ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-748/2018 от 03.05.2018 Рузского районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 03 мая 2018 года по делу №2А-748/2018

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец просит суд признать незаконным решение, принятое Главным управлением государственного строительного надзора Московской области об отказе в признании пострадавшей и включении в реест пострадавших граждан, оформленное уведомление от (дата), признать ФИО2 пострадавшей и обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить в реестр пострадавших граждан.

В обоснование иска указал, что решением Комиссии Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан от (дата). ФИО2 отказано во влечении в Реестр пострадавших граждан на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утверждаенных приказом Минстроя России от 12.08.2016 года № 560/пр в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 приложения № 1 к данному приказу.

Наличие данного отказа подтверждается уведомлением ответчика от (дата), при этом мотивы и обоснование отказа в уведомлении не даны.

Такое решение административного органа не согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от (дата) о том, что одной лишь ссылки на Правила ведения реестра без указания на то, какое конкретно несоответствие (нарушение) послужило основанием для отказа во влечении заявителя в реестр, недостаточно для того, чтобы решение контролируемого органа считать мотивированным.

С оспариваемым решением административный истец не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Факты привлечения денежных сресдтв административного истца для строительства многоквартирного дома и нарушения прав подтверждаются следующими документами:

- договором от (дата) о вступлении в порядке членства в ЖСК «Гарантинвестройгрупп», предмет которого связан с привлечением денежных средств административного истца в строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), объект строительства: картира в доме , подъеззд , на этаже , номер квартиры , общей площадью ... кв.м., цена договора ... рублей (пункт 3.2 Договора), срок окончания строительства объекта – ... квартал (дата) (пункт 6.1 Договора);

- документами об оплате (платежные квитанции, справки ЖСК о полной выплате).

Строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство , выданного Администрацией города Звенигорода (дата) с первоначальным сроком действия до (дата), затем действие разрешения Администрацией продлен до (дата). В дальнейшем полномочия по выдаче и продлению разрешений на строительство перешли Министерству строительного комплекса Московской области.

Письмом Администрации г.о. Звенигород от (дата) подтверждается, что разрешения на строительство выдано на основании правоустанавливающих документов на земельные участки, градостроительных планов земельных участков, проектной документации, то есть в полном соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, на момент привлечения денежных средств административного истца вся необходимая исходно-разрешительная документация у застройщика ЖСК «Гарантинвестстройгрупп» имелась.

Вместе с тем, как сообщило Министерство строительного комплекса Московской области, ЖСК «ГарнтИнвестСтройГрупп» в Министерство с заявлением о продлении срока действия разрешения на стротельство, а также о вводе объекта в эксплуатацию не обращался.

Таким образом, административный истец считает, что является пострадавшим гражданином, имеющим право на включение в Реестр, а административный ответчик при вынесении оспариваемого решения неправильно применил закон, подлежащий применению.

Отношения сязанный с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом.

Административный истец и его представитель надлежашим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представили письменные поясенения, просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Представить административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представит в материалы дела письменное возражение на административный иск.

Изучив материалы дела, письменную позицию сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Согласно частьям 4 и 7 ст. 23 п. 5.1 названной статьи Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролируемый орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № 2 к указанному Приказу, Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п. 6 того же раздела установлен исчесрпывающего перечень документов.

Согласно п.п. 1 п. 10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.

При этом п. 2 приложения № 1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Вместе с тем, оснований для отказа по п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Москвоской области не имелось.

В силу пункта 4 Правил включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домови чьи права нарущены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, дейставие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений учтановлено, что сторонами действительного имелся в виду договор учаятия в долевом строительстве.

В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ 16-5.

Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст. 431 Гражданского кодекса РФ)».

Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств, учитывает, что ЖСК «Гарантинвестстройгрупп» получил в установленном порядке разрешение на строительство и имел всю необходимую исходно-разрешительную документацию и градостроительные планы земельных участков в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 52 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. При этом, заключенный договор о вступлении в порядке членоства в жилищно-строительном кооперативе истца с ЖСК «Гарантинвестстройгрупп», исходя из положений ст. 431 во взаимной связи со ст.ст. 421, 422 ГК РФ по форме, содержанию и условям обязательства, соответствует всем существенным условиям договора участия в долевом строительстве.

Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ЖСК «Гаранинвестстройгрупп» исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По делу установлено, что решением Комиссии Главного упралвения государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан от (дата). ФИО2 отказано во влечении в Реестр пострадавших граждан на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утверждаенных приказом Минстроя России от 12.08.2016 года № 560/пр в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 приложения № 1 к данному приказу.

Наличие данного отказа подтверждается уведомлением ответчика от (дата), при этом мотивы и обоснование отказа в уведомлении не даны.

Такое решение административного органа не согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от (дата) о том, что одной лишь ссылки на Правила ведения реестра без указания на то, какое конкретно несоответствие (нарушение) послужило основанием для отказа во влечении заявителя в реестр, недостаточно для того, чтобы решение контролируемого органа считать мотивированным.

С оспариваемым решением административный истец не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Факты привлечения денежных сресдтв административного истца для строительства многоквартирного дома и нарушения прав подтверждаются следующими документами:

- договором от (дата) о вступлении в порядке членства в ЖСК «Гарантинвестройгрупп», предмет которого связан с привлечением денежных средств административного истца в строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), объект строительства: картира в доме , подъеззд , на этаже , номер квартиры , общей площадью ... кв.м., цена договора ... рублей (пункт 3.2 Договора), срок окончания строительства объекта – ... квартал (дата) (пункт 6.1 Договора);

- документами об оплате (платежные квитанции, справки ЖСК о полной выплате).

Строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство , выданного Администрацией города Звенигорода (дата) с первоначальным сроком действия до (дата), затем действие разрешения Администрацией продлен до (дата). В дальнейшем полномочия по выдаче и продлению разрешений на строительство перешли Министерству строительного комплекса Московской области.

Письмом Администрации г.о. Звенигород от (дата) подтверждается, что разрешения на строительство выдано на основании правоустанавливающих документов на земельные участки, градостроительных планов земельных участков, проектной документации, то есть в полном соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, на момент привлечения денежных средств административного истца вся необходимая исходно-разрешительная документация у застройщика ЖСК «Гарантинвестстройгрупп» имелась.

Вместе с тем, как сообщило Министерство строительного комплекса Московской области, ЖСК «ГарнтИнвестСтройГрупп» в Министерство с заявлением о продлении срока действия разрешения на стротельство, а также о вводе объекта в эксплуатацию не обращался.

Таким образом, административный истец считает, что является пострадавшим гражданином, имеющим право на включение в Реестр, а административный ответчик при вынесении оспариваемого решения неправильно применил закон, подлежащий применению.

Отношения сязанный с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом.

Заключенный административным истцом договор содержал все существенные условия договора участия в долевом строительстве, предъявляемые на том момент Федеральным законом. По своей правовой природе правоотношения между административным истцом и ЖСК «Гарантинвестстройгрупп» носили гражданско-правовой, а не корпоративный характер.

Таким образом, административный ответчик неправомерно отказал истцу во влечении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чби права нарушены, как соответствующему критерию пп.1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан. В соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 Главное управление государственного строительного надзора Москвоской области является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Учитывая изложенное, затсройщик – ЖСК «Гарантинвестстройгрупп», привлекший денежные средства для строительства многоквартирного дома, на дату рассмотрения иска просрочил исполнение своих обязательства перед истцом, жилой дом в установленный договором срок, а также на дату обращения не построил, квартира в собственность истцу не передана.

Неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в течении более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов является критерием по признанию гражданина пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартиных домов и чьи права нарушены.

Из правового анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение, принятое Главным управлением государственного строительного надзора Московской области об отказе ФИО2 в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан, оформленное уведомление от (дата).

Признать ФИО2 пострадавшей и обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить ФИО2 в реестр пострадавших граждан.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2018 года.

Судья Е.С. Морозова