Дело № 2а-746/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 24 апреля 2018 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Середенко С.И. при секретаре Чиненовой С.М.., с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – ФИО2, действующего на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным бездействия администрации городского округа Ступино Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации городского округа Ступино Московской области с учетом уточнения исковых требований ( л.д.36-37) о признании незаконным бездействия администрации городского округа Ступино Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка.
Требования административного истца мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании решения Ступинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. По своим техническим характеристикам здание, где расположено жилое помещение, обозначенное в техническом паспорте как <адрес>, является индивидуальным жилым домом, а принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, является частью индивидуального жилого дома и расположена на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка. Административный ответчик не принял никакого решения по его заявлению, указав в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, что согласно приложенным документам является собственником квартиры. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и проведение кадастрового учета осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, при этом земельный участок предоставляется для размещения жилого дома, а его площадь определяется с учетом площади, занятой жилым домом. Поскольку, согласно кадастровому плану территории, на испрашиваемом земельном участке прослеживаются признаки домовладения, и дом не является многоквартирным, рекомендовано в судебном порядке признать за ним право на часть жилого дома, после чего будет возможно повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса.
Административный ответчик не отрицал, что принадлежащее на праве собственности жилое помещение (квартира) фактически представляет собой обособленную часть индивидуального жилого дома, однако, несмотря на это обстоятельство не рассмотрел по существу заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и не принял по нему никакого решения.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала уточнённые исковые требования и просил их удовлетворить..
Представитель административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, и просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения. Пояснил, что Отказа в утверждении схемы не было. Ответ носил рекомендательный характер, рекомендовано обратиться в суд для признания права на часть дома, а потом обратиться с заявлением повторно. Считает, что данное административное исковое заявление не может быть рассмотрено, т.к. из заявленных требований усматривается спор о праве. В данном случае есть рекомендация, т.к. муниципальной услугой не предусмотрено утверждение схемы под многоквартирным домом. Администрация городского округа Ступино Московской области не могла оказать муниципальную услугу.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плате или кадастровой карте соответствующей территории Ступинского муниципального района».
Указанным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.10).
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: а) отсутствие у администрации Ступинского муниципального района полномочий в распоряжении земельным участком; б) невозможность предоставления муниципальной услуги в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приёме документов, но ставших известными в процессе предоставления муниципальной услуги; в) при получении информации по каналам межведомственного взаимодействия выявлено разночтение в документах заявителя; г) наличие вступивших в силу решение (определений) суда.
Согласно п. 3.3 Административного регламента при наличии указанных оснований, выявленных в процессе рассмотрения представленных документов, специалист Комитета по управлению имуществом в течение 10 дней с момента регистрации заявления готовит письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылками на нормативные правовые акты.
Решением Ступинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 признано право собственности на жилое помещение- квартиру общей площадью 60,1 кв.м, расположенную по адресу: московская область, <адрес><адрес> порядке приватизации (л.д.9). Он обратился в администрацию городского поселения Ступино Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью по адресу: <адрес> (л.д.22).
Письмом Администрации городского округа <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № И10-21/79 административный ответчик сообщил, что согласно приложенным документам ФИО3 является собственником квартиры. Поскольку, согласно кадастровому плану территории на испрашиваемом земельном участке прослеживаются признаки домовладения и дом не является многоквартирным, рекомендуют в судебном порядке признать за собой часть жилого дома, после чего будет возможно повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса. Представитель административного ответчика пояснил, что в данном ответе не был дан отказ в утверждении схемы земельного участка, а даны разъяснения. Заявление административного истца, в нарушение требований законодательства, рассмотрено по существу не было. Решение о принятии или возврате заявления административному истцу не направлено.
При указанных обстоятельствах имеет место бездействие администрации городского округа <адрес>, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка по адресу: <адрес>, нарушающее права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3 к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным бездействия администрации городского округа Ступино Московской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, возложении обязанность рассмотреть заявление ФИО3 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Ступино Московской области, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления ФИО3 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1221 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского округа Ступино Московской области рассмотреть заявление ФИО3 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1221 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> принять решение по существу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.И. Середенко
В мотивированном виде решение суда изготовлено 28 апреля 2018 года
Судья: С.И. Середенко