Дело № 2а-748/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 10 июня 2016 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Мухиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области к Главе местного самоуправления - председателю Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области о признании распоряжения главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании ликвидационной комиссии» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Контрольно-счетная инспекция Володарского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Главе местного самоуправления - председателю Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области о признании распоряжения главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании ликвидационной комиссии» незаконным.
Требования истца мотивированы тем, что Решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № внесены изменения в Положение о контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденное решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение №). В результате внесенных изменений утратила силу часть 1.6 статьи 1 Положения № о праве юридического лица Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области (далее - Контрольно-счетная инспекция района). На основании этого изменения глава местного самоуправления - председатель Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области Ш.Т.С. (далее - глава МСУ Ш.Т.С.) направила в адрес председателя Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Уведомление №). Уведомление № содержит информацию о ликвидации юридического лица - Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области и прекращении трудового договора ДД.ММ.ГГГГ председателя Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области К.Е.Ю. (далее - председатель К.Е.Ю..) согласно п.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Исключение части 1.6. статьи 1 из Положения № не может быть достаточным основанием для направления главой МСУ Ш.Т.С. в адрес председателя К.Е.Ю. уведомления № по следующим нормам Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-четных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Закон № 6-ФЗ) и Положения №: - согласно п. 1.2 статьи 1 Положения № «Правовое регулирование организации деятельности Контрольно-счетной инспекции основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Володарского муниципального района и другими муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной инспекции осуществляется также законами Нижегородской области. В соответствии с п. 1.1. статьи 1 Положения № Контрольно-счетная инспекция Володарского муниципального района Нижегородской области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Земским собранием Володарского муниципального района Нижегородской области и ему подотчетна.
Из Положения № исключена норма о праве юридического лица - Контрольно-счетной инспекции района, но при этом отсутствует нормативный правовой акт или норма о назначении правопреемника. Главой МСУ Ш.Т.С. издан нормативный правовой акт - распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ликвидационной комиссии». Основанием для издания распоряжения № стали Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон № 6-ФЗ, положение № (с изменениями), при этом ни один из перечисленных законодательных нормативных правовых актов не содержит норму о праве главы МСУ издать такой документ с применением статьи 61 ГК РФ о ликвидации юридического лица. Не установлено право главе МСУ для создания ликвидационной комиссии Законом № 6-ФЗ, Положением № или иным нормативным актом представительного органа. Применение статьи 61 ГК РФ влечет за собой ликвидацию юридического лица и прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим улицам, что ведет к приостановке деятельности контрольно-счетного органа, досрочному увольнению председателя контрольно-счетной инспекции района, следовательно, главой МСУ издан нормативный правовой акт с нарушением части 5 статьи 3 Закона № 6-ФЗ и части 1.5. статьи 1 Положения №, согласно этих норм деятельность контрольно-счетных органов не может быть приостановлена. При исполнении решения Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении права юридического лица контрольно-счетного органа следовало руководствоваться частью 1 статьи 57 ГК РФ о реорганизации (присоединения) юридического лица по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. До настоящего времени решение органа юридического лица - Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области, уполномоченного на то учредительным документом (Положение №) до Контрольно-счетной инспекции района в установленном порядке, в соответствии с которым следует провести прекращение права юридического лица, не доведено. Закон № 6-ФЗ и Положение № не предусматривают заключение трудового договора главы МСУ с председателем контрольно-счетного органа. Председатель Контрольно-счетной инспекции района К.Е.Ю. осуществляет полномочия на основании решения Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, без заключения трудового договора с главой МСУ, поэтому основания у главы МСУ для направления уведомления № в адрес председателя Контрольно-счетной инспекции района отсутствуют. Распоряжение №-ро о создании ликвидационной комиссии привело к осуществлению операций на лицевом счете Контрольно-счетной инспекции района председателем ликвидационной комиссии - главой МСУ Ш.Т.С. при том, что контрольно-счетная инспекция района является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с решением Земского собрания Володарского муниципального района «О бюджете района на 2016 год». Изменения в решение Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области представительным органом до настоящего времени не внесены, правопреемник решением о бюджете района на 2016 год не установлен.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса об административных судопроизводствах Российской Федерации (далее — КАС РФ) граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Распоряжение № и уведомление № нарушают права постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области и незаконно возлагают на него обязанности по исполнению действий, не предусмотренных действующим законодательством.
Административный истец просит признать незаконными: 1. Уведомление главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№; 2. Распоряжение главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ликвидационной комиссии».
Определением Володарского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу в части признания незаконным уведомление главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено.
Определением Володарского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Земское собрание Володарского муниципального района Нижегородской области, ликвидационная комиссия контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области.
Представитель административного истца К.Е.Ю. в судебном заседании административный иск просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области М.С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила следующее. Решением Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены изменения в Положение о Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района, утвержденное решением Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанным решением (пункт 1.1) пункт 1.6 статьи 1 Положения признан утратившим силу. До принятия решения пункт 1.6 Положения устанавливал, что «Контрольно-счетная инспекция обладает правами юридического лица. Юридический адрес: <адрес>.». Таким образом, представительным органом муниципального образования, в силу частей 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", имеющим полномочие на образование контрольно-счетного органа муниципального образования и наделение его статусом юридического лица, было принято решение о ликвидации юридического лица - Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района. Факт того, что решение Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, принятое с соблюдением процедуры, установленной Регламентом Земского собрания Володарского муниципального района, было направлено на ликвидацию юридического лица, подтвердил в судебном заседании свидетель УланскийВ.В - председатель постоянной комиссии Земского собрания по местному самоуправлению, межмуниципальному сотрудничеству и Регламенту Земского собрания. Кроме того, указанное решение № принято уполномоченным органом, так как в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ (пункт 2) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Орган юридического лица - Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района никаким муниципальным правовым актом на ликвидацию юридического лица не уполномочен. В соответствии с частью 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Постоянная комиссия Земского собрания по местному самоуправлению, межмуниципальному сотрудничеству и Регламенту Земского собрания (председатель У.В.В.), на которую решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ№, возложен контроль за исполнением указанного решения, обязанности, возложенные на нее статьей 62 Гражданского кодекса РФ не выполнила, в связи с чем главой местного самоуправления района, в соответствии с подпунктами 1, 4 части 4 статьи 36 Федерального закона от 10.06.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 6 статьи 40, подпунктами 1, 2, части 1 статьи 30 Устава Володарского муниципального района, было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-ро «О создании ликвидационной комиссии». В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ бремя доказывания - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возложено на административного истца. Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца - Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района в административном исковом заявлении и в приложенных к нему документах не имеется. Единственным доводом административного искового заявления, который связан с обжалуемым ненормативным правовым актом, это указание на то, что распоряжение № о создании ликвидационной комиссии привело к осуществлению операций на лицевом счете Контрольно-счетной инспекции района председателем ликвидационной комиссии - главой МСУ Ш.Т.С., при том, что Контрольно-счетная инспекция района является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с решением Земского собрания Володарского муниципального района «О бюджете района на 2016 год». Изменения в решение Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области представительным органом до настоящего времени не внесены, правопреемник решением о бюджете района на 2016 год не установлен. Действительно, на лицевом счете Контрольно-счетной инспекции была проведена единственная операция в соответствии частью 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. Таким образом, перечисление <данные изъяты> рублей журналу «Вестник регистрации» за опубликование сообщение о ликвидации юридического лица Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района, основано на законе. Внесение изменений в решение Земского собрания «О бюджете района на 2016 год» не требуется, так как Контрольно-счетная инспекция Володарского муниципального района, уже без статуса юридического лица, продолжит свое функционирование на основании Положения о Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. Председатель контрольно-счетной инспекции в соответствии частью 5 статьи 37.4 Устава Володарского муниципального района продолжит свои полномочия до назначения Земским собранием нового председателя. Более того, ликвидационная комиссия считает, что ни Контрольно-счетная инспекция, ни ее председатель не имеют полномочий на обращение в суд с административным иском, так как в соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ - от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Уполномоченным представителем ликвидационной комиссии председатель Контрольно-счетной инспекции К.Е.Ю. не является. На основании изложенного ликвидационная комиссия считает, что административное исковое заявление Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района не подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области М.С.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица ликвидационной комиссии контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района <адрес> М. в судебном заседании исковые требования не признала.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение о контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденное решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района». В результате внесенных изменений утратил силу пункт 1.6 статьи 1 Положения № в котором указывалось, что Контрольно-счетная инспекция обладает правами юридического лица. Юридический адрес: <адрес>.
Из материалов дела следует, что решением Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района» создана Контрольно-счетная инспекция Володарского муниципального района, данный орган ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Межрайонной ИФНС №15 по Нижегородской области, в качестве юридического лица, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №.
Принятие решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу пункта 1.6 статьи 1 Положения о контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области, направлено на ликвидацию Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района в качестве юридического лица.
Факт того, что решение Земского собрания Володарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, принятое с соблюдением процедуры, установленной Регламентом Земского собрания Володарского муниципального района, было направлено на ликвидацию юридического лица, подтвердил в судебном заседании свидетель У.В.В. - председатель постоянной комиссии Земского собрания по местному самоуправлению, межмуниципальному сотрудничеству и Регламенту Земского собрания. Указанное решение № принято уполномоченным органом, так как в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ (пункт 2) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Также, судом установлено, что Главой местного самоуправления района – председателем Земского собрания Володарского муниципального района Ш.Т.С., было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ликвидационной комиссии», обжалуемое в рамках рассмотрения данного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (пункт 8 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ).
Таким образом, законом предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования может и не обладать правами юридического лица, что не лишает его правоспособности.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Принятие Земским собранием Володарского муниципального района Нижегородской области решения об исключении из Положения о Контрольно счетной инспекции Володарского муниципального района пункта, касающегося наделения контрольно-счетной инспекции правами юридического лица, не подразумевает его ликвидацию как органа муниципального финансового контроля.
Таким образом, доводы административного истца о том, что принятие решения о ликвидации Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района в качестве юридического лица, в отсутствие нормативного правового акта о назначении правопреемника, не соответствует закону, суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанного положения Гражданского кодекса РФ, решение о назначении ликвидационной комиссии по ликвидации Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района в качестве юридического лица, принято не Земским собранием Володарского муниципального района Нижегородской области, то есть уполномоченным органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, а главой местного самоуправления - председателем Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области.
При таких обстоятельствах, суд находит требование административного истца о признании незаконным распоряжения главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ликвидационной комиссии», подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика, о том, что постоянная комиссия Земского собрания по местному самоуправлению, межмуниципальному сотрудничеству и Регламенту Земского собрания (председатель У.В.В.), на которую решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ№, возложен контроль за исполнением указанного решения, обязанности, возложенные на нее статьей 62 Гражданского кодекса РФ не выполнила, в связи с чем главой местного самоуправления района, в соответствии с подпунктами 1, 4 части 4 статьи 36 Федерального закона от 10.06.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 6 статьи 40, подпунктами 1, 2, части 1 статьи 30 Устава Володарского муниципального района, было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ликвидационной комиссии», не опровергают выводы суда о незаконности изданного главой местного самоуправления распоряжения, при этом суд считает, что глава местного самоуправления в силу положений Устава Володарского муниципального района, закрепляющих ее права, была вправе вынести на рассмотрение Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области вопрос о назначении ликвидационной комиссии и установлении порядка и сроков ликвидации Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области в качестве юридического лица, а также требовать созыва внеочередного заседания Земского собрания, для решения вышеуказанных вопросов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы местного самоуправления - председателя Земского собрания Володарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании ликвидационной комиссии».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев