Дело № 2а-745/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой С.Ю.
при секретаре Трегубенко Т.В.,
с участием: законного представителя истца Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» ФИО1,
представителя ответчика –администрации Хасанского муниципального района Приморского края ФИО2, действующей на основании доверенности № 03 от 03.02.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения в согласовании мест проведения поисковых работ, возложении обязанности,
установил:
административный истец Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск» обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Хасанского муниципального района Приморского края (далее по тексту АХМР ПК) о признании незаконным решения в согласовании мест проведения поисковых работ, возложении обязанности.
В обоснование иска указывает, что Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск» с целью реализации Плана проведения поисковых работ на 2017 год Приморского регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в Приморском, Хабаровском краях, Сахалинской и Еврейской автономной областях, а также Закона РФ от 14 января 1993 г. N4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и Приказа Министра обороны РФ от 19 ноября 2014г. N 845, направила письменное уведомление (исх. №10 от 19.05.2017 года) в Администрацию Хасанского муниципального района Приморского края о проведении поисковых работ в районе озера Хасан.
Указанное согласование поисковых работ с Администрацией Хасанского муниципального района необходимо для оформления пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону и разрешений на проведение поисковых работ в пограничной зоне.
Истцом получен ответ исх. № от 16.06.2017г. об отказе в согласовании проведения поисковых работ, со ссылкой на протокол заседания организационного комитета «Победа» от 16.06.2017 года, отсутствие запланированных мероприятий на проведение захоронения эксгумированных остатков, ввиду отсутствия определенного места для перезахоронения, а также необходимости привлечения специалиста-археолога с «открытым листом» действительным в течении года.
Истец с ответом администрации ХМР не согласен, указывает, что ответчиком нарушаются ст. 2 Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", согласно которой одной из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является проведение поисковой работы, нарушена ст. 8 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1, согласно которой поисковая работа организуется и проводится в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также ссылается, что в тексте указанного документа отсутствуют ссылки на конкретные нормы права, обосновывающие принятие решения об отказе в согласовании проведении поисковых работ в районе озера Хасан.
Просит 1) признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального района в согласовании проведения поисковых работ ПРМОО «Поисковое объединение «Авиа11оиск» от 16.06.2017 года №8792; 2) обязать администрацию Хасанского муниципального района согласовать проведение поисковых работ ПРМОО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» на территории Хасанского муниципального района в срок не более 30 дней с момента вынесения судебного решения.
Представитель истца командир ПРМОО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» ФИО1 в суде поддержал заявленные требования, суду пояснил, что представленные ответчику документы являлись достаточными для согласования проведения поисковых работ на территории Хасанского муниципального района в районе озера Хасан. Тогда как представление иных документов, не содержится в Плане проведения поисковых работ на 2017 год, в Приказе Минобороны РФ от 19.11.2014г. № 845.
Представитель ответчика – администрации Хасанского муниципального района Приморского края ФИО2 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения, согласно которым считает, что истец проводя поисковые работы на территории Хасанского муниципального района в период с 2013г. по 2016г. действовал незаконно, с нарушением требований федерального законодательства. В отношении истца ПРМОО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.244 УК РФ, следственным отделом по Хасанскому району СУ СК РФ по ПК ведется предварительное расследование. Командир Ливанский привлечен к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ. Ответ об отказе в согласовании поисковых работ был дан исходя из особого статуса территории, находящейся в зоне технических сооружений, где разрешение на проведение указанных работ может быть дано уполномоченным органом Управлением ФСБ России по Приморскому краю, куда истец упорно не желает обращаться.
Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля председатель Хасанского районного Совета ветеранов войны, труда, ВС и ПОО ФИО3 суду выразил аналогичную позицию с ответчиком, указав, что ПРМОО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» проводит незаконно поисковые работы на территории Хасанского муниципального района в период с 2013г. по 2016г., что объективно подтверждено официальными ответами, полученными из прокуратуры Хасанского района, которая проводила проверку коллективного обращения, поскольку Ливанский повреждал воинские захоронения, все поисковые работы и земляные проводил без наличия разрешения и согласования администрации Хасанского муниципального района, что прямо запрещено ФЗ № 4292-1 от 14.01.1993г. «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». ПРМОО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» вскрывая без соответствующего разрешения братские могилы, погибших в районе озера Хасан, не имеет не соответствующего опыта, не образования, ни средств и методов на хранение найденных останков. Необходимые анатомические, криминалистические экспертизы не проводит. Все останки хранятся небрежно в мешках, без учётно, в деформированном и загрязненном состоянии, что аморально, не допустимо, искажает весь смысл и деятельность поисковой работы. Ливанский в течение нескольких лет на территории Хасанского района действовал без получения официального разращения на эксгумационную деятельность его молодежной организации, тем самым умышленно шел на нарушения федерального законодательства. Незаконно извлекая останки трупов погибших у озера Хасан, в признанных памятниками истории и культуры тем самым надругался над телами умерших, изымал незаконно и хранил небрежно, вопреки установленных законом положений.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 22 КАС РФ.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статьи 6 Закона Российской Федерации № от 14.01.1993 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» определяет, что строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.2 Закона Российской Федерации № от 14.01.1993г. «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлены формы увековечивания памяти погибших при защите Отечества, которыми являются: сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества; проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы; создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков; публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок; присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам; занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования; установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.
В силу статьи 4 Закона РФ от 14.01.1993г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устанавливает, что ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
Статья 9 указанного Закона РФ определяет, что захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях. Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета.
Согласно постановлению администрации Приморского края от 17.11.1995г. № 580 «Об историко-культурной мемориальной заповедной территории в южной части Хасанского района» территория боевых действий советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан, Хасанского района Приморского края признана историко-культурной мемориальной заповедной территорией, а находящиеся на указанной "территории мемориальные памятники: братские могилы - определены памятниками истории и культуры.
В п.6 указанного постановления администрации Приморского края определено, что Хасанская историко-культурная мемориальная заповедная территория находится в приграничной полосе и является режимной территорией. Доступ на нее строго ограничен и осуществляется лишь с разрешения командования Хасанского пограничного отряда. За исключением пограничной заставы № 12, на заповедной территории нет населенных пунктов, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кроме небольшой водонасосной станции на южном берегу озера Хасан, обслуживающей одноименный поселок.
Согласно ответа прокуратуры Хасанского района № 121ж-2013/3280 от 29.08.2014г. по результатам проверки, проведенной по коллективному обращению председателя Хасанского районного Совета ВОВ и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ФИО3, руководителя Казачьего военно- патриотического клуба «Держава» ФИО4 по вопросу законности действий Приморской региональной молодежной общественной организации «Поискового объединения «Авиапоиск», которое под руководством командира ФИО1, установлено, что Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «Авиапоиск» осуществляли работы без каких-либо согласований с администрацией Хасанского муниципального района, Хасанского городского поселения. Перед заключением ФИО1 Договора о предоставлении Гранта № 203/37-1 от 24.07.2014 на создание единого воинского мемориала «Память Героев Хасана» с Общероссийским общественным Фондом «Национальный благотворительный фонд» не предпринимались меры для доведения планов и согласования условий строительства мемориала с органами местного самоуправления. Останки найденных тел, располагались данной Организацией в палатке в отдельных 5 мешках. В палатке располагались вещи, предметы, обнаруженные поисковой организацией в ходе поисковых работ у озера Хасан - части дисков от пулеметов, части траки танков, кружка солдатская, лопаты саперные, фрагмент чашки иностранного производства, шлем стальной, части ботинок, прицел оптический, противогазы, ножны от штыка, крышка от котелка, котелки в деформированном виде и загрязненном состоянии. По результатам обследования территории межведомственной комиссией проведено совещание, на котором принято решение в связи с множественными нарушениями закона со стороны Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «Авиапоиск» закона, приостановление всех поисковых и эксгумационных работ. Эксгумация останков из мест захоронений является, напротив, действиями, направленными на уничтожение и осквернение памяти погибших при защите Отечества.
Проверкой установлено, что командир Приморской региональной молодежной общественной организации «Поискового объединения «Авиапоиск» умышленно извлекал останки трупов погибших в результате боевых действий советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан из могил, в том числе и братских, которые признаны памятниками истории и культуры, тем самым совершал надругательство над телами умерших, изымал предметы, связанные с ритуалом погребения. <адрес> материалы общенадзорной проверки по факту надругательства над телами умерших направлены и.о. начальника ОМВД России по <адрес> для решения вопроса о возбуждении уголовного дела ОД ОМВД России по <адрес>.
