ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7489/2016 от 20.05.2016 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

председательствующего судьи

при секретаре

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> регистрации договора от 22.10.2015г. аренды земельного участка (кадастровый )

Установил:

Административный истец – ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> в регистрации договора от 22.10.2015г. аренды земельного участка (кадастровый ) с местоположением: <адрес>, северо-западнее здания, имеющего адрес: <адрес>, шос.<адрес>, строение 19, и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> по вступлению в законную силу решения суда в месячный срок осуществить регистрацию договора от 22.10.2015г. аренды земельного участка (кадастровый ) с местоположением: <адрес>, северо-западнее здания, имеющего адрес: <адрес>, шос. <адрес>, строение 19, заключенного между Мэрией городского округа Тольятти и ФИО1.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям земельного и гражданского законодательства, нарушает права и законные интересы ФИО1

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 на аукционе заключила договор купли-продажи зданий и сооружений пионерского лагеря «Чайка», расположенных по адресу: <адрес>, северо-западнее здания <адрес>, 61.

Указанный договор был заключен с МУП <адрес> «Инвест-Проект», который владел данным имуществом, являющимся муниципальной собственностью, на праве хозяйственного ведения. Продажа имущества на аукционе предприятием была осуществлена с согласия собственника - мэрии городского округа Тольятти (постановление мэрии 26.12.2011г. -п/1).

Законность и правомерность данной сделки подтверждена вступившими в законную силу решениями Автозаводского районного суда <адрес> от 20.09.2012г. по делу , от 13.05.2013г. по делу .

На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировала право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в ЕГРП.

Согласно п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании заявления административного истца мэрия г.о. Тольятти предоставила в аренду для эксплуатации принадлежащих административному истцу сооружений земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:1065 для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений пионерского лагеря «Чайка» на основании договора аренды земельного участка от 22.10.2015г.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено сообщение Управления Росреестра по <адрес> (далее – орган Росреестра) об отказе в государственной регистрации.

Административный истец, как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений пионерского лагеря «Чайка», имеет в силу ст. 36 ЗК исключительное право на указанный земельный участок и отказ в регистрации договора аренды нарушает данное право, лишает административного истца возможности осуществлять владение и пользование объектами недвижимости, расположенными на указанном земельном участке.

Мэрия г.о. Тольятти предоставила в дело отзыв, согласно которого поддерживает доводы административного истца, изложенные в административном иске, просит суд удовлетворить иск в полном объеме и рассмотреть данное дело без участия своего представителя.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по <адрес>, действующий по доверенности ФИО3 заявленные требования не признал, согласно представленного отзыва считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению, полагает, что отказ в государственной регистрации договора аренды от 22.10.2015г. является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценивая письменные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 на аукционе заключила договор купли-продажи зданий и сооружений пионерского лагеря «Чайка», расположенных по адресу: <адрес>, северо-западнее здания <адрес>, 61.

Указанный договор был заключен с МУП <адрес> «Инвест-Проект», который владел данным имуществом, являющимся муниципальной собственностью, на праве хозяйственного ведения. Продажа имущества на аукционе предприятием была осуществлена с согласия собственника - мэрии городского округа Тольятти (постановление мэрии 26.12.2011г. -п/1).

На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировала право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в ЕГРП, в том числе на объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:1065 (свидетельство о государственной регистрации 63-АЛ и свидетельство о государственной регистрации 63-АЛ .

ДД.ММ.ГГГГ Мэрией г.о.Тольятти было подано заявление на государственную регистрацию договора аренды в отношении указанного выше земельного участка с кадастровым номером .

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Мэрией г.о. Тольятти и ФИО1.

Причиной отказа органа Росреестра послужил факт отсутствия в п.8 кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ кадастровых номеров объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, в связи с чем, орган Росреестра не смог определить, расположены ли данные объекты в пределах границ земельного участка с кадастровым номером .

Суд считает данную причину необоснованной, так как объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с указанным кадастровым номером поставлены на государственный кадастровый учет (кадастровые номера: ), следовательно, у регистрирующего органа имелась возможность однозначно идентифицировать данные объекты и их нахождение по кадастровому номеру.

