. Дело № 2а–745/21
Решение
именем Российской Федерации
17 июня 2021 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2,
представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РТ ФИО3,
представителя ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ ФИО4,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и обязании рассмотреть ходатайства, об изменении категории земельных участков,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском ссылаясь на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: РТ, <адрес>, Конское сельское поселение. Данные земельные участки входят в черту населенного пункта. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчикам с ходатайством о переводе земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ею были получены ответы, которые, как она полагает, не соответствуют содержанию, изложенному в ходатайствах. После получения данных ответов, она сразу же обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений РТ, на которое ДД.ММ.ГГГГ был также получен ненадлежащий ответ в форме разъяснения. Просит признать бездействие ответчиков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения требований административного иска – том № л.д. 14) незаконным и обязать их рассмотреть ходатайства о переводе земель из одной категории в другую в установленном законом порядке.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков – Министерства земельных и имущественных отношений РТ ФИО3 и Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ ФИО4 в удовлетворении административного иска возражали.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель заинтересованного лица – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ в судебное заседание также не явился, надлежаще извещен.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона позволяет сделать вывод, что решение о признании бездействия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, а не установление самого факта незаконности тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на восстановление нарушенного права административным ответчиком, чьи решения, действия (бездействие) признаются незаконными.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 50000 кв.м, и № площадью 50000 кв.м, расположенные по адресу: РТ, <адрес>; земельные участи имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения и, согласно справки руководителя исполнительного комитета Конского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением генерального плана входят в черту земель населенного пункта для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений РТ и Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ с ходатайством о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений РТ ФИО1 был дан ответ о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления путем внесения изменений в генеральные планы поселений, отображающие границы входящих в них населенных пунктов и ФИО1 было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления.
ФИО1 обратилась также и в Исполнительный комитет Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ.
Согласно ответу Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 разъяснено, что рассмотрение обращений о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию уполномочено лишь Министерство земельных и имущественных отношений РТ.
ФИО1 повторно обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений РТ, на которое ДД.ММ.ГГГГ было получено разъяснение о том, что переводом земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий в земли населенных пунктов является включение земельных участков в границы населенных пунктов, которое осуществляется органами местного самоуправления путем внесения изменений в генеральные планы поселений, отображающие границы входящих в них населенных пунктов. Принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в этом случае не требуется.
В связи с тем, что заявление о переводе земель из одной категории в другое не было рассмотрено, ФИО1 обратилась с административным иском об оспаривании бездействия Министерства земельных и имущественных отношений РТ и Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ.
Решением Пестречинского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ решение Пестречинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении административного иска к Министерству земельных и имущественных отношений РТ отменено и в этой части принятое новое решение, а именно, бездействие Министерства земельных и имущественных отношений РТ, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке ходатайства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, и суд обязал рассмотреть ходатайство административного истца в установленном порядке.
Поскольку как указывает до настоящего времени ходатайства о переводе земель из одной категории в другую не рассмотрены, ФИО1 обратилась с данным иском к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ об обязании рассмотреть ходатайство об изменении категории земельных участков.
Обращаясь с настоящим иском ФИО1 указала, в том числе на обстоятельства, имевшие место после вступления решения по административному иску в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Во исполнение этого требования закона Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена форма ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов.
Пунктом 2 этого Постановления определено, что уполномоченным органом, осуществляющим рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, является Министерство земельных и имущественных отношений РТ.
Далее установлена процедура рассмотрения: в 30-дневный срок со дня обращения заявителя Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан рассматривает ходатайство о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и направляет в Кабинет Министров Республики Татарстан проект постановления о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию либо мотивированный отказ заявителю.
Таким образом, нормативно-правовыми актами определено уполномоченное на разрешение поданного ФИО1 ходатайства лицо, а также установлен порядок его рассмотрения и решения по нему.
Из материалов дела следует, что адресованное Министерству земельных и имущественных отношений РТ ходатайство ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ составлено по форме, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№.
Министерством земельных и имущественных отношений РТ оно было рассмотрено как заявление, поступившее в порядке обращений граждан, регламентированном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и письмом № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 рекомендовано обратиться с указанным в заявлении требованием в органы местного самоуправления Пестречинского муниципального района РТ.
Однако, как указывалось выше апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ решение Пестречинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении административного иска к Министерству земельных и имущественных отношений РТ отменено и в этой части принятое новое решение, а именно, признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений РТ, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке ходатайства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и суд обязал рассмотреть ходатайство административного истца в установленном порядке. В остальной части решение суда по данному административному делу было оставлено без изменения.
Рассматривая ходатайства ФИО1, Министерством земельных и имущественных отношений РТ были даны ответы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что переводом земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий в земли населенных пунктов является включение земельных участков в границы населенных пунктов, которое осуществляется органами местного самоуправления путем внесения изменений в генеральные планы поселений, отображающие границы входящих в них населенных пунктов. Принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в этом случае не требуется.
Согласно же предоставленному в суд представителем ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РТ письму № от ДД.ММ.ГГГГ, ими в третий раз дан лишь ответ о рассмотрении обращения ФИО1 – о включении земельных участков в границы населенных пунктов.
Что касается обращения ФИО1 с аналогичным ходатайством в Палату имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, которой дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обращения с заявленными требованиями в Министерство земельных и имущественных отношений РТ в порядке и форме, установленными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№, то судебная коллегия ДД.ММ.ГГГГ согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии факта бездействия этого органа местного самоуправления, поскольку обращение ФИО1 рассмотрено в пределах установленного законом срока, по поставленным в нем вопросам, в рамках предоставленной компетенции.
Таким образом, из материалов административного дела и указанного выше апелляционного определения следует, что нормативно-правовыми актами определено уполномоченное на разрешение поданного ФИО1 ходатайства орган, а также установлен порядок его рассмотрения и решения по нему, однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствующего решения по ходатайствам ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами № принято не было, в связи с чем, бездействие Министерства земельных и имущественных отношений РТ является незаконным.
Вместе с тем в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся в принятии тех или иных решений.
Таким образом, решение суда не должно подменять решение соответствующего органа власти, в данном случае Министерства земельных и имущественных отношений РТ, в вопросах, которые закон относит к их компетенции.
Однако, с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении административного ответчика от рассмотрения ходатайства ФИО1, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд считает необходимым с учетом полномочий, возложенных законом на данный орган, возложить на Министерство земельных и имущественных отношений РТ обязанность рассмотреть ходатайства ФИО1 об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами № в установленном порядке.
С учетом изложенного, суд считает в удовлетворения административного искового заявления к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и обязании рассмотреть ходатайства, об изменении категории земельных участков необходимым отказать.
Также, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений РТ в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части иска, в размере 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений РТ, выразившееся в не рассмотрении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ходатайств ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами №
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений РТ обязанность рассмотреть ходатайства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами № в установленном порядке.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ и Исполнительному комитету Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и обязании рассмотреть ходатайства, об изменении категории земельных участков отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений РТ в пользу ФИО1 100 (сто) рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
И.Г.
Решение15.07.2021