Как следует из представленного ответа №.336.2015 от 22.01.2016г. прокуратуры <адрес> следует, что проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается. По факту проведения раскопок в районе мест захоронения, расположенных у подножья сопки Заозерная у озера Хасан, 03.09.2014 ОМВД России по Хасанскому району возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244 УК РФ (надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением). В ходе проверки установлено, что вопрос о перезахоронении красноармейца ФИО5 Приморской региональной молодежной организацией «Поисковое объединение «АвиаПоиск» с органами местного самоуправления не согласовывался, решение о перезахоронении останков не принималось. Руководитель Приморской региональной молодежной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» ФИО1 обращался в администрацию Краскинского городского поселения с предложением о перезахоронении останков неизвестных солдат на территории имеющегося мемориального захоронения воинов на общегражданском кладбище п. Краскино, после проведения там работ по благоустройству. Данный вопрос органами местного самоуправления не согласовывался.
По фактам выявленных нарушений прокурором района руководителю Приморской региональной молодежной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» 20.01.2016 внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа № от 28.07.2017г. прокуратуры Приморского края следует, что в рамках проведенной проверки установлено, что историко-мемориальные объекты, расположенные на территории Краскинского городского поселения, в том числе объект культурного значения «Братское захоронение 349 воинов погибших при штурме Японских укрепрайонов 1945 года в пгт.Краскино» находятся в неудовлетворительном состоянии. Руководителем Приморской региональной молодежной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» ФИО1 на мемориале захоронения воинов на общегражданском кладбище <адрес> самовольно установлена гранитная плита. Поскольку данный факт оставлен без внимания органом местного самоуправления, указанное нарушение отражено в представлении, внесенном 18.07.2017г. прокуратурой <адрес> главе администрации Краскинского городского поселения.
Административный ответчик мотивировал отказ тем, что зоны поисковых работ согласовывались ПРМО «Поисковое объединение «АвиаПоиск» с Роспотребнадзором в 2016г., тогда как в 2017г. Определены иные точки поисковой разведки, акватория озера Хасан является источником водоснабжения пгт.Хасан, вмешательство может привести к нежелательным последствиям. Решением протокола организационного комитета «Победа» от 16.06.2017г. главе Хасанского муниципального района рекомендовано не согласовывать проведение поисковых работ в историко-культурной мемориальной заповедной территории, которая утверждена Постановлением администрацииПриморского края от 17.11.1995г. № 580.
Разрешая спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, поскольку исходя из изложенных в иске обстоятельств следует, что территория боевых действий у озера Хасан, где истец планировал проведение поисковых работ относится к историко-культурной мемориальной заповедной территории, а находящиеся на ней братские могилы – определены памятниками истории и культуры, где проведение работ возможно только после согласования с органами местного самоуправления.
Истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для проведения поисковых и эксгумационных работ, направленных на поиск останков тел граждан, пропавших без вести в ходе вооруженного конфликта, проходившего в 1938 году. Доводы истца о наличии у него Гранта на создание единого воинского мемориала «Память Героев Хасана», не дают ему оснований для самовольного перезахоронения, без соблюдения положений ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации № от 14.01.1993 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Исходя из анализа положений указанного закона военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Сведения, в опровержение представленных со стороны ответчика доказательств, о незаконности проводимой на территории Хасанского района Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» поисковой деятельности, материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Исходя из положений ст. 3 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1, которыми определено понятие воинских (военных) захоронений, можно говорить о том, что военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами являются объектами историко-культурного значения.
Суд соглашается с доводами административного ответчика в том, что извлекая останки трупов погибших в результате боевых действий советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан из братских могил, на территории признанной памятником истории и культуры, истец в период с 2013г. по 2016г. в нарушение установленных федеральным законодательством требований, действовал незаконно, что послужило основанием для отказа администрации Хасанского муниципального района впредь в 2017г. проводить какие-либо поисковые работы на заповедной территории, имеющей историко-культурного значение.
При этом, представленные суду план проведения поисковых работ и обращение истца в Роспотребнадзор в 2016г. не являются правовым основанием для проведение работ вне порядка согласования с органом местного самоуправления, на которых возложена обязанность про сохранению и охране объектов культурного наследия. Таким образом, учитывая, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие правовых оснований для поиска останков пропавших без вести бойцов на территории у озера Хасан, в удовлетворении заявленных административным истцом требований, надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 186, 227, 298 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
административное исковое заявление Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения в согласовании мест проведения поисковых работ, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья С.Ю. Волкова