ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-746/2018 от 25.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-746/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО9 к Администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с данным административным иском к Администрации города Ульяновска.

В обоснование административного иска указал, что административный ответчик уведомлялся о проведении административным истцом публичного мероприятия в форме шествия и митинга. Маршрут и место проведения публичного мероприятия: от улицы <адрес> Дата и время проведения публичного мероприятия: 28 января 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Цель публичного мероприятия - «Забастовка избирателей».

Административный ответчик письмом от 17.01.2018 №537-01 сообщил, что не может согласовать проведение публичного мероприятия по данному адресу в указанный в уведомлении период времени, по причине проведения иного, ранее запланированного мероприятия. При этом, Административным ответчиком было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и форму проведения публичного мероприятия и провести митинг, 28.01.2018 года по адресу: г. <адрес>

Административный истец 18.01.2018 года выразил свое согласие с местом проведения публичного мероприятия, указанном в письме Административного ответчика от 17.01.2018 года №537-01, но не с изменением формы проведения публичного мероприятия.

Таким образом, Административным ответчиком было осуществлено незаконное воспрепятствование Административному истцу в проведении публичного мероприятия в той форме, а именно шествие и митинг, о которых идет речь в Уведомлении Административного истца.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинга и демонстрации, шествия и пикетирования.

Просил суд признать не соответствующим закону и нарушающим права ФИО1 решение главы Администрации города Ульяновска, выраженное в письме от 17.01.2018 №537-01 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленной форме: <адрес> до улица <адрес> с митингом по адресу: <адрес> с 14 часов 00 минут 28 января 2018 года до 18 часов 00 минут, с количеством участников —.500 человек, согласно приложенной схеме публичного мероприятия; Признать за ФИО1 права на проведение публичного мероприятия в форме шествия и митинга от <адрес> с митингом по адресу: <адрес> с 14 часов 00 минут 28 января 2018 года до 18 часов 00 минут, с количеством участников — 500 человек, согласно приложенной схеме публичного мероприятия.

В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления и доводы, изложенные в нем поддержал в полном объеме, дополнив, что 17 января 2018 года им было получено письмо Администрации от указанной же даты №537-01, в котором ему было предложено изменить место проведения публичного мероприятия проведения публичного мероприятия и провести митинг 28.01.2018 года по адресу: <адрес> (площадка перед старым вокзалом), он согласился с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия, о чем указал на оспариваемом письме, но фактически он был согласен на изменение места запланированного публичного мероприятия, но не его формы, в связи с чем им было оформлено письменное согласие с местом проведения публичного мероприятия, в котором он подтвердил свое намерение о его проведении в форме митинга и шествия от <адрес>, к данному согласию им был приложен маршрут шествия. Данное сообщение при его явке в Администрацию города Ульяновска было зарегистрировано и через некоторое время он был приглашен к начальнику управления ФИО10 который самостоятельно осуществил исправления в указанном документе, вычеркнув из него данные о такой форме проведения публичного мероприятия как шествие, при этом на него (административного истца) оказывалось психологическое давление, он был устно уведомлен о том, что публичное мероприятие в форме шествия согласовано не будет, что вынудило его поставить подпись под исправлениями. Указанные исправления вносились в согласие в присутствии сотрудника Администрации ФИО11

Представитель административного истца по устному заявлению ФИО2 поддержал исковые требования административного истца и его доводы, дополнив, что представленный маршрут шествия подразумевает движение участников шествия не по проезжей части дороги, а по тротуару, что не сказалось бы на привычном движении автомобильного транспорта на заявленном участке дороги.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на то, что 15.01.2018 года в администрацию города Ульяновска от ФИО1 поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга. Маршрут и место проведения публичного мероприятия: от улицы <адрес>). Дата и время проведения публичного мероприятия: 28 января 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Цель публичного мероприятия - «Забастовка избирателей». Вместе с тем администрация не могла согласовать проведение данного мероприятия в указанное время и в указанном месте по причине проведения в этом же месте и в это же время другого публичного мероприятия, которое было запланировано ранее, о чем сообщило организатору публичного мероприятия письмом от 17.01.2018 года № 537-01 и предложено проведение митинга в указанный день по адресу: <адрес>). ФИО1 с данным предложением согласился, о чем указал на подлиннике оспариваемого решения 17.01.2018 года. 18.01.2018 года от ФИО1 поступило сообщение о согласии с местом проведении публичного мероприятия, при этом он указывал на проведение публичного мероприятия в форме шествия в том числе, представил маршрут шествия. С административным истцом созвонились с целью урегулирования вопроса по времени проведения публичного мероприятия, в ходе разговора было разъяснено о невозможности проведения публичного мероприятия в форме шествия по причине необходимости перекрытия дороги, поскольку постановлением № 129-П установлен порядок осуществления временных ограничений движения транспортных средств, требующий наличия уведомления об этом за 30 дней. 22 января 2018 года административным истцом было дано согласие на проведение публичного мероприятия только в форме митинга.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что административным истцом 15.01.2018 года в Администрацию города Ульяновска было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга. Маршрут и место проведения публичного мероприятия: <адрес> с митингом по адресу г.<адрес> Дата и время проведения публичного мероприятия: 28 января 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут. Цель публичного мероприятия - «Забастовка избирателей».

