ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7453/20 от 06.08.2020 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-7453/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Шубиной В.Ю.,

секретаря судебного заседания Матвеева С.О.,

с участием помощника судьи Массалитова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Васильевой А.С, в лице законного представителя Васильева С.Г. к Министерству образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, Конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего, общего образования в Краснодарском крае о признании решения Конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего образования от ДД.ММ.ГГГГ по апелляции Васильевой А.С, об отклонении апелляции Васильевой А.С, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Васильева А.С. обратилась в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что она, являясь выпускницей Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 95 г. Краснодара 03.07.2020г. была допущена к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по учебному предмету – литература. В ходе проведения экзамена Васильева А.С. обратилась к одному из организаторов ЕГЭ, находившемуся в аудитории, с просьбой предоставить дополнительный бланк, необходимый для письменного отражения ответов на задания с развернутым ответом, после чего вернулась к работе. Спустя 1-2 минуты Васильева А.С. попыталась взглядом найти организатора, которому адресовала просьбу о выдаче дополнительного бланка и обнаружила, что данный организатор отсутствует в помещении, то есть не отреагировал на просьбу и более того, покинул аудиторию пункта проведения экзамена (далее – ППЭ). Данное обстоятельство вызвало у выпускницы Васильевой А.С. сильное эмоциональное переживание и психологический стресс. По прошествии некоторого времени организатор все же предоставил дополнительный бланк, однако Васильева А.С. не успела перенести из черновика часть ответов в данный дополнительный бланк из-за несвоевременного предоставления дополнительного бланка и ввиду того, что ей пришлось некоторое время (более пяти минут) приходить в себя, после психологического стресса.

Таким образом, организаторами был грубо нарушен абз. 2 п. 63 Порядка проведения государственной итоговой аттестации, который гласит, что экзамен проводится в спокойной и доброжелательной остановке. Вместо создания спокойной и доброжелательной остановки в помещении ППЭ была создана атмосфера психологического давления и недоброжелательности.

Считая, что данные обстоятельства нарушают права и спровоцируют необъективное выставление баллов по результатам проверки экзаменационной работы, Васильева А.С. после завершения экзамена обратилась в штаб государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) с просьбой о предоставлении заявления для подачи апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Члены ГЭК предоставили один бланк заявления апелляции для изложения нарушений, в то время как согласно пункту 5.1. Положения о конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования апелляция о нарушении установленного порядка составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в комиссию, другой, с пометкой члена ГЭК о принятии остается у участника ГИА. Данная процедура была нарушена членами ГЭК, организаторами ЕГЭ по литературе в ППЭ .

На второй рабочий день после подачи апелляции ДД.ММ.ГГГГ. Васильева А.С. обратилась в конфликтную комиссию Краснодарского края по адресу: <адрес>, так как намеревалась присутствовать на рассмотрении апелляции. Секретарь конфликтной комиссии в устной форме пояснила, что заседание было проведено ранее, без присутствия Васильевой А.С. и её законного представителя Васильева С. Г., и согласно решению конфликтной комиссии доводы, изложенные в апелляции, не нашли подтверждения, в связи с тем, апелляция отклонена. Затем Васильева А.С. попросила предоставить копию протокола (выписку из протокола), которым оформляется решение конфликтной комиссии, на что секретарь ответила отказом, сославшись на то, что предоставление копий заявителю запрещено действующим законодательством. А так же, в связи с тем, что протокол был недооформлен надлежащим образом, а именно был подписан всеми членами Конфликтной комиссии без указания количества голосовавших «За», «Против» и «Воздержались».

Позднее Васильевой А.С. была предоставлена выписка из протокола заседания Конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано решение: отклонить апелляцию в связи с отсутствием нарушений.

Васильева А.С. считает, что данные обстоятельства подтверждают формальный подход к рассмотрению апелляции конфликтной комиссией, кроме того отсутствие оформленного протокола комиссии по состоянию на 07.07.2020г. свидетельствует о нарушении двухдневного срока, предусмотренного для рассмотрения такого рода апелляций.

В связи с чем, Васильева А.С. просит суд признать решение конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от ДД.ММ.ГГГГ. по апелляции Васильевой А.С, об отклонении апелляции Васильевой А.С, незаконным, предоставить возможность пересдать государственную итоговою аттестацию по учебному предмету - литературе в другой день, предусмотренный единым расписанием ОГЭ, ГВЭ в текущем году, а именно 08.08.2020г, обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения данного решения может нанести значительный ущерб интересам Васильевой А.С,.

В судебном заседании законный представитель административного истца Васильев С.Г. представил ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению и уточнении исковых требований.

Административный истец просит:

- Признать решение конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от ДД.ММ.ГГГГ. об отклонении апелляции Васильевой А.С, незаконным.

- Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края допустить Васильеву А.С, к повторной сдаче государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по учебному предмету - литературе в другой день, предусмотренный единым расписанием ОГЭ, ГВЭ в текущем году, а именно ДД.ММ.ГГГГ

- Обратить решение суда по данному делу к немедленному исполнению в случае удовлетворения исковых требований Васильевой А.С,.

В судебном заседании Васильева А.С. и её законный представитель Васильев С.Г. исковые требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности Купрякова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав мнения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Согласно положениям ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА). ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями.

ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в иных формах. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Порядок).

В целях реализации Порядка Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Положение).

Согласно Порядку, он определяет формы проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

ГИА проводится, в том числе в форме единого государственного экзамена с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, - для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА.

В соответствии с п. 63 Порядка, экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. В случае нехватки места в бланках ответов на задания с развернутым ответом по просьбе участника экзамена организаторы выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка организатор указывает в предыдущем бланке ответов на задания с развернутым ответом. По мере необходимости участникам экзамена выдаются дополнительные листы бумаги для черновиков.

Согласно п.64 Порядка, во время экзамена участники экзамена соблюдают требования настоящего Порядка и следуют указаниям организаторов. Организаторы обеспечивают соблюдение требований настоящего Порядка в аудитории и ППЭ.

В силу п. 96 Порядка, конфликтная комиссия принимает в письменной форме апелляции участников ГИА о нарушении настоящего Порядка и (или) о несогласии с выставленными баллами (далее вместе - апелляции).

В соответствии с п. 98 Порядка, участники экзаменов и (или) их родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции. Конфликтная комиссия не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции информирует участников ГИА, подавших апелляции, о времени и месте их рассмотрения. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

Согласно п. 99 Порядка, апелляцию о нарушении настоящего Порядка (за исключением случаев, установленных пунктом 97 настоящего Порядка) участник экзамена подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.

В целях проверки изложенных в апелляции о нарушении настоящего Порядка сведений членом ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой проводился экзамен, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников, ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция о нарушении настоящего Порядка и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом ГЭК в конфликтную комиссию.

При рассмотрении апелляции о нарушении настоящего Порядка конфликтная комиссия рассматривает апелляцию, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции;

об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции о нарушении настоящего Порядка результат экзамена, по процедуре которого участником экзамена была подана указанная апелляция, аннулируется и участнику экзамена предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в иной день, предусмотренный расписаниями проведения ЕГЭ, ГВЭ.

Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении настоящего Порядка в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

Согласно п. 3.3. Положения, конфликтная комиссия принимает и рассматривает апелляции участников ГИА по вопросам нарушения установленного порядка проведения ГИА, а также о несогласии с выставленными баллами; принимает по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляции участника ГИА; информирует участника ГИА, подавшего апелляцию, и (или) его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом решении.

Конфликтная комиссия осуществляет свою деятельность в отдельных помещениях, определенных министерством. Помещения для работы конфликтной комиссии оборудуются средствами видеонаблюдения. Видеозапись в помещениях работы конфликтной комиссии ведется в часы работы комиссии (п. 4.1. Положения).

В соответствии с п. 4.2. Положения, решения конфликтной комиссии признаются правомочными только в случае присутствия на заседании не менее 1/3 состава конфликтной комиссии. Решения конфликтной комиссии принимаются посредством голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании. В случае равенства голосов "за" и "против" председатель конфликтной комиссии, а в его отсутствие один из заместителей председателя (уполномоченный председателем) имеет право решающего голоса.

Работа конфликтной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и членами конфликтной комиссии (п. 4.3 Положения).

Итоговые протоколы в течение одного календарного дня передаются в ГЭК и региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ) для внесения соответствующих изменений в протоколы результатов ГИА и отчетную документацию (п. 4.3 Положения).

В силу п.4.9. Положения, апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей) (в случае их присутствия при рассмотрении апелляции) приглашают по графику, сформированному ответственным секретарем конфликтной комиссии и согласованным председателем конфликтной комиссии, в соответствии с журналом регистрации апелляций.

Как установлено судом, Васильева А.С., являясь выпускницей Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 95 г. Краснодара 03.07.2020г. была допущена к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по учебному предмету – литература.

В ходе проведения экзамена Васильева А.С. обратилась к одному из организаторов ЕГЭ с просьбой предоставить дополнительный бланк, необходимый для письменного отражения ответов на задания с развернутым ответом, данное право предусмотрено абз. 8 п. 63 Порядка, после чего Васильева А.С. вернулась к работе. Спустя 1-2 минуты Васильева А.С. попыталась взглядом найти организатора, которому адресовала просьбу о выдаче дополнительного бланка и обнаружила, что данный организатор отсутствует в помещении, то есть покинул аудиторию пункта проведения экзамена. По прошествии времени организатор все же предоставил Васильевой А.С. дополнительный бланк, однако из-за сильного эмоционального переживания и полученного психологического стресса, несвоевременного предоставления дополнительного бланка она не успела перенести из черновика часть ответов в данный дополнительный бланк ввиду того, что Васильевой А.С. пришлось некоторое время приходить в себя, после полученного психологического стресса.

