в законную силу ФЗ № 340 (то есть до 03.08.2018), руководствоваться положениями части 4 статьи 16 указанного Федерального закона, то есть выдавать уведомление об окончании строительства.

Представитель административного ответчика по доверенности - ФИО14 Т.А. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области по доверенности - ФИО15 Д.А. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, об уважительности причин своей неявки суд не уведомило.

Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав его материалы, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 и п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный музей-заповедник С.А.Есенина, местонахождение объекта: Рязанская область, Рыбновский район, село Константиново, включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14 марта 2006 года «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» утверждены границы территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта), а также Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина согласно Приложению № 2.

В силу пункта 4 раздела V Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств; проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью.

Судом бесспорно установлено и ответчиком не оспаривается, что административному истцу ФИО16 И.Е. на основании договора купли-продажи от 30 сентября 2014 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство и садово-огородного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

Также в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок полностью расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14 марта 2006 года «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина».

Данное обстоятельство подтверждается соответствующим ответом на запрос суда Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Рязанской области» от 14.10.21 г. № 0119/3479 (л.д.79-81), а также предоставленными ответчиком выпиской из публичной кадастровой карты Росреестра на спорный земельный участок, и Генеральным планом муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района и сторонами признается.

При таких обстоятельствах и на основании ч.1 ст.65 КАС РФ, суд признает данный факт не требующим дальнейшего доказывания.

09 февраля 2018 года администрация муниципального образования Рыбновский муниципальный район Рязанской области выдала разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером

17 июня 2021 года ФИО17 И.Е. обратилась в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Уведомлением № 02 от 24 июня 2021 года административный ответчик сообщил истцу о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В качестве основания принятого решения администрация района указала, что спорный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.06 «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина». Сведения о зонах охраны указанного объекта культурного наследия внесены в Государственный кадастр недвижимости 28.04.2018 г. в Режим использования земель в зоне охраняемого природного ландшафта запрещает строительство объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. Кроме того, указанный земельный участок, согласно Приказу Министерства культуры РФ от 30 сентября 2019 г. № 1449, расположен в границах территории с режимом Р-1 (территории относящиеся к территориям незастроенным в мемориальный период) с регламентным участком Р-1.5 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенных на мемориальный период (1860 по 1941гг.), где запрещено возведение объектов капитального строительства.

Пункт 2 части 10 ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривает, что в случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении застройщика, не допускается в соответствии в видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными земельными и иным законодательством РФ, ему направляется соответствующее уведомление.

В силу п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и п. 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.15, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом запрещения строительства объектов капитального строительства.

В силу ст.34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» предписано в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливать зоны охраны объекта культурного наследия, такие как: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В пункте 2 вышеназванной статьи приводятся понятия охранной зоны объекта культурного наследия, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

В силу пп. «а» п. 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.15, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований: запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства.

Таким образом, во исполнение положений ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года Постановлением Правительства РФ № 972 от 12 сентября 2015 года утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает требования к режимам использования земель и к градостроительным регламентам в границах охранных зон, в том числе требования к зонам охраняемого природного ландшафта, такие как запрещение строительства объектов капитального строительства.

В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 г. № 62, положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории и в зонах охраны музея-заповедника осуществляются по согласованию с исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным осуществлять меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Рязанской области.

Таким образом, при наличии ограничений в виде запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта государственного музея-заповедника С.А. Есенина, в которой расположен принадлежащий Синяковой И.Е. земельный участок, суд считает, что принятое административным ответчиком решение о выдаче уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома принято в соответствии с требованием закона.

Доводы истца о том, что из текста Федерального закона № 73-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 972 от 12.09.15 не усматривается наличие запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, суд не может принять во внимание, находя их несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права.

Ссылка истца на судебную практику Рязанского областного суда и Верховного суда РФ является голословной и не соответствующей требованиям ч.2 ст.64 КАС РФ.

Также суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что Постановление Правительства РФ № 972 от 12.09.15 распространяет свое действие на проекты зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, которые разрабатывались, согласовывались и утверждались в соответствии с данным Постановлением, и что на спорную зону охраны, установленную в 2006 году, они не распространяются, поскольку в сфере охраны объектов культурного наследия действует принцип преемственности, в соответствии с которым смысл и назначения проекта зон охраны памятников истории и культуры - сохранить культурное наследие и его историческую среду для будущих поколений, что предполагает необходимость принятия своевременных мер для защиты данных объектов от утраты и изменения.

Доводы административного истца относительно нарушения его прав на использование по назначению находящегося у него в собственности земельного участка, суд также находит необоснованными по следующим основаниям.

Так, в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого Уведомления незаконным.

При таких обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО18 Инны Евгеньевны к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления № 02 от 24 июня 2021 года о несоответствии построенных или реконструируемых объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, отказать.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья <данные изъяты>ФИО19 С.А.

<данные изъяты>