Кроме того, на запрос административного ответчика – 6481 от 10.11.2015г мэрия г.о. Тольятти подтвердила, что согласно имеющимся сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (АИС О ГД) департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти вышеуказанные объекты капитального строительства: уборная, площадью 23,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, стр. 9 и уборная, площадью 22,8 кв.м, <адрес>, стр. 10 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ( письмо от 25.11.2015г. ) и повторно в письме от 31.12.2015г. .

Следующей причиной отказа, по мнению органа Росреестра, является тот факт, что «площадь предоставленного в аренду земельного участка, значительно превышает размер участка, необходимого для использования принадлежащих ФИО1 объектов недвижимости».

Правовой причиной для отказа в данном случае орган Росреестра указывает «Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти», утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008г. , согласно которым в зоне Р-3 установлены предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанная причина является необоснованной, так как земельный участок площадью 14 126 кв.м, с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, северо-западнее здания, имеющего адрес: <адрес>, шос. <адрес>, строение 19 сформирован для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений пионерского лагеря «Чайка» 26.03.2013г.

Пункт 4 статьи 64 указанных Правил, предусматривающий предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в территориальной зоне Р-3 был дополнен в соответствие с решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013г. , то есть уже после постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, ссылка органа Росреестра на Правила землепользования и застройки в редакции, действовавшей после формирования рассматриваемого земельного участка, является неправомерной.

Также необходимо отметить, что объекты недвижимости, принадлежащие ФИО1, и расположенные на данном земельном участке являются сооружениями пионерского лагеря «Чайка» (данный факт подтверждается договором купли - продажи от 20.02.2012г.), следовательно, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером соответствует назначению сооружений на нем расположенных.

Следующей причиной отказа орган Росреестра указывает отсутствие решения органа местного самоуправления об образовании земельных участков, предусмотренного ст.11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент образования земельных участков и постановки на кадастровый учет).

Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 26.03.2013г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей до 01.03.2015г., образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Заявление ФИО1 о предоставлении вышеуказанного образованного в результате раздела земельного участка поступило в мэрию городского округа Тольятти 22.09.2015г. (№К-2557/5.2).

Федеральным законом от 23.06.2014г. №171-ФЗ были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты, вступившие в силу с 01.03.2015г.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, в редакции действующей после 01.03.2015г., образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером образован до вступления в силу указанной нормы земельного законодательства, утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, не требуется (и не представляется возможным).

Таким образом, отсутствие документа, который не может быть принят органом местного самоуправления в силу закона, не может являться причиной для отказа в регистрации договора аренды.

Согласно ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

Заявителем, в соответствии с указанной нормой закона, в соответствии с Перечнем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренным Административным регламентом, утвержденным Приказом от 09.12.2014г. Минэкономразвития РФ предоставлены все необходимые документы для регистрации рассматриваемого договора.

Согласно п.2 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по <адрес> отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 22.10.2015г .

В соответствии с п.1 ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

В статье 3.1 данного закона указаны земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, занятые зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

На момент заключения договора аренды от 22.10.2015г., т.е. на момент распоряжения земельным участком и подачи заявления на государственную регистрацию данного договора на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:1065 зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности муниципального образования г.о. Тольятти не имелось, соответственно, довод административного ответчика о необходимости предварительной регистрации права мэрии г.о. Тольятти на указанный земельный участок для распоряжения им, не соответствует законодательству и отклоняется судом.

Кроме того, указный довод не был указан в качестве основания отказа в регистрации договора аренды от 22.10.2015г. .

При таких обстоятельствах суд признает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.п. 1 п. 3 указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст.ст. 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> в регистрации договора от 22.10.2015г. аренды земельного участка (кадастровый ) с местоположением: <адрес>, северо-западнее здания, имеющего адрес: <адрес>, шос.<адрес>, строение 19.

Обязать Управление Федеральной Регистрационной службы по <адрес> по вступлению в законную силу решения суда в месячный срок осуществить регистрацию договора от 22.10.2015г. аренды земельного участка (кадастровый ) с местоположением: <адрес>, северо-западнее здания, имеющего адрес: <адрес>, шос. <адрес>, строение 19, заключенного между Мэрией городского округа Тольятти и ФИО1.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивировочного решения в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Иванов А.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>