Таким образом, организаторами был грубо нарушен абз. 2 п. 63 Порядка проведения государственной итоговой аттестации, который гласит, что экзамен проводится в спокойной и доброжелательной остановке.

После завершения экзамена Васильева А.С. обратилась в штаб ГЭК с просьбой о предоставлении заявления для подачи апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Члены ГЭК предоставили один бланк заявления апелляции для изложения нарушений, в то время как согласно пункту 5.1. Положения апелляция о нарушении установленного порядка составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в комиссию, другой, с пометкой члена ГЭК о принятии остается у участника ГИА.

07.07.2020г. Васильева А.С. обратилась в конфликтную комиссию по адресу: <адрес>, так как намеревалась присутствовать на её рассмотрении. Секретарь конфликтной комиссии в устной форме пояснила, что заседание было проведено ранее без участия Васильевой А.С. и её законного представителя Васильева С.Г., и, согласно решению конфликтной комиссии, доводы, изложенные в апелляции, не нашли подтверждения, в связи с тем, апелляция отклонена.

Затем Васильева А.С. попросила предоставить копию протокола (выписку из протокола), которым оформляется решение конфликтной комиссии, на что секретарь ответила отказом, сославшись на то, что предоставление копий заявителю запрещено действующим законодательством.

Позднее 10.07.2020г. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края предоставило выписку из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

В соответствии с п. 98 Порядка, участники экзаменов и (или) их родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции. Конфликтная комиссия не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции информирует участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА), подавших апелляции, о времени и месте их рассмотрения.

Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт надлежащего уведомления, Васильевой А.С. и ее законных представителей о времени и месте рассмотрения апелляции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляции конфликтной комиссией не была доведена лично до Васильевой А.С. и ее законных представителей.

Согласно п. 99 Порядка, конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении настоящего Порядка в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

Отказ секретаря конфликтной комиссии в предоставлении выписки из протокола также свидетельствует о наущении двухдневного срока, предусмотренного для рассмотрения такого рода апелляций. Данное обстоятельство подтверждает сопроводительное письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ, к выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания конфликтной комиссии Краснодарского края.

Обстоятельства того, что оспариваемое административным истцом решение конфликтной комиссии Краснодарского края от 7 июля 2020 года об отклонении апелляции Васильевой А.С. было принято в нарушение указанного выше Порядка, указанные действия нарушают права административного истца.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Исходя из совокупности изложенных выше обстоятельств, суд принимает решение о признании незаконным решения конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении апелляции Васильевой А.С, и как следствие отказе в допуске к повторной сдаче единого государственного экзамена по литературе.

Согласно положениям ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Представленные стороной административного истца доказательства в рамках настоящего дела отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности.

Доводы административного ответчика о законности решения конфликтной комиссии Краснодарского края от 07.07.2020г. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и являются несостоятельными.

Рассматривая требование административного истца об обращении решения суда по данному делу к немедленному исполнению суд приходит к следующему выводу к выводу.

Согласно части 2 статьи 188 КАС РФ, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Совместный приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора, определяющий сроки проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году предусматривает проведение пробного экзамена, основного и дополнительного периодов ЕГЭ. В соответствии с приказом, 8 августа в расписании предусмотрен резервный день для сдачи экзаменов по всем предметам. Данный резервный день для сдачи экзаменов является последним в текущем году.

Восстановление нарушенных прав административного истца возможно реализовать при условии допуска к повторной сдаче единого государственного экзамена по литературе 8 августа 2020г. Реализация права на образование Васильевой А.С. в текущем году окажется не возможным, если решение не будет обращено к немедленному исполнению. Учитывая процессуальный срок обжалования решения, с учетом изложенного, суд усматривает основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Васильевой А.С, в лице законного представителя Васильева С.Г. к Министерству образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, Конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего, общего образования в Краснодарском крае о признании решения Конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего образования от 07.07.2020 г. по апелляции Васильевой А.С, об отклонении апелляции Васильевой А.С, незаконным - удовлетворить.

Признать решение Конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07.07.2020 г. по апелляции Васильевой А.С, об отклонении апелляции Васильевой А.С, незаконным.

Обеспечить Васильевой А.С, возможность пересдать государственную итоговую аттестацию по учебному предмету – литературе, в другой день, предусмотренный единым расписанием ОГЭ, ГВЭ в текущую дату, а именно 08.08.2020 г.

Обратить решение по административному делу к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий –