ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-744/19 от 27.09.2019 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-744/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2019 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Меньшиковой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Козыревского сельского поселения о признании Признать решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился с административным иском о признании незаконным решения постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе №2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1, возложении обязанности на Совет депутатов Козыревского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что депутат Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО1 не предоставил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 года на себя и членов своей семьи. В связи с чем, прокуратурой было внесено представление об устранении законодательства о противодействии коррупции, при рассмотрении которого были допущены нарушения закона. Так, на заседание постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике от 15 июля 2019 года прокурор приглашен не был. Данной комиссией факт нарушения ФИО1 требований антикоррупционного законодательства был установлен, однако было принято решение об объявлении выговора, не предусмотренное действующим законодательством. Следовательно, при рассмотрении вопроса о привлечении депутата ФИО1 к установленном законом ответственности в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства, ФИО1 создан конфликт интересов, не принято мер к исключению своего влияния в статусе председателя комиссии на членов данной комиссии, что повлекло принятие комиссией незаконного решения. Решение Совета депутатов Козыревского сельского поселения о применении мер воздействия к ФИО1 как правовой акт не оформлено, соответствующий документ не издан. По состоянию на 20 августа 2019 года сведения о доходах депутатом ФИО1 не представлены, следовательно, мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции не принято.

Представитель административного истца заместитель прокурора Кирьянова М.Б. в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО2 пояснил, что имели место нарушения при рассмотрении представления прокурора, что до настоящего времени ФИО1 декларацию на себя и членов своей семьи не сдал.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Согласно ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

С учетом изложенного выше, принимая во внимание мнение участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оно нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая совокупность условий установлена судом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции») и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Из абз. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, непредставление сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Согласно ст.ст. 19, 22 Устава Козыревского сельского поселения Совет депутатов сельского поселения является представительным органом поселения, по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения (л.д. 16-69).

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2015 году избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «Козыревское сельское поселение» пятого созыва.

Прокуратурой Красноармейского района Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о коррупции в части соблюдения депутатами представительного органа местного самоуправления установленных законом ограничений, обязанностей и запретов, в ходе которой установлено, что депутат Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО1 не представил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на себя и членов своей семьи. В связи с чем 28 июня 2019 года прокуратурой Красноармейского района Челябинской области в адрес Совета депутатов Козыревского сельского поселения внесено представление №63-2019 с требованием, в том числе, досрочно прекратить полномочия депутата ФИО1 (л.д. 8, 9).

Во исполнение указанного выше представления, прокурор Красноармейского района Челябинской области извещен проведении 15 июля 2019 года очередного заседания Совета депутатов Козыревского сельского поселения (л.д. 10).

На заседании Совета депутатов Козыревского сельского поселения 15 июля 2019 года, проходившем в составе 10 депутатов, в том числе, депутата ФИО1, был рассмотрен вопрос о нарушении законодательства о противодействии коррупции. Советом депутатов Козыревского сельского поселения было принято решение о том, что в действиях ФИО1 нет коррупционной составляющей, так как он был введен в информационное заблуждение. Согласно протоколу заседания №9 по данному вопросу голосовали: «за» - 3, «против» - 5, «воздержавшихся» - 2, то есть все присутствующие на заседании депутаты, в числе которых ФИО1, нарушение законодательства о противодействии коррупции со стороны которого и являлось предметом голосования (л.д. 119-120).

Судом также установлено, что решением постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированным в протоколе №2 от 15 июля 2019 года, ФИО1 вынесен выговор в связи с допущенными нарушениями. При этом, в состав данной комиссии, входили 3 депутата, в том числе, ФИО1, то есть лицо, в отношении которого рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий, в качестве председателя указанной комиссии (л.д. 13).

Из ответа Совета депутатов Козыревского сельского поселения от 20 августа 2019 года №82 следует, что ФИО1 сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января 2018 по 31 декабря 2018 года на себя и членов своей семьи не представлял (л.д. 14).

Таким образом, проанализировав приведенные выше правовые нормы в совокупности с установленными обстоятельствами дела, принимая во внимание, что депутатом Совета депутатов Козыревского сельского поселения ФИО1 были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, установленные федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за период с 01 января 2018 по 31 декабря 2018 года, что подтверждается материалами дела, представителем административного ответчика не оспаривается, суд полагает, что решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе №2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1 не соответствует Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Поскольку представительным органом поселения – Советом депутатов Козыревского сельского поселения какой-либо правовой акт по результатам рассмотрения представления прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции не принят, решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, зафиксированное в протоколе №2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1 не является законным, суд считает возможным возложить на Совет депутатов Козыревского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть указанное выше представление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение постоянной комиссии Совета депутатов Козыреского сельского поселения по законодательству, местному самоуправлению, мандатам, регламенту и депутатской этике, оформленное протоколом №2 от 15 июля 2019 года о вынесении выговора ФИО1.

Обязать Совет депутатов Козыревского сельского поселения повторно рассмотреть представление прокуратуры Красноармейского района Челябинской области от 28 июня 2019 года №63-2019 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Бутакова