ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-748/19 от 22.08.2019 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2019-001143-56

Дело №2а-748/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего Куприяновой С.Н.,

при секретаре Гришиной В.В.,

с участием административного истца Лапо Е.М., представителя административного ответчика Томина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапо ФИО6 к администрации города Зеи о признании незаконным отказа в согласовании места накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности согласовать место накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Лапо Е.М. обратился в суд с настоящим административным иском к административному ответчику администрации города Зеи, просит признать незаконным отказ администрации города Зеи в согласовании места накопления твердых коммунальных отходов, имеющее географические координаты: <данные изъяты>, и включении его в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи; обязать администрацию города Зеи согласовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, имеющую географические координаты: 55.<данные изъяты>, и включить её в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <Дата обезличена> главой администрации города Зеи было подписано постановление <Номер обезличен> «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включения сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи». В связи с тем, что он проживает в частном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> 1, а также тем, что еще задолго до мусорной реформы предыдущими собственниками домов <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <адрес>, была создана контейнерная площадка, то им, во исполнение п.21 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО, обязывающего в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования, в адрес административного ответчика была направлена заявка о согласовании и включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи, расположенной на прилегающей территории к его дому и на границе с соседним домом <Номер обезличен>, имеющей географические координаты: 55.75399400, 37.62209300. Данная площадка, существует уже более 24 лет, на которой расположен самодельный металлический контейнер соответствующий стандартным размерам, закрывающейся крышкой, стоящий на гравийно-бетонной основе, за который они, а также их соседи с <адрес> постоянно следили, не допуская его переполнения, своевременно попеременно вывозили ТКО за счет собственных средств, заключая единичные договора с соответствующим коммунальными службами. <Дата обезличена> от административного ответчика ему пришел отказ в согласовании места накопления ТКО и включении его в реестр, который он считает незаконным, так как оно вынесено с нарушением требований действующего законодательства, а также локальных нормативно-правовых документов, и он напрямую нарушает его права, свободы, а также законные интересы. Отказ административного ответчика в согласовании места (площадки) ТКО и внесении её в соответствующий реестр лишает его возможности заключения с региональным оператором договора на вывоз ТКО, поскольку последний вывозит ТКО только с площадок, включенных в общий реестр. Однако вопреки этому, административный ответчик, поступившую от него заявку рассмотрел в нарушение установленных сроков, а также с нарушением принятия итогового акта, а именно административный ответчик должен был по результатам её рассмотрения принять решение, а не ограничиться простым сообщением и указать соответствующие основания, по которым ему было отказано, а к таковым повторное включение в реестр сведений об одном и том же объекте с привязкой его к разным площадкам не относится. Административный ответчик необъективно сослался на то, что информация о его <адрес>, относящегося к контейнерной площадке размещения ТКО, расположенной в районе <адрес> уже внесена в п. 25 реестра мест накопления ТКО. В п. 25 реестра мест накопления ТКО <адрес> указаны дома <адрес> с 5 по 23 (нечетная сторона) и с 14 по 28 (четная сторона), место нахождения контейнеров для которых расположено не у <адрес>, а на пересечении <адрес> - <адрес>, а его <адрес> вообще ни к какой контейнерной площадке не отнесен. Созданная административным ответчиком контейнерная площадка накопления ТКО на пересечении указанных улиц не соответствует действующим требованиям, предусмотренным СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Место накопления ТКО, созданное административным ответчиком на пересечении пер. Маревый и <адрес>, не имеет какого-либо покрытия, ограждения, контейнеры просто расположены на почвенном покрове и на них отсутствуют крышки, в результате чего, имеется свободный доступ к ним бродячих домашних животных и при ветреной погоде мусор разлетается по всей прилегающей территории. Кроме этого, данное место расположено от его дома на расстоянии в 266 метров.

В судебном заседании административный истец Лапо Е.М. на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Томин А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что с 1 января 2019 года ч. 4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» действует в новой редакции, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления отнесено: определение схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накопления ТКО; создание и содержание мест накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Такая обязанность возложена на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, управляющие компании и ТСЖ. Обязанность по созданию мест накопления ТКО на физических лиц не возложена. Собственник жилого дома в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Аналогичные нормы содержатся в разделе 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года. Таким образом, нормативными правовыми актами на административного истца не возложена обязанность по созданию мест накопления ТКО. В связи с этим место накопления ТКО для административного истца, проживающего по адресу: <адрес>, было создано администрацией города и включено в сроку 25 Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов <адрес>, и должно им использоваться наряду с другими собственниками. Таким место является площадка, расположенная в районе <адрес> технической ошибке <адрес> не был ранее указан в строке 25 Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов <адрес>, в настоящее время ошибка устранена, права истца не нарушены. Кроме того, место накопления ТКО, сведения о котором были поданы административным истцом, расположено за пределами его земельного участка, на территории общего пользования, право собственника на которую осуществляет орган местного самоуправления в лице администрации г. Зеи. При таких обстоятельствах было принято решение об отказе в согласовании места, выбранного заявителем.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

18 апреля 2019 года административный истец обратился в администрацию города Зеи с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи.

28 июня 2019 года в адрес административного истца администрацией города Зеи был направлен ответ, из которого следует, что в соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления с <Дата обезличена> возложена обязанность по оборудованию контейнерных площадок в частном секторе. Администрацией города Зеи были определены места накопления твердых коммунальных отходов с территории частного сектора города Зеи, данные места согласованы с управлением Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Зейском и Магдагачинском районах. Согласно Правилам обустройства мест (площадок) накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>, указанные места накопления ТКО были внесены в реестр мест накопления ТКО в городе Зеи. В этот реестр в строку <Номер обезличен> внесена информация о <адрес>, как об источнике образования отходов контейнерной площадки, размещенной по адресу: <адрес>, район <адрес>. Учитывая, что Правила не предусматривают повторное включение в реестр сведений об одном и том же объекте с привязкой его к разным площадкам, то администрация города не имеет правовых оснований для повторного внесения сведений в реестр о <адрес>.

<Дата обезличена> Лапо Е.М. обратился в Зейский районный суд с настоящим административным иском. Таким образом, суд находит, что трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, соблюдён.

При рассмотрении иных вопросов, подлежащих выяснению судом при рассмотрении настоящего дела, указанных в ч.9 ст.226 КАС, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Основания отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов определены п. 8 Правил. Таковыми являются: несоответствие заявки установленной форме; несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден Порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включения сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи, в котором содержатся нормы, аналогичные Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года.

В судебном заседании установлено, что административный истец Лапо Е.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и является собственником указанного жилого помещения.

<Дата обезличена> Лапо Е.М. обратился в администрацию города Зеи с заявкой о включении сведений о месте накопления ТКО, находящегося по адресу: <адрес>, с географическими координатами: 55.75399400, 37.62209300, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Зеи, указав, что он является собственником данного места накопления ТКО.

Согласно ответу администрации города Зеи, для жилого <адрес> определено место накопления твердых коммунальных отходов в реестре мест накопления ТКО в городе Зеи в строке <Номер обезличен> - контейнерная площадка, размещенная по адресу: <адрес>, район <адрес>. Повторное включение в реестр сведений об одном и том же объекте с привязкой его к разным площадкам не предусмотрено.

Отказ административного ответчика в согласовании указанного места накопления ТКО административный истец считает незаконным, нарушающим его права, свободы, законные интересы, поскольку лишает его возможности заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО.

Суд не может согласиться с указанными доводами административного истца по следующим основаниям.

Так, Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра возлагают обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.

Законодательство РФ не возлагает на граждан - собственников жилых помещений обязанности по созданию места (площадки) накопления ТКО.

В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В судебном заседании установлено, что жилой дом истца включен в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов г. Зеи, для сбора ТКО определена контейнерная площадка в районе <адрес> (п. 25 Реестра).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что по технической ошибке дом №<адрес> не был ранее указан в строке 25 Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов г. Зеи, в настоящее время ошибка устранена. Указанное обстоятельство административный истец не оспаривает.

Таким образом, из системного толкования Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра следует, что с заявкой о согласовании создания места накопления ТКО с органом местного самоуправления может обратиться только лицо, на котором лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО. Административный истец к таковым лицам не относится.

Доводы истца о лишении его возможности заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО не состоятельны, поскольку никаких препятствия для заключения такого договора не имеется, место накопления ТКО для административного истца определено и включено в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов г. Зеи.

Кроме того, суд учитывает, что заключением территриального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зея, Зейском и Магдагачинских районах <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, место накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Зеи обоснованно отказано Лапо Е.М. в согласовании места накопления твердых коммунальных отходов и включении его в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов г. Зеи, в связи с чем, заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лапо ФИО7 к администрации города Зеи о признании незаконным отказа в согласовании места накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности согласовать место накопления твердых коммунальных отходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья Куприянова С.Н.

Мотивированное решение составлено 23 августа 2019 года.

Судья