Письмом от 17.01.2018 №537-01 административному истцу Главой администрации города Ульяновска дан ответ, в котором сообщалось, что проведение публичного мероприятия по заявленному маршруту и не может быть согласовано по причине проведения иного, ранее запланированного мероприятия. При этом, было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести митинг, 28.01.2018 года по адресу: г<адрес>).

Оспариваемый ответ дан должностным лицом органа местного самоуправления – Главой администрации города Ульяновска в соответствии с его полномочиями.

В суд с административным исковым заявлением ФИО1 обратился в установленные сроки.

Данное решение в форме письма было получено административным истцом 17.01.2018 года, при этом под текстом обращения, он указал о согласии с предложенным и расписался.

18 января 2018 года административный истец обратился в администрацию с обращением, оформленном в виде согласия с местом проведения публичного мероприятия, в котором указал о своем намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга <адрес> с 14-00 28 января 2018 года до 18-00 часов, приложением к обращению явился планируемый маршрут шествия.

В дальнейшем, в поданное обращение были внесены изменения, указания о проведении мероприятия в форме шествия исключены.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1 ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

В соответствии с данной нормой шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Частью 1 статьи 8 вышеназванного закона предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в частности, согласно пункту 2 части 1 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).

Таким образом, соблюдение органами власти законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичных мероприятий в местах интенсивного пешеходного движения и (или) движения транспорта свидетельствует о соблюдении норм международного права.

Довод о том, что административному истцу администрацией города Ульяновска отказано в проведении публичного мероприятия в заявленной смешанной форме - митинг и шествие не соответствует действительности.

Как указано выше, истец под текстом оспариваемого уведомления указал о согласии с изложенной в нем информации, вместе с тем, у него имелась возможность изъявить иную точку зрения при ее наличии либо в этом же день подать новое уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия в интересующую его дату с учетом временного промежутка, необходимого для проведения митинга, однако повторного обращения не последовало.

Более того, в связи с необходимостью согласования времени административным истцом 18.01.2018 года в Администрацию города Ульяновска было подано согласие на изменение места проведения публичного мероприятия, в которое им 22.01.2018 года были внесены изменения, свидетельствующие об отказе от предоставленного ему права на проведение публичного мероприятии в форме шествия 28.01.2018 года.

То обстоятельство, что в оспариваемом ответе отсутствуют указания о заявленной ранее форме публичного мероприятия – шествие, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку в дальнейшем данный вопрос был разрешен по существу и утратил свою актуальность ввиду отказа административного истца от данной формы публичного мероприятия в заявленную дату.

Доводы о том, что исправления в его обращение, оформленное в форме согласия, внесены иным лицом, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.

Так, свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что является начальником отдела по противодействию терроризму Администрации города Ульяновска. 15 января 2018 года ФИО1, которого он знает в связи с неоднократными обращениями с инициативой проведения публичных мероприятий, подал уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинг и шествие на площади 30-летию Победы, но по указанному адресу уже было согласовано иное публичное мероприятие, уведомление о проведении которого была подано ранее. Об этом ФИО1 был дан ответ и предложено иное место для проведения запланированного им публичного мероприятия, с чем он согласился. Указав об этом на письме. 18.01.2018 года ФИО1 явился в администрацию с обращением с указанием о проведения публичного мероприятия том числе в форме митинга, данное обращение было принято в установленном порядке. В связи с тем, что остался несогласованным временной промежуток запланированного ФИО1 публичного мероприятия он был приглашен в администрацию по телефону и 22.01.2018 года в ходе личной беседы с ФИО13, происходящей в его присутствии, отказался от проведения мероприятия в форме шествия, при этом добровольно, без какого-либо принуждения вычеркнул из обращения (согласия) сведения о шествии, под исправленным собственноручно оформил запись: «исправленному верить», проставил дату и подпись. ФИО14, действительно, в ходе беседы разъяснял о необходимости соблюдения порядка перекрытия дорог и сложностей, связанных с этим. Однако, беседа велась в дружелюбной обстановке и ее целью явилось оказание практической помощи ФИО1 в силу его возраста и отсутствия опыта. ФИО5 же занимается вопросами организации публичных мероприятий более 7 лет и имеет огромный опыт в данной области, зарекомендовал себя как грамотный специалист и тактичный руководитель. Никакого давления на ФИО1 ни с чьей стороны не оказывалось. Исправления ФИО1 внес лично.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку он не заинтересован в исходе данного дела, неприязненных отношений между ним и ФИО1 не имеется, более того, после допроса указанного свидетеля ФИО1 подтвердил то обстоятельство, что самостоятельно внес записи в сообщение « исправленному верить», проставил число и подписи.

Таким образом, с учетом совокупности всех исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что администрация города Ульяновска не отказывала административному истцу в проведении публичного мероприятия в виде шествия.

Более того, публичное мероприятие в форме митинга запланировано на площади у Старого вокзала, данная площадка определена в качестве одного из мест для массового присутствия граждан в целях публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на территории города Ульяновска и позволит привлечь внимание горожан, достичь заявленных организаторами целей.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.

При таком положении, в удовлетворении административного иска следует отказать.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон ( ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 ФИО15 к Администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа № 537-01 от 17.01.2018 года в согласовании проведения публичного мероприятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева