ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-746/2023 от 27.07.2023 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0033-01-2023-000919-77

Дело № 2а-746/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 27 июля 2023 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Селюдеевой О.Г.,

при секретаре Шульгиной Н.Н.,

с участием административного истца

помощника прокурора Мостовского района Шунаева В.А.,

представителя административного ответчика

и.о. главы Мостовского городского поселения Верещагина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мостовского городского поселения Мостовского района об оспаривании бездействия,

установил:

и.о. прокурора Мостовского района Краснодарского края Лымарь В.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района;

- обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района устранить нарушения в виде отсутствия по всей протяженности ул. Новоселова, ул. Строительной, ул. Российской, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Новоселова, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Строительную в пгт. Мостовской, стационарного электрического освещения, тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Ахматова в пгт. Мостовском тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Потемкина в х. Веселый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Речной, ул. Садовой, ул. Алычевой в х. Садовый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, на участках автомобильных дорог общего пользования Мостовского городского поселения Мостовского района, в ходе которой выявлены нарушения. По результатам проведенного обследования с участием ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому района автомобильных дорог общего пользования прокуратурой района главе поселения 27.06.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, выраженных в отсутствии, в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.9. ГОСТ Р 50597-2017 по всей протяженности ул. Новоселова, ул. Строительной, ул. Российской, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Новоселова, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Строительную в пгт. Мостовской, стационарного электрического освещения, тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Ахматова в пгт. Мостовском тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Потемкина в х. Веселый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Речной, ул. Садовой, ул. Алычевой в х. Садовый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек). Согласно ответу администрации Мостовского городского поселения от 27.07.2022, мероприятия по устранению нарушений будут учтены при формировании бюджета на 2023 год. Необходимо отметить, что ранее ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району 27.08.2020, 10.03.2021, 27.08.2022 в администрацию Мостовского городского поселения направлялись представления № 49, № 13 и № 8 по результатам рассмотрения которых сообщено о принятии мер по устранению нарушений по мере возможности. Изложенное свидетельствует о длительном неисполнении административным ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей. По результатам повторной проверки ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району от 15.05.2023 установлено, что ранее выявленные нарушения улично-дорожной сети указанных дорог не устранены. На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства полномочен, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обращается в интересах участников дорожного движения на указанных участках автомобильных дорог местного значения, право которых на безопасное передвижение по ним нарушено вследствие отсутствия стационарного электрического освещения. Определить точное число таких лиц невозможно.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Мостовского района Шунаев В.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, по основаниям изложенным выше.

Представитель административного ответчика – и.о. главы Мостовского городского поселения Верещагин В.В. в судебном заседании пояснил, что в случае удовлетворения требований прокурора просит применить отсрочку к исполнению решения по данному делу до 01.08.2024, поскольку администрация не имеет возможности, по объективным причинам, в полном объеме исполнить указанное решение суда в сроки установленные ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В настоящее время в бюджете поселения отсутствуют надлежащие денежные средства. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Решением Совета Мостовского городского поселения от 08.12.2022 № 182 утвержден бюджет Мостовского городского поселения Мостовского района на 2023 год. Установлен предельный объем муниципального внутреннего долга Мостовского городского поселения Мостовского района на 2023 год в сумме 10254,8 тыс. рублей. Годовой бюджет Мостовского городского поселения Мостовского района на 2022 год составляет всего 180 143,7 тыс. рублей, в данную сумму входят расходы по исполнению бюджета согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Затраты только на содержание и оплату уличного освещения пгт. Мостовского составляют в год 10 000 тыс. рублей в том числе техническое обслуживание 1 896 тыс. рублей. Также администрация несет ряд других обязательств финансового характера. 09.01.2023 между администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района и ПАО «ТНС ЭнергоКубань» заключен договор энергосбережения на приобретение электроэнергии на сумму 2 500 тыс. рублей. 01.01.2023 между администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района и АО «НЭСК» заключен контракт на энергосбережение на приобретение электроэнергии на сумму 2 100 тыс. рублей. На дорожный фонд в 2023 год было выделено 16 042,0 тыс. рублей, в том числе 11 042,5 тыс. рублей - ремонт дорог, 5 000 тыс. рублей - на содержание дорог. В рамках дорожной карты, все средства распределены в соответствии с кассовым планом расходов. Администрация Мостовского городского поселения находится на полном кассовом обслуживании в УФК по Краснодарскому краю, которым проводится постоянный контроль за недопущением сверх лимитов бюджетных обязательств.

Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Мостовскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен. Отзыв на исковое заявление не представил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, на участках автомобильных дорог общего пользования Мостовского городского поселения Мостовского района, в ходе которой были выявлены нарушения.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенного обследования с участием ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому района автомобильных дорог общего пользования прокуратурой района главе поселения 27.06.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, выраженных в отсутствии, в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.9. ГОСТ Р 50597-2017 по всей протяженности ул. Новоселова, ул. Строительной, ул. Российской, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Новоселова, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Строительную в пгт. Мостовской, стационарного электрического освещения, тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Ахматова в пгт. Мостовском тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Потемкина в х. Веселый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек); отсутствии в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по всей протяженности ул. Речной, ул. Садовой, ул. Алычевой в х. Садовый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек).

Согласно ответу администрации Мостовского городского поселения от 27.07.2022, мероприятия по устранению нарушений будут учтены при формировании бюджета на 2023 год. Ранее ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району 27.08.2020, 10.03.2021, 27.08.2022 в администрацию Мостовского городского поселения направлялись представления № 49, № 13 и № 8 по результатам рассмотрения которых сообщено о принятии мер по устранению нарушений по мере возможности.

Данные обстоятельства свидетельствует о длительном неисполнении администрацией Мостовского городского поселения возложенных на них в силу закона обязанностей. При этом, с их позицией нельзя согласиться поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон № 257-ФЗ) одной из целей данного закона является определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований.

На основании п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно п. 5 ст. 3 закона № 257-ФЗ одним из элементов обустройства автомобильных дорог является освещение.

В части 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В силу ст. 3 закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения основывается на ряде принципов, в том числе на приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

По смыслу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - I Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

На основании п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, п. 6.9 ГОСТ Р № 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают для улучшения условий видимости.

По результатам повторной проверки ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району от 15.05.2023 установлено, что ранее выявленные нарушения улично-дорожной сети указанных дорог не устранены. Также администрацией поселения не подтверждена финансовая возможность устранения перечисленных нарушений в рамках существующих контрактов на содержание автомобильных дорог.

Учитывая изложенное выше, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме, предоставив администрации Мостовского городского поселения Мостовского района срок для устранения имеющихся нарушений до 01.08.2024, поскольку для исполнения решения суда требуется выполнить ряд необходимых работ, что требует значительных затрат бюджетных денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мостовского городского поселения Мостовского района об оспаривании бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района.

Обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района в срок до 01.08.2024 устранить нарушения в виде отсутствия по всей протяженности ул. Новоселова, ул. Строительной, ул. Российской, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Новоселова, проулка соединяющего ул. Российскую и ул. Строительную в пгт. Мостовской, стационарного электрического освещения, тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Ахматова в пгт. Мостовском тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Потемкина в х. Веселый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек), по всей протяженности ул. Речной, ул. Садовой, ул. Алычевой в х. Садовый Мостовского городского поселения тротуаров (пешеходных дорожек).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Мостовской районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья О. Г. Селюдеева